Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шли над Казанью "Медведи"…


17 апреля 2013 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


В небе над Казанью в первые месяцы 2013 года стали появляться непривычные для здешних мест боевые самолеты (о «местных»-то Ту-22М3 и Ту-160 все более-менее знают) – стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95. Прозванные на Западе «Медведями» машины впечатляют размерами и специфическим шумом винтов (это один из самых шумных самолетов в мире). Вот и на днях один из стратегов кружил над Казанью. Зачем? «Профильные» структуры хранят молчание. Выяснить это попыталась газета «БИЗНЕС Online».

«МЕДВЕДИ» ЦЕЛЯТСЯ В КАПО

В 80-е годы Ту-95 были довольно частыми гостями на аэродроме КАПО им. Горбунова – они привозили стабилизаторы для делавшихся на заводе других «стратегов» - Ту-160. Но с тех пор «Медведи» уже давно нас не навещали. Между тем самолет это примечательный – со дня его первого полета прошло уже 60 лет. И хотя его «начинка» и вооружение с тех пор радикально изменились, внешне перед нами все та же машина.

Ту-95 начали создавать еще при Сталине, в 1950 году, первый полет состоялся 12 ноября 1952 года. В 1955-м в Куйбышеве построили первый серийный бомбардировщик. В Казань наведывалась крайняя модификация «Медведя» - Ту-95МС. Этот вариант бомбера впервые взлетел в сентябре 1979 года. Строился самолет до 1992-го (выпущена примерно сотня). Ту-95МС несли боевое дежурство в Арктике, над Индийским и Атлантическим океанами. В 1992 году по указу президента РФ Бориса Ельцина производство Ту-95МС прекратили. По легенде, министр обороны РФ Павел Грачев пытался его возобновить, но безуспешно. Сегодня на крыле - 28 Ту-95МС - ведутся работы по созданию новой модификации - Ту-95МСМ, с более совершенными авионикой, оружием и двигателями.

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», прилетавшие в Казань бомберы (на борту одного из них четко видно имя машины - «Воркута») - с авиабазы «Энгельс» в Саратовской области. Ту-95МС по-прежнему несут постоянное боевое дежурство в отдаленных районах Земного шара. Маршруты патрулирования не изменились с 1960 - 1980-х годов – это северная и северо-западная части Атлантического океана, побережье Канады, Аляски и Алеутских островов и другие стратегические направления.

В Казани Ту-95 явно проходили над полосой КАПО. Но на авиазаводе полеты «Медведей» не комментируют. В пресс-службе минобороны РФ тоже ничего уточнять не стали, сославшись на то, что профильный специалист в командировке. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к своим источникам в авиаотрасли.

По нашим данным, дело в том, что молодые военные летчики отрабатывали по примеру КАПО заход на посадку на незнакомый аэродром. В минувший понедельник к этому добавилась отработка прохода Ту-95 на воздушном параде в честь Дня Победы в Москве.

САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛЕТА

Газета «БИЗНЕС Online» попросила рассказать, чем отличается посадка на своем и на чужом аэродроме заслуженного летчика-испытателя России, бывшего шеф-пилота КАПО Михаила Ковбасенко.

- Михаил Лаврентьевич, насколько это принципиально для пилота – свой или чужой аэродром?

- Есть разница, но не очень принципиальная. Заходить на знакомый аэродром всегда легче. Кроме приборов, всегда есть ориентировка, отработанные схемы захода. Поэтому в таких тренировках есть необходимость. А вот для гражданских летчиков, которые летают повсюду, это не так важно…

Все это я испытал на себе. Например, когда впервые в Хабаровск летал на Ил-76 – незнакомый аэродром, да еще попал в тяжелейшие погодные условия. А второй раз уже знаком с тонкостями их управления, схемами, визуальными особенностями – уже спокойнее. Равнинные аэродромы все одинаковые, а есть такие, где на заходе сопка, тоже надо приноровиться. К тому же учтите, что посадка – самый сложный элемент полета.

- У аэродрома КАПО есть какая-то особенность?

- Пожалуй, нет. Разве что при построении визуальной «коробочки» получается, что внутри нее стоит вышка сотовой связи. Я, еще как начальник летной службы, подписывал документ – давал согласие на ее строительство. Наверняка, ее не убрали. Тоже надо иметь в виду такие искусственные препятствия – тоже тренировка.

- То, что аэродром почти в черте Казани, мешает?

- Ничего хорошего в этом нет. Ведь в таком случае накладывается ограничение на строительство, но, несмотря на это, вокруг КАПО кое-что построили. В случае отказа это, мягко говоря, не очень хорошо. Вы же помните, что было в Иркутске, когда на город упал «Руслан». Для меня было дико, что они разрешили взлет в сторону города. Я раз 10 летал туда на заводской аэродром за стабилизаторами для Ту-160, которые там делали. У нас посадка могла быть с любого направления, но никто никогда не взлетал на город. Почему в тот раз на это пошли?.. Но в Казани таких особенностей нет. Единственное, если взлетаем с курсом 112 (в сторону Казанки), то уклонение вправо – сейчас уже над жилым кварталом.
- С Ту-95 знакомы?

- На нем не летал. Только в кабине сидел, когда прилетал мой друг из Киева – мы с ним переруливали с одного места на другое. Дело в том, что поначалу стабилизаторы для Ту-160 привозили не Ил-76 на «спине», а Ту-95 – под «брюхом»… Все, что могу сказать о Ту-95, так это то, что кабина попросторнее, чем у Ту-160, приборов и выключателей побольше, они более старого образца.

- Сегодня турбовинтовые бомбардировщики имеют «право на существование»?

- Думаю, имеют. Но с новыми движками, с пропеллерами новой формы. И есть еще одна простая причина – расход намного-намного меньше, чем у реактивного бомбардировщика.  

P.S. Один из источников газеты «БИЗНЕС Online» выдал и несколько, так скажем, экзотическую версию прихода Ту-95 в Казань. В недавнем прошлом было распродана не только многая недвижимость министерства обороны, но и даже некоторые испытательные зоны полетов (смысл в том, что авиакомпании платят земным службам большие деньги за пролет в зоне их ответственности; чем больше самолетов, тем больше денег, а тут у военных такие пространства «пропадают»). И получилось так, что возможности у «дальников» по отработке разных навыков подсократились… Есть и «подверсия». Хотели «оттяпать» и зоны полетов КАПО – условно говоря, «татарстанскую» и «кировскую», но завод обратился к летунам с просьбой «походить, пошуметь винтами, поиграть мускулами», чтобы кое-кого вразумить.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer