Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кого берут в космонавты?


10 апреля 2013 года Дарья Манина, Голос России


Летчик, врач, программист… кому отдают предпочтение при подготовке космонавтов? Кто выбирает "неземную" профессию и кто в ней остается? "Голос России" пообщался с кандидатами в космонавты и попытался разобраться, чем нынешние сотрудники Звездного городка отличаются от своих предшественников

В СССР в списке требований для космонавтов значилось: рост – до 170 см., профессия – летчик-истребитель, возраст – до 30 лет. Конечно, было много и других критериев отбора, связанных с физическим и психическим здоровьем. Но очевидно одно: чтобы полететь в космос, нужно было иметь высокий уровень летной подготовки.

Позже от этой традиции отказались: космическая отрасль развивалась, для работы на орбите понадобились представители разных профессий. В 80-е в СССР начали планировать полет на Марс. Для длительной экспедиции тщательно отбирались кандидаты на протяжении почти десяти лет. Врачей в команду искали среди хирургов, сотрудников лабораторий и, главное, работников скорой помощи. Планировалось, что на Марс полетят восемь врачей, вспоминает участник эксперимента "Имитация полета международного экипажа на космической станции" Анатолий Мурашов:

"Предполагалось, что к Марсу полетит экспедиция большая, может, 15-16 человек, и экипаж будет международный. Планировалось, что команда долетит до Марса, проработает несколько месяцев на марсианской орбите, осуществит выход на марсианскую поверхность и вернется назад. По предварительным расчетам, это должно было занять не один год. Поэтому необходимо было подготовить несколько врачей в составе экспедиции".

Второго февраля 1999 года начался экспериментальный полет на Марс. Группу космонавтов поместили в тренировочный модуль на Земле. Экипаж на протяжении восьми месяцев жил на борту корабля, выполняя задания и отрабатывая возможные внештатные ситуации. Четыре человека проводили день за днем в боксе размером с вагон трамвая, рассказал Анатолий Мурашов. По его словам, для некоторых это оказалась непосильным испытанием:

"В частности, японец не выдержал полного срока полета. Он вышел на 60-е сутки. Это было одним из условий контракта, хотя и значилось как крайняя ситуация – выйти в открытый космос. То есть человек заявил на 60-е сутки: "Я больше не могу и не хочу участвовать". Причины он объяснил в японском космическом агентстве. Но признаться, и у меня бывали такие моменты. Когда ночь наступит, смотришь на эти моргающие лампочки кругом, слушаешь звук системы жизнеобеспечения и думаешь, как же это все достало".

Сейчас во всем мире стала популярна практика привлечения к орбитальным полетам не только специалистов космической отрасли, но и математиков, физиков, инженеров. Программист Петр Дубров попал в Звездный городок год назад через первый в истории гражданский Открытый набор. В Интернете заявки на конкурс подали 300 человек со всей России. Основными требованиями были возраст не старше 35 лет, наличие высшего образования и опыт работы по специальности от трех лет. Всех прошедших этот этап пригласили перейти к физическим тестам. И вот их сумели выдержать всего восемь человек. Сейчас они зачислены в Звездный штат отряда космонавтов. Но это не означает, что все полетят в космос, пояснил Петр Дубров:

"Первый этап подготовки длится примерно полтора-два года. В это время нам рассказывают самые основы, базу, на которой строится пилотируемая космонавтика и космонавтика вообще. По окончании этого этапа мы будем сдавать государственный экзамен, где будут уже оценивать, насколько хорошо мы усвоили полученные знания".

Те, кто не сдаст экзамен, вернутся к своей прежней работе. А "отличники" пойдут дальше. Следующий блок занятий - подготовка в группе. Он также длится около полутора-двух лет и посвящен подробному, детальному изучению космического корабля и станции. В данном случае – МКС, рассказал Петр Дубров:

"Главная цель - это жить и работать в космосе, быть готовым выполнить несколько полетов с совершенно разными задачами, какими бы их ни поставили. А чтобы достичь этих целей, нужно уже быть основательно подготовленным. То есть тут уже нельзя давать каких-то послаблений".

Кто из кандидатов все-таки полетит в космос, станет известно лишь на финальной стадии подготовки. Однако всех греет мысль о конечной цели. И как когда рассказывал дублер Юрия Гагарина, второй космонавт в истории человечества Герман Титов, каждый мечтает, что к звездам отправится именно он:

"Мы все знали, что приближается полет человека в космос. Были уже испытаны корабли, возвращались аппараты с животными из космических полетов. И, конечно, в эти дни решался вопрос о том, кому первому занять место в кабине космического корабля. Естественно, каждый из нашей шестерки, которая первой готовилась к полету, хотел быть на месте командира корабля. Но корабль "Восток" был одноместным".

С тех пор количество мест на космическом корабле увеличилось до шести. За полвека в космосе успели побывать 525 астронавтов. И кто окажется в "звездном" составе следующей экспедиции, покажут годы тренировок.

Требования к кандидатам в космонавты в СССР:

• Рост – до 170 см

• Вес – 70-72 кг

• Летчик-истребитель

• Возраст - до 30 лет

• Высокий уровень летной подготовки

• Абсолютное здоровье (отсутствие хронических заболеваний и хирургических вмешательств)

• Членство в КПСС

• Минимальное знание русского языка

• Наибольшие требования космический полет предъявляет к сердечно-сосудистой системе человека и вестибулярному аппарату.

 Требования к кандидатам в космонавты в России:

• Кандидатом в космонавты Роскосмоса может стать только гражданин Российской Федерации.

• Возраст - до 33 лет

• Высшее образование. Приоритетом при отборе пользуются лица, имеющие опыт работы в авиационной и ракетно-космической промышленности России

• Опыт работы по специальности не менее 5 лет и не менее 3-х лет на одном месте работы

• В состав профессионально значимых физических качеств входят: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость

• Минимум общих знаний в области основ пилотируемой космонавтики

• Иметь способности к изучению космической техники

• Знания русского и английского не ниже "хорошо"

• Умение пользоваться персональным компьютером, Интернетом, электронной почтой, антивирусными программами и др.

• Иметь необходимую осведомленность в области истории мировой и отечественной космонавтики, обладать необходимым минимумом общих знаний в области культурологии

• Психологические и морально-нравственные качества претендентов оцениваются по результатам специальных психологических исследований, Оцениваются: мотивация, вредные привычки, поведение в экстремальных ситуациях, память, внимание, мышление, моральные ценности.

Антропометрические данные:

• Рост в положении стоя (150-190 см)

• Рост в положении сидя (80-99 см)

• Масса тела (50-90 кг)

• Максимальная длина ступни (29,5 см)

• Максимальный поперечный размер плечевой области (52 см)

• Максимальное расстояние между углами подмышечных впадин (45 см)

• Максимальная ширина бедер в положении сидя (41 см).

Физические нормативы:

• Выносливость: бег 1 км (результат не ниже 3 мин. 35 сек.) плавание кролем 800 м (результат не ниже 19 мин. 00 сек.), лыжная гонка 5 км (результат не ниже 21 мин)

• Сила: подтягивание (результат не ниже 14 раз), угол в упоре на брусьях (результат не ниже 15 сек.)

 • Оценка быстроты: бег 60 м (результат не ниже 8,5 сек.), плавание 25 м (результат не ниже 19 сек.)

• Ловкость: координация движений, упражнения на батуте, прыжки в воду.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXHcH
По ссылке http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer