Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Квадрат из ума и воли


5 апреля 2013 года Анатолий Трошин, Журнал "Гражданская авиация"


Год назад, 14 апреля 2012 года, не стало министра гражданской авиации СССР Бориса Егоровича Панюкова. В годовщину его смерти особенно ярко и выпукло проявляется все, что было им сделано, какое влияние этот человек оказал на судьбы множества людей и состояние дел в отрасли, которой он посвятил всю свою жизнь.

Многим известна формула, что умение и талант руководителя  есть квадрат из ума и воли. Одни приписывают ее Наполеону, правда, применительно к военоначальникам. Другие считают, что она принадлежит кому-то из древних полководцев, давно почивших на лаврах истории. Но как бы то ни было, такое сочетание очень точно выражает суть любого успешного военного или государственного деятеля.

Борис Егорович Панюков не был военным. В отличие от своих предшественников Е.Ф. Логинова, Б.П. Бугаева и А.Н. Волкова, носивших маршальские погоны, он был сугубо «штатским» министром. Более того, поднялся до высот руководителя авиационной отрасли крупнейшей державы мира с самой низовой ступеньки служебной лестницы – с должности авиатехника. Того самого, кого в обиходе нередко уничижительно называют «черной костью», противопоставляя более престижной «белой кости» летающей братии. Тем не менее формула «квадрат из ума и воли» не только вполне применима к нему, но, кажется, даже придумана специально для него.

Именно врожденный ум и воля, закаленная в суровой спартанской среде крестьянского бытия, позволили деревенскому юноше блестяще закончить Егорьевское авиационно-техническое училище Гражданского Воздушного Флота и стать признанным лидером не только среди своих сверстников. Эти незаурядные лидерские качества впоследствии не раз подвергались проверке на прочность, но всегда доказывали  свою состоятельность. Так было во время учебы в Ленинградском высшем авиационном училище, готовившем командно-руководящие кадры для гражданской авиации. Так многократно случалось, когда он работал представителем Аэрофлота за рубежом, руководил крупнейшими в стране авиапредприятиями, возглавлял самое «горячее» направление в Министерстве гражданской авиации – перевозки и производственную деятельность.

«Есть люди, - рассказывал о нем бывший фронтовик, ветеран гражданской авиации Владимир Александрович Киселев, - влияние которых на судьбы других людей трудно переоценить. Многие годы они как бы ведут этих людей за собой, оберегая от неверных шагов и неприятностей по службе. А те словно ведомые в боевой паре истребителей следуют за своим ведущим ради выполнения одной общей задачи. К таким людям-ведущим я безоговорочно отношу Бориса Егоровича Панюкова, с которым мне посчастливилось работать и дружески общаться на протяжении сорока двух лет».

И в таких оценках В.А. Киселев не одинок. К примеру, первый заместитель министра гражданской авиации  СССР, заслуженный пилот СССР, Алексей Маркиянович Горяшко, возглавляющий ныне Клуб ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт»), прямо признается, что работа с Борисом Егоровичем была для него настоящим подарком судьбы. А Вадим Валентинович Замотин, закончивший государственную службу руководителем Департамента воздушного транспорта в ранге первого заместителя министра транспорта России, подчеркивает, что лидеров, подобных Панюкову, было немного.

Министерство гражданской авиации СССР Б.Е. Панюков возглавил в самый трудный и переломный период истории страны. Как вспоминает председатель Совета ветеранов Центрального аппарата гражданской авиации, заместитель министра гражданской авиации СССР той поры Виктор Васильевич Горлов, по стране громыхала горбачевская «перестройка». Во всех сферах жизни наступил правовой беспредел. Демократические преобразования многие посчитали за вседозволенность. К руководству авиаколлективами в результате так называемых альтернативных выборов нередко  стали приходить авантюристы и демагоги. Имели место случаи, когда во главе объединенных авиаотрядов – этой производственной основы отрасли – становились вторые пилоты, не  имевшие никакого управленческого опыта, но всплывшие на волне популистских обещаний.

Вот где, как никогда, проявился «квадрат из ума и воли» Бориса Егоровича. Даже в тех экстремальных условиях он делал все возможное и невозможное, чтобы сохранить монолитность и социальные основы отрасли. При том всегда сохранял внешнее хладнокровие и спокойствие. Никто никогда не видел, чтобы он сорвался и перешел на повышенные тона. По словам В.В. Горлова, у него «гайки всегда были законтрены намертво». Такое возможно лишь у людей большой внутренней силы.

Последние двенадцать лет своей жизни Б.Е. Панюков возглавлял Совет директоров Транспортной Клиринговой Палаты. По свидетельству президента ТКП Сергея Викторовича Ильичева, он не сразу принял предложение возглавить Совет директоров. В отрасли о Системе взаиморасчетов и её исполнительном органе – ТКП распускались всевозможные слухи, и ему не хотелось рисковать своим именем. Но когда ознакомился с деятельностью ТКП, то оценил ее работу очень высоко и дал согласие.

Характерно, что Борис Егорович не только стал полноценным членом коллектива ТКП, но и оказывал неоценимую помощь в решении многих сложнейших проблем. «Уже через год совместной работы, - вспоминает Ильичев, - мы поняли, что «попали в самую десятку», пригласив его в Систему взаиморасчетов… А в конечном итоге он стал для многих из нас уже не только председателем Совета директоров, а как бы отцом. К нему относились с большим уважением, как к родному».

Поражала коллег и сослуживцев в Панюкове еще одна особенность: его отношение к семье и отношение семьи к нему. По нескольку раз в день ему звонили дочь Татьяна, сын Андрей, внуки, сноха, зять… Спрашивали, как здоровье, как дела. Со  своей стороны он был для своих близких настоящей крепостью. Обладая мягким обаянием и уравновешенностью характера, создавал в семье атмосферу тепла и уюта, всегда находил тесный контакт со всеми.

Причем, никогда не давил своим авторитетом, никого не опекал по мелочам. Зато, как рассказывает его дочь Татьяна, всегда всем помогал. Кто бы к нему ни обратился – родственники, друзья, родственники друзей – он никому ни в чем не отказывал, за редчайшим исключением, когда это было выше его возможностей. Не было случая, чтобы папа забыл про чей-то день рождения, годовщину свадьбы или другое важное событие. Каждого старался поздравить, поддержать, не скупился на доброе слово. И ему платили тем же. А внук Бориса Егоровича – Александр Жомов, теперь уже вполне самодостаточный тридцатипятилетний мужчина, прямо сказал, что с уходом дедушки из жизни он потерял не просто близкого и родного человека – он потерял друга.

Сегодня Бориса Егоровича Панюкова, к великому сожалению, нет с нами. Но память о таких людях, как он, продолжает жить годы и десятилетия. Время не властно над ними. С годами их дела и поступки становятся не просто фактом личной биографии, а бесценным общественным достоянием.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2sjj
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/, полное описание.
Тут http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer