Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем Россия играет обломками самолета


8 апреля 2013 года Анджей Талага, Rzeczpospolita


Россияне удерживают у себя обломки польского самолета, ожидая окончания следствия: так гласит официальная версия. На самом деле — это либо инертность в принятии решения, либо игра. Первое возможно, но маловероятно: обломки самолета — это слишком ценный инструмент давления, чтобы не воспользоваться им для игры с Польшей.

Варшава чувствует себя беспомощной, ждет очередных шагов Кремля и (хотя в целом слабо) реагирует только на них. Такое бессилие не может не выводить из себя. Действиям польского руководства в отношении смоленской катастрофы, поиску виновных, высмеиванию «смоленской секты» посвящено уже немало комментариев, аналитических материалов и статей. Чтобы понять, из чего исходят обе стороны, следует взглянуть на этот спор без эмоций, трезвым взглядом. С точки зрения семей жертв катастрофы и всего польского народа Смоленск — это трагедия, с точки зрения российского государства — вызов, на который можно ответить более или менее удачным образом. В период мира эмоции и травмы — не лучшее подспорье для действий на международной арене, другое дело — расчетливая игра.

Польская и российская сторона относятся к теме обломков самолета диаметрально противоположно. Впрочем, различия в точке зрения характерно для наших отношений в целом. Польша имеет для России второстепенно значение: московская дипломатия и аналитические центры, готовящие отчеты для правительства и президента, не уделяют ей особого внимания. Мало пишут о Польше и СМИ. Наша страна интересует Москву только в контексте безопасности: планы НАТО по размещению в Польше своих объектов или желание США создать базу для системы ПРО вызывали молниеносную реакцию дипломатов и прессы, а российские военные продолжают внимательно следить за развитием польской армии и натовскими учениями на нашей территории. В свою очередь, в Польше Россия — самое анализируемое государство мира. Перестановки во власти, вооружения, энергетика, отношения с ЕС и США: все это становится темой для обсуждения польских политиков и СМИ, а также поводом для реакции наших дипломатов.

Аналогичная ситуация с обломками. Польское восприятие этой темы расходится с российским на световые годы. Для нас — это оголенный национальный нерв. Даже тем полякам, которым уже надоело слушать о Смоленске и очередных открытиях парламентской комиссии Антони Мачеревича (Antoni Macierewicz), приходится вольно или невольно иметь свое мнение на этот счет. Россиянам же эта тема безразлична, она не вызывает у них никаких эмоций. В результате Москве легко манипулировать поляками: она может сколько угодно давить на этот нерв и вызывать необходимые для себя реакции в Польше, не опасаясь побочных явлений в России.

Польско-российские отношения находятся в подвешенном состоянии, «перезагрузка» отношений с Кремлем в исполнении партии «Гражданская платформа» (PO) стало делом давно минувших дней. Хромает культурное и научное сотрудничество, буксует выработка приемлемых для обеих сторон версий болезненных исторических событий, Варшава прекратила попытки добиться отмены виз в Европу для россиян, хотя на словах не отказалась от этого замысла. Удалось ввести только безвизовый приграничный режим с Калининградской областью и развить товарооборот: но это заслуга предпринимателей, а не польского государства. В целом наши отношения не впечатляют своим размахом или радужными перспективами.

Если бы россияне вернули нам обломки самолета и бортовые самописцы, раскрыли детали следствия и передали нам наконец оставшиеся документы по катынскому делу, все было бы иначе. Но они этого не делают. Разумеется, не потому, что причиной катастрофы был теракт, а они стараются скрыть свою вину. Просто россияне хотят использовать эти необычайно эффективные инструменты.

Российские власти не скрывали, что президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński) и правительство партии «Право и Справедливость» (PiS) не были их любимцами, поэтому Москва с энтузиазмом приветствовала переход власти к коалиции под руководством «Гражданской платформы». Поэтому была перезагрузка, визит Путина в Гданьск и прочие доброжелательные шаги. Отсюда взялось и противопоставление: «хороший» Дональд Туск (Donald Tusk) — «плохой» Лех Качиньский. Это положило начало политике поляризации польского общества.

Катастрофа и обломки самолета приоткрыли перед ней новые возможности. «Смоленская» и «антисмоленская» группа сформировались спонтанно, но их антагонизм легко подпитывать. Самолет можно с фанфарами отдать Варшаве, когда потребуется новый поворот в отношениях, можно придержать его до начала избирательной кампании к выборам в парламент, чтобы оказать поддержку одной из конкурирующих партий. Можно, наконец, еще раз разрезать его на куски, чтобы подогреть атмосферу, если поляки решат вдруг договориться по какому-то опасному для Москвы делу.

С российской точки зрения обломки самолета ни в коем случае не стоит отдавать просто так. У Польши, в свою очередь, нет никаких инструментов, чтобы вынудить Россию их вернуть, в ситуации, когда мы этого хотим, а она нет. В этой игре мы оказались в проигравших.

Перевод InoSmi




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer