Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Владимир Путин запустил министерство в космос


13 апреля 2013 года Андрей Колесников, КоммерсантЪ


Вчера президент России Владимир Путин прилетел на строящийся космодром Восточный, вступил в контакт с экипажем МКС, который просил его посодействовать насчет полета на Луну, пришел к выводу о необходимости создать министерство на месте федерального агентства "Роскосмос". Специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ разбирается в том, какая производственная необходимость была во всех этих действиях.

Космодром Восточный находится в 250 километрах от Благовещенска. Вернее, там находится то, что должно стать космодромом Восточный к 2015 году, когда здесь начнутся первые пуски ракет; а вернее, к 2018 году, когда начнутся пилотируемые полеты. В 2020 году отсюда в космос полетят тяжелые и сверхтяжелые ракеты (если это, конечно, не окажется такой же квазиугрозой, как, например, пуски северокорейских ракет).

Так это планируется, по крайней мере.

А сейчас космодром Восточный напоминает сочинскую Имеретинскую долину четырехлетней давности: уже все разрыли, но ничего еще не нарыли.

Масштаб, впрочем, понятен, причем прежде всего масштаб вложений. С вертолета просматривается дно котлована, который уже сейчас называется стартовым комплексом. С высоты птичьего полета кажется, что залит бетон, и даже вырисовываются очертания чего-то в будущем более или менее величественного. Так, при строительстве элитного жилищного комплекса примерно в таком же котловане вдруг появляются романтичные контуры будущей подземной парковки.

Поверить в то, что в 2015 году отсюда начнутся первые пуски ракет, решительно невозможно. Впрочем, далеко не все здравомыслящие люди, посетив сегодня горный кластер в сочинской Красной Поляне, поверят в то, что через несколько месяцев здесь будет терзать друг друга гордость мирового спорта, так как пока тут терзают друг друга заказчики и подрядчики.

В нескольких километрах от стартового комплекса — два корпуса офисных помещений Роскомоса. Отсюда Владимир Путин должен вступить в контакт с космонавтами МКС.

И они его уже ждали. На большом телемониторе виднелись шестеро: три российских космонавта и три американских астронавта.

Все, кроме бортинженера Павла Виноградова, держались в эфире очень уверенно; были сосредоточены и неподвижны (казалось, что в условиях невесомости они, чтобы выглядеть устойчиво, чем-то привязали себя за ноги). И только бортинженер Павел Виноградов все время куда-то уплывал из кадра, и неожиданно на первом плане появлялись то вдруг вынырнувшие откуда-то исподтишка его белые носки, то черноволосая голова. Было в этом что-то бесовское.

Могло сложиться впечатление, что уровень технической оснащенности офисных помещений в "Восточном" таков, что здесь уже можно спокойно взаимодействовать с космонавтами на орбите в прямом эфире (то есть это уровень, по крайней мере сравнимый с подмосковным Центром управления полетами). Но все оказалось проще: "Восточный" получал картинку из ЦУПа и транслировал ее на стройплощадку в Амурском крае. При этом космонавты не могли увидеть президента, а могли только услышать его или, в лучшем случае, почувствовать.

— Погода у нас хорошая,— сказал космонавтам дежурный в "Восточном".— Светит солнце.

— Да, мы постарались,— ответил выскочивший откуда-то снизу, как черт из табакерки, Павел Виноградов.

— Журналисты,— сказал дежурный,— очень рады приветствовать вас и говорят, что завидуют вам!

Я очень удивился. Я им, например, не завидую. Но я уже понял, что это такой стиль общения с космонавтами: вопросы им можно задавать, но не нужно ими беспокоить. Поэтому вопросы должны быть в меру жизнерадостными и бессмысленными.

Тогда я попросил дежурного поздравить космонавтов с праздником 12 апреля и спросил, как они, собственно говоря, будут праздновать (просьбы передать им мои предыдущие вопросы — выходил ли на связь с ними президент Обама и под контролем ли у них Северная Корея — остались без ответа).

Я не удивился, что Павел Виноградов, вдруг пошедший на камеру ногами вперед, заявил, что праздник будет относительным, потому что много работы по исследованию космоса, ближнего и дальнего.

Очевидно, что и космонавты намерены были ни в коем случае не задеть ЦУП неосторожным словом.

— Будут праздновать под руководством ЦУПа,— вдруг раздался голос из Подмосковья.

Это было уже кое-что.

Владимир Путин успел приехать со стартового комплекса за несколько минут до того, как космонавты должны были уйти со связи по техническим причинам. Он тоже поздравил их с праздником, и их ответ оказался еще более односложным: похоже, они уже выговорились в беседе с нами.

Американец Крис Хадфилд, командир МКС, между тем вдруг ударился в сумбурные воспоминания о своем посещении Смоленска, родины героя, каким, без сомнения, является Юрий Гагарин, и о том, какое незабываемое впечатление на него произвела эта поездка в российскую глубинку (разве можно было сомневаться, что такая поездка и в самом деле будет абсолютно незабываемой?).

Президент предложил назвать город, который будет построен при космодроме, Циолковский (города с таким названием почему-то до сих пор не было, и Владимир Путин решил, видимо, ликвидировать это досадное недоразумение) и попрощался было с космонавтами, тем более что картинка стала стремительно уходить из кадра. Но ему объяснили, что остался звук, и он был вынужден разговаривать с космонавтами еще какое-то время.

Когда от них остались только голоса, космонавты вдруг стали очень конструктивными и сказали, что давно пора навестить много лет стоящий на Луне советский луноход и что для этого им нужен корабль нового типа.

— А вот это будет возможно именно тогда, когда мы построим этот космодром! — обрадовался Владимир Путин.

Когда разговор все-таки закончился и президент рассказал журналистам, как долго и мучительно выбирали место для нового космодрома (хотели создать его на берегу океана, но отказались от этой идеи, изучив опыт коллег с мыса Канаверал: слишком много непогоды в таких местах), я спросил, сильно ли разгрузится в связи с новым космодромом казахстанский Байконур.

У господина Путина был, конечно, соблазн ответить, что сильно. Но он сначала все-таки сказал, что Байконур будет использоваться в активном режиме. И только после этого не отказал себе в удовольствии пояснить, что Байконур создавался в советское время, когда деньги не считались, и дороги, например, железные и асфальтовые, строились без оглядки на их длину и цену. В "Восточном" те и другие дороги будут по крайней мере в два раза дешевле, а объем космодрома — по крайней мере не меньше.

— Здесь экономичней все! — еще раз произнес президент.— Я уж не говорю о том, что это будет суперсовременный космодром.

В общем, похоже, что на самом деле у Байконура нет удовлетворительных шансов.

В Благовещенске Владимир Путин провел совещание по развитию космической отрасли. Безусловно, самым интересным оказалось выступление главы "Роскосмоса" Владимира Поповкина, человека искреннего и горячего.

Он рассказал, что развитие российского космоса будет происходить в несколько этапов. Первый он назвал "этапом восстановления возможностей",— и лучше выдумать не мог, формулировка была безукоризненной, ведь речь не шла о восстановлении отрасли, а только о восстановлении ее возможностей, так что и придраться, в случае чего, будет не к чему.

Владимир Поповкин был очень откровенен. Он попросил "сдвинуть влево" работы по ракете "Ангара", чтобы "не распустить рабочих и не остановить процесс" (после того как на космодроме начнутся первые пуски.— А. К.). Так выяснилось, что эта угроза существует.

Владимир Поповкин заявил, что его ведомство "покрывает сейчас связью арктическую зону".

— Это Северный морской путь? — переспросил господин Путин.

— Да,— кивнул глава "Роскосмоса",— но пока коммерсантов трудно найти для финансирования, а это необходимо. Они, конечно, сразу пойдут, как только мы построим, но сначала надо построить.

Замкнутый круг какой-то!

В деле принуждения страны к системе ГЛОНАСС, по его мнению, произошел решающий перелом: население, видимо, поняло, что победа ГЛОНАСС неизбежна.

— Сейчас на орбите работают,— рассказал Владимир Поповкин,— пять космических аппаратов. В прошлом году не вывели ни одного — и этим можно похвастаться: не нужно было этого делать, потому что хватало пяти!

Владимир Поповкин признался еще в одном совершенном:

— До сих пор стыдно и обидно за "Фобос" (спутник, который пустили к спутнику Марса, а он сгинул в космической глуши.— А. К.).

Кроме того, Владимир Путин предложил создать единую ракетно-космическую корпорацию.

— Да, у нас две идеологии в космической отрасли, одну исповедует объединение имени Хруничева, а вторую — ЦСКБ-"Прогресс" (или, шире, РКК "Энергия")... Но прочнисты одни и те же... Надстройка одна и та же...

Казалось, Владимир Поповкин искренне хочет сэкономить, по крайней мере, на том и на другом. Но не вышло. Рассказывая о надстройке, глава Роскосмоса предложил создать некую структуру, которая по своим очертаниям подозрительно напоминала бы министерство, и обосновал свое предложение. Звучало неплохо, но все зависело от того, как это прокомментирует президент.

Между тем господину Путину идея понравилась:

— У нас есть министерства, у которых нет даже комплекса, которым они руководят,— заявил он.— А занимаются только методикой... А в космической отрасли почти все принадлежит государству, или у государства есть контрольный пакет акций предприятия. Поэтому я не исключаю создания такого министерства.

Вопрос: стоило ли так заводиться, чтобы в конце концов принять решение о том, что в России на месте федерального агентства появится федеральное министерство?

По крайней мере, будет возможность после очередного неудачного пуска расформировать министерство в агентство.

Чтоб мало не показалось.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer