Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От нефти до кукуя


6 марта 2013 года Алексей Топалов, Екатерина Мереминская, Газета.ru


Российские интересы в Венесуэле — это нефть, продажа оружия и авиатехники, золотой запас Уго Чавеса и атомная энергетика. Проекты на сумму свыше $30 млрд держатся на личных договоренностях и симпатиях высшего руководства государств и госкомпаний, в частности главы «Роснефти» Игоря Сечина. Источники в отраслях не исключают проблем с реализацией контрактов. В «Роснефти» это опровергают.

Формализация связей России и Венесуэлы в нефтегазовой отрасли в существующей на сегодняшний день конфигурации стартовала около пяти лет назад. В 2008 году в рамках межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня ее представители впервые начали обговаривать создание совместного предприятия. Со стороны Венесуэлы в него должна была войти госкомпания Petróleos de Venezuela Sociedad Anonima (PDVSA), с российской стороны – «Национальный нефтяной консорциум» (ННК), объединивший пять крупнейших нефтяных компаний России: «Роснефть», «ЛУКойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз». Каждая из компаний получила в новом предприятии по 20%.

В апреле 2010 года было создано совместное предприятие PetroMiranda, в котором PDVSA получила 60%, а консорциум – 40%.

СП создавалось для разработки блока «Хунин-6» в бассейне реки Ориноко. Его запасы, по разным оценкам, составляют 7,2--8,5 млрд тонн нефти. Для сравнения, в России в год добывается около 500 млн тонн. Добыча на «Хунине-6» началась в сентябре прошлого года: предполагалось, что на начальном этапе годовой объем добычи будет составлять около 2,5 млн тонн. За право вхождения в проект ННК заплатил $1 млрд.

Общие запасы бассейна Ориноко весьма велики — 235 млрд баррелей (около 32 млрд тонн) нефти. После того как все блоки пройдут международную сертификацию, эта цифра вырастет до 314 млрд баррелей (примерно 43 млрд тонн), что выведет Венесуэлу в мировые лидеры по нефтяным запасам.

Но это так называемая тяжелая и сверхтяжелая нефть, очень плотная и вязкая, с высоким содержанием битума, что осложняет ее переработку и, следовательно, делает дешевле. По оценкам отраслевых специалистов, Венесуэла сможет перевести в категорию извлекаемых не более 30% этих запасов.

На сегодняшний день ситуация с «Национальным нефтяным консорциумом» изменилась. Из состава ННК вышел «Сургутнефтегаз». Источники в нефтяной отрасли неоднократно отмечали, что создание ННК было инициативой нынешнего главы «Роснефти» Игоря Сечина, на тот момент курировавшего ТЭК в российском правительстве. «Сургутнефтегаз», по словам источников, в Венесуэлу не стремился. Именно этим объясняется выход компании из проекта. Долю «Сургутнефтегаза» в конце января 2013 года выкупила «Роснефть». Сумма не раскрывалась; по данным источников, госкомпания заплатила «Сургуту» $200 млн, то есть сумму, внесенную компанией при вхождении ННК в проект «Хунин-6».

Учитывая, что до конца первого полугодия «Роснефть» должна завершить сделку по поглощению ТНК-ВР, в перспективе госкомпания получит 60% в ННК. В связи с этим экс-оператор «Хунина-6» «Газпром нефть» 27 февраля заявила о необходимости подписания нового акционерного соглашения по проекту. Но «Газпром нефть» не намерена выходить из проекта даже в том случае, если ее инициатива не будет поддержана.

Не собираются выходить из «Хунина-6» и другие участники. «Венесуэла остается стратегическим направлением для нашей компании, — заявили «Газете.Ru» в «Роснефти», напомнив, что Сечин неоднократно говорил о том, что Венесуэла является самым перспективным в мире регионом в плане нефтедобычи.

В «ЛУКойле» также говорят, что заинтересованы в проекте. «У него хорошая рентабельность», — пояснил представитель компании. До 2011 года «ЛУКойл» работал на другом проекте в бассейне Ориноко – «Хунин-3»; когда истек срок контракта, российская компания решила не заключать новых соглашений. «Это был контракт на доразведку, мы выполнили свои обязательства и решили на этом остановиться, — рассказывает представитель «ЛУКойла». – Дело в том, что «Хунин-3» территориально располагается довольно далеко от «Хунина-6» — работать там в одиночку достаточно сложно».

В сентябре прошлого года «Роснефть» договорилась с PDVSA о вхождении в проект «Карабобо-2». Территория Карабобо, расположенная в нефтеносном поясе реки Ориноко, включает в себя три блока. Запасы первого и третьего составляют 8 млрд тонн и 4,6 млрд тонн нефти соответственно. Запасы «Карабобо-2» оцениваются в 5,1 млрд тонн. Как говорил осенью министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес, на «Карабобо-2» «Роснефть» и PDVSA рассчитывают добывать 400 тыс. баррелей (около 55 тыс. тонн) ежесуточно. В январе Рамирес уже заявлял о суточной добыче в 1,12 млн баррелей (порядка 153 тыс. тонн). Доля российской компании составляет 40% — за это «Роснефть» заплатит $1,2 млрд плюс предоставит PDVSA кредит на $1 млрд.

В конце февраля Венесуэлу посетила делегация российских предпринимателей во главе с Игорем Сечиным. По итогам визита глава «Роснефти» заявил, что госкомпания намерена вложить в уже действующие венесуэльские нефтяные проекты $10 млрд. Срок инвестирования Сечин не уточнил. Зато он сказал, что «Роснефть» интересуется проектами по добыче газа на шельфе Венесуэлы. А министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес, в свою очередь, заявил, что совместные инвестиции России и Венесуэлы в нефтяные проекты до 2019 года составят $46 млрд, $17 млрд из них внесут российские компании.

«У нас нет сомнений, что наши инвестиции являются защищенными, — говорил Сечин в конце января. — Мы убеждены в том, что наши проекты будут реализовываться в долгосрочном периоде и на них не повлияют внешние обстоятельства».

Источники в нефтяной отрасли говорят, что риск в любом случае остается. «Основные риски связаны с возможностью пересмотра новым правительством заключенных соглашений, — поясняет представитель одной из работающих в Венесуэле российских нефтяных компаний. – Сам Чавес в период национализации практически вынудил уйти из Венесуэлы американские ExxonMobil и ConocoPhilips, и компании потеряли все свои инвестиции».

Оружие для Чавеса

Венесуэла — один из основных рынков российского вооружения. В страну поставлялись зенитные ракетные системы С-300, танки Т-72С, Т-72М1М, многофункциональные истребители «Сухой» Су-30МК, военные вертолеты Ми-35 (экспортный вариант ударного Ми-24) и Ми-17, автоматы АК-103, установки ЗСУ-23х4, переносные минометы и бронетранспортеры. Для Венесуэлы Россия — практически единственный поставщик оружия. Автоматы Калашникова Чавес называл «знаменем вооруженных сил Венесуэлы» и поддерживал личные отношения с конструктором автомата Михаилом Калашниковым.

Совокупный объем уже заключенных договоренностей к началу 2013 года оценивается «Рособоронэкспортом» в $11 млрд. В основном российское оружие поставлялось в кредит.

В 2009 году Россия открыла Венесуэле кредитную линию на $2,2 млрд на покупку оружия. в 2011 году Россия одобрила Венесуэле кредит на $4 млрд для покупки оружия (половину его Каракас должен был получить в 2012 году, половину — в 2013 году).

Высокопоставленный источник в «Рособоронэкспорте» называет Чавеса «нашим большим другом». «Когда мы встречались в Каракасе, было понятно, что он любит нашу технику до того, что никакие тендеры не нужны. Он верил в российское оружие», — вспоминает он.

Политическая оппозиция в Венесуэле была настроена сворачивать программу закупки оружия, исходя из того, что у страны нет врагов. Кампания проходила под лозунгом «Тракторы вместо танков».

Великие миссии

Венесуэла — один из крупнейших торговых партнеров России. В 2011 году, одновременно с соглашением о кредите на $4 млрд, было подписано соглашение о создании совместной российско-венесуэльской банановой компании. Тогда же Чавес предложил России «кокуй» – национальный венесуэльский алкогольный напиток из агавы, крепостью 50 градусов.

«Наш кокуй составит конкуренцию даже русской водке», — сказал Чавес. Он пояснил, что из-за морозов, которые наступают в России зимой, пить крепкие напитки для русского человека — жизненная необходимость.

Тогда же Венесуэла договорилась об экспорте цветов, и еще в 2011 году было создано российско-венесуэльское совместное предприятие «Орхидея» (Empresa Mixta Russo-Venezolana Orquidea, S.A.). По проекту производство предполагалось разместить на участке в 81 га в районе штата Миранда, также было предусмотрено строительство двух логистических комплексов на территории Венесуэлы и одного в России, на территории аэропорта Домодедово. Помимо цветов СП собиралось поставлять в Россию манго, гуаву, ананасы, кокосы, бананы, авокадо, папайю, кальмаров, креветок, устриц, осьминогов, рыбу парго рохо и тилапию.

Долгое время обсуждалась идея создания российско-венесуэльского банка. В 2009 году проект был одобрен, а в 2011 году на встрече Чавеса и Сечина в Каракасе было подписано соглашение об увеличении уставного капитала банка до $4 млрд. Пакетами в 25% плюс 1 акция банка владеют Газпромбанк и группа ВТБ, в собственности венесуэльского Fondo De Desarrollo Nacional (Фонд национального развития) находятся 50% минус 2 акции. Дивиденды российско-венесуэльского банка, заявил Чавес в июне 2012 года, достигли $5 млн.

В 2011 году Чавес обещал перевести золото Венесуэлы в Россию. Он отдал банку Венесуэлы поучение вернуть в страну резервы золота на $11 млрд, хранящиеся в финансовых учреждениях развитых стран, чтобы перевести их в Китай, Бразилию и Россию.«Нам нечего скрывать. Экономики Европы и США идут ко дну. Поэтому настало время проверить основательность экономик таких стран, как Китай, Россия и Бразилия», — заявил Чавес.

Российские подрядчики с 2010 года принимают участие в проекте «Великая миссия жилья» — строительстве типового панельного жилья в Каракасе, в частности района «Оливковая ветвь», в рамках соглашения между Фондом жилищного строительства при мэре Москвы и министерством жилищного строительства Венесуэлы. Проект включает создание инфраструктуры и организацию девяти совместных предприятий для производства стройматериалов.

В 2010 году Россия и Венесуэла договорились о строительстве АЭС мощностью 4 тыс. мегаватт. Но после аварии на японской «Фукусиме-1» в 2011 году Чавес заявил, что его страна приостанавливает развитие программ мирного атома. В 2012 году сотрудничество возобновили — правительство России утвердило соглашение с Венесуэлой.

Переговоры о сотрудничестве с Венесуэлой ведут российские автомобильные компании. «Русал» Олега Дерипаски намерен реализовать в Венесуэле проект по добыче бокситов, глинозема и производству алюминия. Кроме того, продолжаются переговоры «Объединенной авиастроительной корпорации» о поставках дальнемагистральных самолетов, «Объединенная судостроительная корпорация» готовит ряд предложений по поставке Венесуэле танкеров и судов, указано в документах правительственной комиссии.

За месяц до смерти Чавеса источники Bloomberg утверждали, что «политический вакуум» в стране может спровоцировать сокращение финансирования инвестпроектов, в том числе со стороны ближайших партнеров — России, Китая и Индии.

Российские и индийские компании отказываются от планируемых инвестиций в венесуэльские нефтяные месторождения, говорили агентству восемь руководителей и консультантов нефтяных компаний. В частности, индийская Reliance Industries Ltd. отложила на несколько месяцев инвестиции в размере $2 млрд в четыре венесуэльских нефтяных месторождения, несмотря на крайний срок сделки 31 января этого года, так как не получила геологические данные от PDVSA, заявил источник Bloomberg. Задержки в финансировании ставят под угрозу способность венесуэльской PDVSA остановить снижение производства, предупреждал источник.

Источник в «Роснефти» это опровергает. «На встрече Сечина с президентом Владимиром Путиным, состоявшейся 22 января, глава госкомпании назвал Венесуэлу одним из приоритетных направлений. Ранее Сечин не раз подчеркивал, что Венесуэла является зарубежным приоритетом номер один», — напомнил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjSDb
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/country/geo/korolev/, варианты по ссылке.
Аренда Газели с водителем на http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/voditel/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer