Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как в Казани делали перископ для военной космической станции


12 апреля 2013 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


«Татарстан и космическая отрасль» – тема сколь обширная, столь и недостаточно исследованная. Многие местные предприятия – КОМЗ, ГИПО, «Тасма», КНИАТ, «Электроприбор», не забудем и КАИ – были завязаны на космическую тематику. Разрабатывались революционные темы, связанные с обеспечением межпланетных полетов, высадкой на Луну, наблюдением звезд и земной поверхности и многим-многим другим. В День космонавтики газета «БИЗНЕС Online» напоминает о нескольких эпизодах из нашего такого недавнего прошлого.

КАК КОРОЛЕВ ЕДВА НЕ ОСТАЛСЯ БЕЗ ЛИЦА

Для начала, конечно, вспомним двух корифеев советской ракетной программы – Сергея Королева и Валентина Глушко, которые трудились в ОКБ тюремного типа при Казанском моторостроительном заводе. Сохранились казанские записи Королева - разработка проекта баллистической ракеты длиной 4,5 м с боевым зарядом 200 кг, пишет историк казанского авиастроения Равиль Вениаминов. Королев, как известно, и сам участвовал в испытаниях реактивных двигателей на самолете Пе-2 и в одном вылете чуть не погиб. На высоте 7 тыс. м произошел взрыв, но машину удалось посадить, а Королев отделался обожженным лицом.

Еще более важным оказался казанский период в судьбе Глушко. Он не просто получил здесь производственную базу и испытательные стенды, но и создал ядро будущего ОКБ: Георгия Жирицкого, Доминика Севрука, Владимира Витка, Александра Гаврилова, Константина Страховича, Григория Листа, Александра Меерова, Николая Артамонова и других. А в 1944 году по предложению Глушко в КАИ создали первую среди вузов страны кафедру реактивных двигателей, а заведующим назначили самого будущего конструктора.

Итог работы Королева и Глушко в Казани – бесценные научные наработки, досрочное освобождение (указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944) и снятие судимости.

…ПРИ ЛЮБЫХ КУВЫРКАНИЯХ КОРАБЛЯ

На казанском заводе №230 (ныне – ОАО «Электроприбор») делали важную часть первой в мире системы автоматической стыковки «Игла» (впервые применена в октябре 1967 года при стыковке кораблей «Космос-186» и «Космос-188»), разработанной московским НИИ точного приборостроения. Это был гироскопический стабилизатор антенны стыковки космического корабля, а если совсем точно - широкоугольная гиростабилизированная платформа 4Н-1000. Благодаря стабилизатору антенна системы сохраняла ориентацию в пространстве при любых кувырканиях корабля. Со многими проблемами тогда столкнулись впервые. Например, никто не знал, как поведет себя механический прибор в условиях космического вакуума. «Иглу» использовали до конца 80-х, когда от гироскопической механики ушли на более надежные электронные приборы.

КОСМИЧЕСКИЕ «ЛИРЫ» И «ПИОНЫ»

Центральное конструкторское бюро «Фотон» (до 1975 года входило в состав Казанского оптико-механического завода) в полной мере можно назвать космическим предприятием. Здесь делали аппаратуру для астрофизического спутника «Процион»; разработали ультрафиолетовый телескоп-спектрограф «Лира» - основной инструмент астрофизической обсерватории «Орион-2» в экспедиции «Союза-13» (1973 год); субмиллиметровый телескоп БСТ-1, летавший в конце 70-х на «Салюте-6»; для межпланетных станций «Марс» и «Венера» сделали приборы для исследования состава атмосферы и почвы этих планет.

Одна из самых секретных работ «Фотона» - создание перископов «Сокол» для военных орбитальных станций «Алмаз», выводившихся на орбиту под названием «Салют». КОМЗ для такой работы выбрали не случайно - здесь успешно разрабатывали и делали перископы для флота. А самой фундаментальной работой «Фотона» по космической тематике стал оптико-электронный приборный комплекс «Пион-К». В 1985 - 1986 годах он работал на орбитальном комплексе «Салют-7»-«Космос-1686». Изготовили и второй «Пион», который планировали установить на военный модуль «Спектр» станции «Мир». Но в перестройку решили, что военным в космосе не место, и «Спектр» перепрофилировали. По слухам, этот «Пион» до сих пор находится в одном из цехов КОМЗа.

ТЕЛЕМЕТРИЯ ДЛЯ ГАГАРИНА

ОАО «Завод «Элекон» - единственное татарстанское предприятие, где Всемирный день авиации и космонавтики отмечается официально. А все началось в 1960 году, когда заводскому ОКБ по разработке радиоэлектронной аппаратуры поставили задачу сделать телеметрическую аппаратуру для обеспечения первого полета человека в космос (а как оказалось впоследствии - и для последующих запусков). Интересно, что в группу набрали и старшекурсников КАИ. Через 8 месяцев приборы были готовы... После полета Юрия Гагарина завод наградили орденом Трудового Красного Знамени, а 60 его сотрудников получили правительственные награды. С тех пор посещение завода вошло в программу предполетной подготовки космонавтов. Здесь бывали Павел Попович, Анатолий Филипченко, Георгий Гречко, Владимир Джанибеков.

ВМЕСТО КОСМОСА - КУБА

Казанец Рафаэль Закиров едва не стал космонавтом. В 1954 году он закончил местную спецшколу ВВС, а потом с отличием - Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. После попал в часть, которую вскоре начали готовить к отправке на Кубу (надвигался Карибский кризис – октябрь 1962 года). Уже чуть ли не в порту к командиру части явился представитель из центра подготовки космонавтов с предписанием - откомандировать Закирова для прохождения дальнейшей службы в отряд космонавтов (медицинский отбор он прошел весной 1962 года). Но командир отрезал: «Мы не вправе делать замену». Дело в том, что на Кубе требовался инженер, прошедший подготовку в особом учебном центре, а таких специалистов в то время было немного. В итоге Закиров был на Кубе начальником группы хранения и сборки тактических ядерных зарядов.

В дальнейшем Закиров участвовал в проектировании первых тренажерных устройств для космонавтов, преподавал в ВВИА им. Жуковского, проводил занятия с отрядом космонавтов. Автор многих научных работ, учебников, монографий.

ТАТАРИН С КОСМИЧЕСКИМ ИМЕНЕМ

Был шанс побывать в космосе у еще одного татарина с корнями из республики – Марса Рафикова. Он родился 29 сентября 1933 года в Киргизии, закончил Сызранское авиационное училище, в 1960 году был зачислен в отряд космонавтов и в декабре 1961-го назначен на должность космонавта. В отряде был заводилой. Казалось, все шло отлично, но 24 марта 1962 года Рафикова отчислили из отряда - за нарушение воинской дисциплины. Утверждают, что Рафиков был уверен - причиной стало его желание развестись с женой… В дальнейшем он много летал, выполнял сложные опытные полеты, однажды катапультировался, в 1980 году авианаводчиком участвовал в Афганской войне. Уволившись в запас, жил в Алма-Ате, работал в штабе гражданской обороны и старшим тренером по дельтапланеризму. Скоропостижно скончался 23 июля 2000 года.

С некоторым удивлением я обнаружил фото Рафикова, просматривая карточки домашнего архива казанца Вадута Хакимова. В 1963 году он служил в Грузии – снаряжал истребители-бомбардировщики Су-7 тактическим ядерным оружием. В этом году в полку и появился некий капитан Рафиков со своей второй женой. «Вскоре пошли разговоры, что он космонавт, а также о том, как у нас оказался, - вспоминает Хакимов. - Дескать, когда он собрался разводиться, Гагарин, который был командиром отряда космонавтов, несколько раз приглашал его к себе на беседы: «Или ты будешь жить с женой, или я тебя увольняю». Он: «Увольняйте». Но сам он об этом и о своем «космическом» прошлом не распространялся… Он был такой симпатичный здоровяк, очень живой, общительный, веселый. Все самодеятельность организовывал. Сам читал стихи и всякие юмористические сценки ставил. В 1965 году меня и еще несколько человек отправили в Германию. Незадолго до отъезда я и сделал эту фотографию».

КАК ПЕРВОГО КОСМОНАВТА В ТЕНЬКАХ ЧУТЬ НЕ ЗАДУШИЛИ

Гагарин, по воспоминаниям первого секретаря Татарского обкома КПСС Фикрята Табеева, бывал в Казани раза три и, приезжая, любил выбираться за город. Так, один раз Гагарин с Табеевым оказались в теньковском колхозе. - День был прекрасный, солнечный, - вспоминает Табеев, - и Юра говорит: «Давайте прогуляемся по реке». А Теньки, во-первых, очень красивое место. Во-вторых, там отличная рыболовецкая бригада была. В-третьих, председатель колхоза - очень хороший человек. Ну и там на берегу у нас дом был, родник. Взяли «омик» и несколько маленьких катеров – целая эскадра получилась – и поехали туда. Как только стало известно, что приехал Гагарин, вся деревня посмотреть на него пришла. До вечера там отдохнули, пообедали. Смотрели, как рыбу ловят сетями - стерлядку! Колхозники сделали импровизированный хор, пели песни. Гагарина всего заобнимали, зацеловали – дышать не давали! И он хоть бы выразил недовольство… А председатель колхоза решил с нами в Казань поехать: когда, говорит, еще Юру увижу?! И чуть ли не всю дорогу с ним в обнимку сидел, и Юра не сопротивлялся. Я раза два пытался его у председателя вырвать, но безуспешно!»

САМАЯ БОЛЬШАЯ В КАЗАНИ КОЛЛЕКЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ АВТОГРАФОВ

Самая большая в Казани коллекция (примерно полсотни) автографов космонавтов – у заместителя начальника отдела электроники вышеупомянутого «Фотона» Ринада Волкова.

Первые автографы он взял на «Байконуре» у Поповича и Юрия Артюхина перед их стартом на «Салют-3». В казанской квартире Волкова побывали 13 космонавтов: Попович, Геннадий Сарафанов, Петр Климук, Валерий Рождественский, Юрий Глазков, Юрий Романенко, Леонид Попов, Леонид Кизим, Анатолий Березовой, Анатолий Соловьев, Владимир Васютин, Александр Волков, Александр Викторенко.

Первым заглянул Сарафанов: он ехал с Дальнего Востока, страшно устал и, чтобы не возиться с поселением в гостиницу, сразу приехал к Волкову - отоспаться… Потом пришел Попович, который в то время был заместителем начальника центра подготовки космонавтов, а за командиром и другие потянулись. Обычно это был дружеский вечер. Сидели, обсуждали в основном технические проблемы - людьми все были увлеченными. Было и табу - на разговоры о погибших космонавтах.

…В ОКРЕСТНОСТЯХ ЗЕМЛИ

Участвовала в космических исследованиях и университетская Астрономическая обсерватория им. Энгельгардта. Например, здесь велись первые наблюдения за искусственными спутниками. Но главная космическая работа была связана с исследованиями метеорного вещества Солнечной системы. Требовалась модель распределения плотности потока метеорных тел в окрестностях Земли, чтобы более продуманно проектировать защиту космических аппаратов. Тема называлась примерно так: «Подготовка нормативных документов для обеспечения жизнедеятельности экипажей и функционирования технических систем в условиях космоса». Создать модель поручили казанским астрономам. В итоге в 1985 году появился ГОСТ «Вещество метеорное. Пространственное распределение». Теперь можно было сказать: с какого направления, какое количество метеоров придет и какова вероятность попадания в определенное место частицы с массой такой-то и скоростью такой-то. В отзыве на эту работу говорилось, что применение ГОСТа позволило в значительной степени облегчить космические аппараты и снизить стоимость их запусков.

УКРОТИТЕЛЬ «БУРАНА»

Выпускник КАИ Борис Губанов (1930 - 1999) дорос до главного конструктора космической системы «Энергия-Буран» и ракетного комплекса «Энергия». Он родился в Ленинграде. Как пишет «Спейс-Информ», отец Бориса - известный специалист по связи, надеялся, что сын продолжит его дело. Но тот, заболев авиацией, выбрал Казанский авиационный институт. Во время учебы выяснилось, что институт начал готовить инженеров-механиков для ракетной промышленности. Дело было новым, и Губанов, естественно, «клюнул»… После закрытия проекта «Энергия-Буран» Губанов руководил проектом «Воздушный старт». Подготовил и издал в Нижнем Новгороде капитальный четырехтомный труд «Триумф и трагедия «Энергии» (Размышления главного конструктора)».




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzVEd
https://youdo.com/auto/steeringsystem/brand/fordfocus/: смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer