Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дорогая "Вега"


28 марта 2013 года Владимир Леонов, Аргументы Недели


Оснащение Вооружённых сил современной техникой – осознанная необходимость. Власти отрывают от бюджетного пирога солидные средства на эти задачи. Только для военной авиации, по словам В. Путина, планируется закупить к 2020 году почти 2 тыс. самолётов и вертолётов и довести долю современной техники до 70%. При этом президент страны ещё раз призвал руководителей предприятий эффективно употребить выделяемые средства, которых завтра может уже не быть.

«Три семёрки» для «Веги»

На практике процесс передачи промышленностью Вооружённым силам современных образцов техники часто буксует. Заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин на недавнем совещании в Рособоронзаказе призвал ужесточить контроль над расходованием бюджетных средств при реализации госпрограммы вооружений до 2020 года. По его словам, выделяемые государственные средства привлекают «разного рода стервятников», которых надо «бить по рукам» за любую попытку их разворовывания.
Бить их ему придётся, видимо, не однажды – растратчиков с нулевыми результатами в нашей стране великое множество. Например, в конце января 2013 г. Дм. Рогозин нагрянул в концерн радиостроения «Вега». Руководитель «Веги» Владимир Верба доложил вице-премьеру о больших успехах предприятия по ряду ключевых направлений, развиваемых им на средства госбюджета.
 
А в реальности? За более чем десять лет «Вега» так и не выдала заказчику в железе новый самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100, призванный заменить прежнюю модель А-50. Известно, что ни один жизненно важный прибор нового комплекса разведки пока толком не работает. Более того, источник в российском Минобороны полагает, что проект А-100 за время его реализации успел морально устареть, так как в нём пытались реализовать технические принципы и системы начала 90-х годов прошлого века. Один из возможных вариантов – полное перепроектирование комплекса, что по сути означает списание ранее затраченных средств (в общей сложности близко к 7 млрд. рублей) и выделение новых. А также определение новых сроков работ, которые отложат появление нового отечественного комплекса ДРЛО ещё лет на десять. Самое забавное, в феврале В. Верба приблизительно в этом духе и доложил итог работы по проекту министру обороны Сергею Шойгу –всего через месяц после победных реляций заместителю председателя правительства по оборонке!
 
Следующий провал «Веги» – беспилотники. В. Верба был назначен генеральным конструктором по всей российской беспилотной технике. Несколько лет назад экс-замминистра обороны Владимир Поповкин отмечал, что Минобороны потратило на «Вегу» порядка 5 млрд. руб., рассчитывая получить современные комплексы БЛА. Однако представленные «Вегой» образцы оказались «каменным веком» и не удовлетворили военных ни по своим лётно-техническим характеристикам, ни по качеству работы бортового оборудования. Канули в лету программы создания беспилотных комплексов «Типчак» и «Аист» вместе с немалыми средствами на их разработку. Тем не менее, несмотря на череду явных и громких провалов, финансирование проектов веговских беспилотников было продолжено и в 2013 году. По некоторым данным суммарные затраты госбюджета на них также приблизились к 7 млрд. рублей.
 
Также около 7 млрд. руб. государством было потрачено на работы «Веги» по созданию бортовых систем самолёта Ту-214ОН по программе «Открытое небо» вместо устаревших Ту-154 и Ан-30. Можно было бы предположить, что имевшие место неоднократные задержки в выполнении данного так и не завершённого контракта связаны со сложными научно-исследовательскими работами. Однако, как выяснилось, новые возможности самолёта Ту-214ОН обуславливаются лишь наличием на борту улучшенных фотоаппаратов и РЛС бокового обзора. По-видимому, дисбаланс между скромными характеристиками комплекса с одной стороны и колоссальными затратами по проекту и неприемлемыми сроками его реализации с другой должна сгладить мебель – самолёт получил кожаные диваны и дорогие атрибуты салона бизнес-класса.
 
Оргвыводы
 
После визита Дм. Рогозина на «Вегу» В. Верба был вызван в ВПК для разъяснений по «ряду вопросов». Что же, «ряд вопросов» вполне уместен – сложившаяся на настоящий момент аховая ситуация нарастала годами. Тем не менее ни совет директоров «Веги», возглавляемый ранее зампредседателя ВПК, а ныне замминистра обороны по вооружению Юрием Борисовым, ни контролирующие органы в лице Рособоронзаказа или Счётной палаты в течение ряда лет, несмотря на вопиющие факты, почему-то не предпринимали необходимых мер по исправлению данного положения.
 
После простого сложения затраченных на веговские «поделки» сумм – а попросту тех самых «трёх семёрок» – становится понятно, что государство фактически выбросило на ветер без малого миллиард долларов! И это вместо новых высокотехнологичных систем, в которых остро нуждается военный заказчик.
 
Миллиарды, которые с лёгкостью «осваивают» некоторые предприятия оборонки, способны шокировать кого угодно. Общие потери по проектам ОАО «Российские космические системы» (ГЛОНАСС), РКК «Энергия» (40% бюджета космической отрасли) и концерна «Вега» сопоставимы с суммами, направляемыми, скажем, на государственные пенсионные программы.
 
Очевидно, что финансирование без контроля развращает. Без дисциплины система разработки и производства высокотехнологичной военной техники эффективно работать не способна. Как отметил Дм. Рогозин, «там, где много бюджетных средств и слабый контроль над их расходованием, процветают коррупция, казнокрадство, мздоимство и экономические преступления». Так когда же ждать оргвыводы? Фигуранты есть, можно очередь выстраивать.
 
Досье «АН»
Режим «Открытое небо» введён для взаимного контроля соблюдения обязательств международных договоров по сокращению вооружений странами-участницами на своих национальных территориях, в том числе с использованием авиации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer