Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ульяновск помахал Казани "черным крылом"


29 марта 2013 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Первое серийное композитное («черное») крыло будет изготовлено в июне 2014 года в Ульяновске, заявило на днях руководство компании «АэроКомпозит» («дочка» объединенной авиастроительной корпорации – ОАК). Перспектива – выпуск таких крыльев для всех российских гражданских самолетов. Еще недавно этот суперпроект считался само собой разумеющимся для КАПО им. Горбунова. Об этом говорили и президент РТ Рустам Минниханов, и президент ОАК Михаил Погосян, и руководство авиазавода. Кто же кого водил за нос? Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что «переменчивость характера» стала фирменным стилем управления авиаотраслью.

КРЫЛЬЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ГЛАВНАЯ НАДЕЖДА КАПО

В конце 2008 года стало известно, что КАПО выбрано базовым предприятием по производству так называемых «черных крыльев» для всей ОАК. Но в феврале 2010 года появилась другая информация: выпускать само композитное крыло будут на ульяновском заводе «Авиастар-СП», а Казань выбрана местом производства «черных» закрылков, а также рулей высоты и направления.

Казалось бы, на этом все, ведь не о производстве спичек речь идет. Но не тут-то было. В августе 2011 года президент ОАК Михаил Погосян (он был назначен на эту должность в феврале 2011-го взамен Алексея Федорова) вдруг сообщил: «На базе КАПО в Казани будет создан центр сборки металлических и композитных крыльев». Он подтвердил сказанное в октябре 2011 года, выступая с лекцией в КАИ, и месяц спустя, на VI международном лин-форуме в Казани.

В марте прошлого года финансовый директор КАПО Жамиль Тагиров после совещания, которое провел глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в ближайшие 7 лет КАПО увеличит выручку в 6 раз, до 30 млрд. рублей. И основным драйвером роста будет центр компетенций по производству крыльев, в создание которого планируется инвестировать более 1 млрд. рублей кредитов. «И самым главным здесь будет процесс организации безбумажной технологии запуска производства, - конкретизировал Тагиров. - Получаем в электронном виде техническую информацию, разрабатываем технологический процесс, программы, которые закладываем в цифровые станки». То есть строились планы, делались расчеты. Коммерческий директор сообщил, что сборка металлических крыльев стартует в 2013 году, «черных» (для новой модели «Суперджета» и для МС-21) - вместе со стартом производства этих самолетов.

«РЕБЯТА С КАПО ДАЖЕ В ЕВРОПУ ЕЗДИЛИ…»

Более того, совсем недавно, в мае 2012 года, на церемонии закладки первого камня завода ООО «Алабуга-Волокно» (совместный проект холдинговой компании «Композит» и «Росатома») Рустам Минниханов назвал первую компанию «якорного заказа», заметив, что композиты нужны в производстве «черного крыла» на КАПО. Дело в том, что глава «Росатома» Сергей Кириенко тогда сознался, что строить карбоновый завод в РТ никто не хотел – были более логичные претенденты. Но Минниханов «вырвал» завод, пообещав «якорный заказ» от РТ.

И вот, наконец, на днях в Ульяновске президент компании «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский сообщил, что первое серийное композитное крыло будет собрано в Ульяновске до конца июня 2014 года. О Казани речи больше не идет.

Газета «БИЗНЕС Online» попросила разъяснить ситуацию руководство ОАК и КАПО, но там от комментариев воздержались. Наш источник в корпорации сообщил: «Планы таковы. Ульяновск делает «черное крыло» и центроплан для МС-21, первый полет которого запланирован на 2015 год. Казань - механизацию крыла и хвостовое оперение для МС-21 и «Суперджет 100» из композитных материалов. Проект центра сборки в Казани металлических крыльев для «Суперджета» не состоялся из-за того, что, по расчетам, он был бы экономической неэффективным - получилось дороже, чем в Комсомольске-на-Амуре. О новой модели «Суперджета» с композиционным крылом пока официально речь не идет… В перспективе Ульяновск будет делать «черные крылья» для всех новых гражданских программ ОАК, а Казань – закрылки, оперение и так далее».

Другой наш источник в авиаотрасли напомнил, что идея о крыльевом производстве в Казани, действительно, оговаривалась не раз: «Да, была такая идея. Сначала речь шла о металлическом крыле. Рисовали чертежи, делали планировки, а потом появилась тема и по «черному крылу». Все очень серьезно - ребята с КАПО даже в Европу ездили. Какова была идеология? Поскольку больших заказов на Ту-214 нет, надо смотреть, как загрузить завод. А в ОАК, когда корпорацией еще рулил Федоров, департаментом, занимавшимся производственными взаимоотношениями, руководил Андрей Черкашин, который толкал идею о том, что каждый завод должен брать на себя какую-то компетенцию и ее развивать.

Была договоренность, что «черное крыло» полностью забирает КАПО. Площадку мы им предлагали неплохую, под 140 тысяч квадратных метров производственных площадей. Но потом Федоров с Погосяном (тогда – вице-президент ОАК – авт.), насколько я знаю, «сломали» Ульяновск - отобрали у него корпус на 100 тысяч квадратных метров под «черное крыло», и тогда идея по Казани просто распалась… Но когда Федорова сменил Погосян, он тоже говорил о «черном крыле» в Казани. Почему? У меня нет на этот счет информации».

«ОАК СЛАВИТСЯ ПЕРЕМЕНЧИВОСТЬЮ ХАРАКТЕРА»

У отраслевых экспертов нет единого мнения о ситуации. Одни говорят о метаниях ОАК; другие напоминают: обещания, данные казанскому авиазаводу, можно перечислять долго; третьи уверены, что КАПО попросту не могли обещать «черное крыло».

Роман Гусаров – главный редактор отраслевого портала Aviaru.net:

- Разработка и производство композитного крыла для МС-21 – важная задача. Процесс сложный: мы сегодня не обладаем такими технологиями, мы пытаемся их освоить, спроектировать такое крыло. Если получится такое крыло и будут отработаны технологии, его можно масштабировать и переносить эти технологии для разработки других моделей самолетов… В Ульяновске планировали делать крупные композитные детали вроде кессонов крыла, а в Казани – небольшие изделия типа закрылков, предкрылков. И логично транспортировать мелкие детали к крупным, а не наоборот. Но ОАК ведь, к сожалению, славится переменчивостью характера, планов: обещают сначала одно, потом переигрывают на другое, а на выходе в итоге получаем третье.

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Маловероятно, да почти невозможно, что заявления (о «черном крыле» на КАПО – авт.) могли быть сделаны в прошлом году. Потому что еще в 2010-м, а точнее, 15 февраля 2010 года было подписано соглашение между ОАК, Ульяновской областью и компанией «АэроКомпозит» о том, что его участники будут реализовывать инвестиционный проект «Строительство завода по производству композиционных конструкций». Реализуется проект на промплощадке завода «Авиастар-СП». Согласно первоначальным планам, строительство завода должно занять три года, в 2013 - 2014 году должно начаться опытное производство, а в 2015 - 2016 – серийное производство. Мощности предприятия рассчитаны на производство 30, 70 или 100 комплектов «черных крыльев» в год, в зависимости от производственной программы. Планируемое количество рабочих мест при выходе на полную мощность – 600. Так что никто не мог делать таких заявлений. Когда проект только рассматривался, представители ОАК говорили, что выбор площадки будет зависеть от наличия в регионе квалифицированной рабочей силы, себестоимости производства и возможности предоставления преференций от региональных властей.

Олег Пантелеев – главный редактор отраслевого портала АвиаПорт.Ru:

- Есть компания, которая будет отвечать, по большому счету, за разработку и производство композитного крыла для МС-21. Это «АэроКомпозит». Она совместно с ОАК сегодня на двух параллельных площадках – в Казани и в Ульяновске - ведет монтаж оборудования. Ульяновская площадка будет делать неподвижную часть крыла – кессон, некоторые панели, а Казань будет специализироваться на механизации и ряде других элементов. То есть фактически композитное производство будет развернуто и там, и там, однако на каждой из площадок будут собственные технологические процессы и уникальные комплекты технологического оборудования. Так что всем сестрам достанется по серьгам… А насчет финальной сборки крыла не берусь сказать… И, думаю, здесь все-таки самый важный момент это то, что оборудование, позволяющее по уникальным технологиям собирать те или иные элементы «черного крыла» будет и в Казани, и в Ульяновске.

Назир Киреев – советник премьер-министра РТ:

- Как могли одновременно обещать «черное крыло» и Ульяновску, и Казани? Давайте вспомним, что еще говорили-обещали в прошлом году. Например, на уровне премьер-министра России принято решение об освоении здесь Ан-70… И вообще на очень высоком уровне заявлялось об освоении на КАПО серийного продукта. На моей памяти было принято примерно 10 решений очень высокого уровня. И я не знаю, чтобы они были выполнены. Самое интересное, что по целому ряду продуктов, которые должны были быть освоены КАПО, есть решения, принятые правительством России: о самолетах Ту-330, Ту-334, Ту324, было протокольное решение по Ан-70, было и решение нижестоящих организаций о «черном крыле». Но фактически ничего из того, что было принято, на КАПО не реализуется… Сейчас вот говорят, что мы будем обеспечивать сделанными у нас композитными агрегатиками едва ли не заграницу и все такое прочее...




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer