Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кого берут в космонавты?


10 апреля 2013 года Дарья Манина, Голос России


Летчик, врач, программист… кому отдают предпочтение при подготовке космонавтов? Кто выбирает "неземную" профессию и кто в ней остается? "Голос России" пообщался с кандидатами в космонавты и попытался разобраться, чем нынешние сотрудники Звездного городка отличаются от своих предшественников

В СССР в списке требований для космонавтов значилось: рост – до 170 см., профессия – летчик-истребитель, возраст – до 30 лет. Конечно, было много и других критериев отбора, связанных с физическим и психическим здоровьем. Но очевидно одно: чтобы полететь в космос, нужно было иметь высокий уровень летной подготовки.

Позже от этой традиции отказались: космическая отрасль развивалась, для работы на орбите понадобились представители разных профессий. В 80-е в СССР начали планировать полет на Марс. Для длительной экспедиции тщательно отбирались кандидаты на протяжении почти десяти лет. Врачей в команду искали среди хирургов, сотрудников лабораторий и, главное, работников скорой помощи. Планировалось, что на Марс полетят восемь врачей, вспоминает участник эксперимента "Имитация полета международного экипажа на космической станции" Анатолий Мурашов:

"Предполагалось, что к Марсу полетит экспедиция большая, может, 15-16 человек, и экипаж будет международный. Планировалось, что команда долетит до Марса, проработает несколько месяцев на марсианской орбите, осуществит выход на марсианскую поверхность и вернется назад. По предварительным расчетам, это должно было занять не один год. Поэтому необходимо было подготовить несколько врачей в составе экспедиции".

Второго февраля 1999 года начался экспериментальный полет на Марс. Группу космонавтов поместили в тренировочный модуль на Земле. Экипаж на протяжении восьми месяцев жил на борту корабля, выполняя задания и отрабатывая возможные внештатные ситуации. Четыре человека проводили день за днем в боксе размером с вагон трамвая, рассказал Анатолий Мурашов. По его словам, для некоторых это оказалась непосильным испытанием:

"В частности, японец не выдержал полного срока полета. Он вышел на 60-е сутки. Это было одним из условий контракта, хотя и значилось как крайняя ситуация – выйти в открытый космос. То есть человек заявил на 60-е сутки: "Я больше не могу и не хочу участвовать". Причины он объяснил в японском космическом агентстве. Но признаться, и у меня бывали такие моменты. Когда ночь наступит, смотришь на эти моргающие лампочки кругом, слушаешь звук системы жизнеобеспечения и думаешь, как же это все достало".

Сейчас во всем мире стала популярна практика привлечения к орбитальным полетам не только специалистов космической отрасли, но и математиков, физиков, инженеров. Программист Петр Дубров попал в Звездный городок год назад через первый в истории гражданский Открытый набор. В Интернете заявки на конкурс подали 300 человек со всей России. Основными требованиями были возраст не старше 35 лет, наличие высшего образования и опыт работы по специальности от трех лет. Всех прошедших этот этап пригласили перейти к физическим тестам. И вот их сумели выдержать всего восемь человек. Сейчас они зачислены в Звездный штат отряда космонавтов. Но это не означает, что все полетят в космос, пояснил Петр Дубров:

"Первый этап подготовки длится примерно полтора-два года. В это время нам рассказывают самые основы, базу, на которой строится пилотируемая космонавтика и космонавтика вообще. По окончании этого этапа мы будем сдавать государственный экзамен, где будут уже оценивать, насколько хорошо мы усвоили полученные знания".

Те, кто не сдаст экзамен, вернутся к своей прежней работе. А "отличники" пойдут дальше. Следующий блок занятий - подготовка в группе. Он также длится около полутора-двух лет и посвящен подробному, детальному изучению космического корабля и станции. В данном случае – МКС, рассказал Петр Дубров:

"Главная цель - это жить и работать в космосе, быть готовым выполнить несколько полетов с совершенно разными задачами, какими бы их ни поставили. А чтобы достичь этих целей, нужно уже быть основательно подготовленным. То есть тут уже нельзя давать каких-то послаблений".

Кто из кандидатов все-таки полетит в космос, станет известно лишь на финальной стадии подготовки. Однако всех греет мысль о конечной цели. И как когда рассказывал дублер Юрия Гагарина, второй космонавт в истории человечества Герман Титов, каждый мечтает, что к звездам отправится именно он:

"Мы все знали, что приближается полет человека в космос. Были уже испытаны корабли, возвращались аппараты с животными из космических полетов. И, конечно, в эти дни решался вопрос о том, кому первому занять место в кабине космического корабля. Естественно, каждый из нашей шестерки, которая первой готовилась к полету, хотел быть на месте командира корабля. Но корабль "Восток" был одноместным".

С тех пор количество мест на космическом корабле увеличилось до шести. За полвека в космосе успели побывать 525 астронавтов. И кто окажется в "звездном" составе следующей экспедиции, покажут годы тренировок.

Требования к кандидатам в космонавты в СССР:

• Рост – до 170 см

• Вес – 70-72 кг

• Летчик-истребитель

• Возраст - до 30 лет

• Высокий уровень летной подготовки

• Абсолютное здоровье (отсутствие хронических заболеваний и хирургических вмешательств)

• Членство в КПСС

• Минимальное знание русского языка

• Наибольшие требования космический полет предъявляет к сердечно-сосудистой системе человека и вестибулярному аппарату.

 Требования к кандидатам в космонавты в России:

• Кандидатом в космонавты Роскосмоса может стать только гражданин Российской Федерации.

• Возраст - до 33 лет

• Высшее образование. Приоритетом при отборе пользуются лица, имеющие опыт работы в авиационной и ракетно-космической промышленности России

• Опыт работы по специальности не менее 5 лет и не менее 3-х лет на одном месте работы

• В состав профессионально значимых физических качеств входят: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость

• Минимум общих знаний в области основ пилотируемой космонавтики

• Иметь способности к изучению космической техники

• Знания русского и английского не ниже "хорошо"

• Умение пользоваться персональным компьютером, Интернетом, электронной почтой, антивирусными программами и др.

• Иметь необходимую осведомленность в области истории мировой и отечественной космонавтики, обладать необходимым минимумом общих знаний в области культурологии

• Психологические и морально-нравственные качества претендентов оцениваются по результатам специальных психологических исследований, Оцениваются: мотивация, вредные привычки, поведение в экстремальных ситуациях, память, внимание, мышление, моральные ценности.

Антропометрические данные:

• Рост в положении стоя (150-190 см)

• Рост в положении сидя (80-99 см)

• Масса тела (50-90 кг)

• Максимальная длина ступни (29,5 см)

• Максимальный поперечный размер плечевой области (52 см)

• Максимальное расстояние между углами подмышечных впадин (45 см)

• Максимальная ширина бедер в положении сидя (41 см).

Физические нормативы:

• Выносливость: бег 1 км (результат не ниже 3 мин. 35 сек.) плавание кролем 800 м (результат не ниже 19 мин. 00 сек.), лыжная гонка 5 км (результат не ниже 21 мин)

• Сила: подтягивание (результат не ниже 14 раз), угол в упоре на брусьях (результат не ниже 15 сек.)

 • Оценка быстроты: бег 60 м (результат не ниже 8,5 сек.), плавание 25 м (результат не ниже 19 сек.)

• Ловкость: координация движений, упражнения на батуте, прыжки в воду.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXHcH
По ссылке http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer