Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем Россия играет обломками самолета


8 апреля 2013 года Анджей Талага, Rzeczpospolita


Россияне удерживают у себя обломки польского самолета, ожидая окончания следствия: так гласит официальная версия. На самом деле — это либо инертность в принятии решения, либо игра. Первое возможно, но маловероятно: обломки самолета — это слишком ценный инструмент давления, чтобы не воспользоваться им для игры с Польшей.

Варшава чувствует себя беспомощной, ждет очередных шагов Кремля и (хотя в целом слабо) реагирует только на них. Такое бессилие не может не выводить из себя. Действиям польского руководства в отношении смоленской катастрофы, поиску виновных, высмеиванию «смоленской секты» посвящено уже немало комментариев, аналитических материалов и статей. Чтобы понять, из чего исходят обе стороны, следует взглянуть на этот спор без эмоций, трезвым взглядом. С точки зрения семей жертв катастрофы и всего польского народа Смоленск — это трагедия, с точки зрения российского государства — вызов, на который можно ответить более или менее удачным образом. В период мира эмоции и травмы — не лучшее подспорье для действий на международной арене, другое дело — расчетливая игра.

Польская и российская сторона относятся к теме обломков самолета диаметрально противоположно. Впрочем, различия в точке зрения характерно для наших отношений в целом. Польша имеет для России второстепенно значение: московская дипломатия и аналитические центры, готовящие отчеты для правительства и президента, не уделяют ей особого внимания. Мало пишут о Польше и СМИ. Наша страна интересует Москву только в контексте безопасности: планы НАТО по размещению в Польше своих объектов или желание США создать базу для системы ПРО вызывали молниеносную реакцию дипломатов и прессы, а российские военные продолжают внимательно следить за развитием польской армии и натовскими учениями на нашей территории. В свою очередь, в Польше Россия — самое анализируемое государство мира. Перестановки во власти, вооружения, энергетика, отношения с ЕС и США: все это становится темой для обсуждения польских политиков и СМИ, а также поводом для реакции наших дипломатов.

Аналогичная ситуация с обломками. Польское восприятие этой темы расходится с российским на световые годы. Для нас — это оголенный национальный нерв. Даже тем полякам, которым уже надоело слушать о Смоленске и очередных открытиях парламентской комиссии Антони Мачеревича (Antoni Macierewicz), приходится вольно или невольно иметь свое мнение на этот счет. Россиянам же эта тема безразлична, она не вызывает у них никаких эмоций. В результате Москве легко манипулировать поляками: она может сколько угодно давить на этот нерв и вызывать необходимые для себя реакции в Польше, не опасаясь побочных явлений в России.

Польско-российские отношения находятся в подвешенном состоянии, «перезагрузка» отношений с Кремлем в исполнении партии «Гражданская платформа» (PO) стало делом давно минувших дней. Хромает культурное и научное сотрудничество, буксует выработка приемлемых для обеих сторон версий болезненных исторических событий, Варшава прекратила попытки добиться отмены виз в Европу для россиян, хотя на словах не отказалась от этого замысла. Удалось ввести только безвизовый приграничный режим с Калининградской областью и развить товарооборот: но это заслуга предпринимателей, а не польского государства. В целом наши отношения не впечатляют своим размахом или радужными перспективами.

Если бы россияне вернули нам обломки самолета и бортовые самописцы, раскрыли детали следствия и передали нам наконец оставшиеся документы по катынскому делу, все было бы иначе. Но они этого не делают. Разумеется, не потому, что причиной катастрофы был теракт, а они стараются скрыть свою вину. Просто россияне хотят использовать эти необычайно эффективные инструменты.

Российские власти не скрывали, что президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński) и правительство партии «Право и Справедливость» (PiS) не были их любимцами, поэтому Москва с энтузиазмом приветствовала переход власти к коалиции под руководством «Гражданской платформы». Поэтому была перезагрузка, визит Путина в Гданьск и прочие доброжелательные шаги. Отсюда взялось и противопоставление: «хороший» Дональд Туск (Donald Tusk) — «плохой» Лех Качиньский. Это положило начало политике поляризации польского общества.

Катастрофа и обломки самолета приоткрыли перед ней новые возможности. «Смоленская» и «антисмоленская» группа сформировались спонтанно, но их антагонизм легко подпитывать. Самолет можно с фанфарами отдать Варшаве, когда потребуется новый поворот в отношениях, можно придержать его до начала избирательной кампании к выборам в парламент, чтобы оказать поддержку одной из конкурирующих партий. Можно, наконец, еще раз разрезать его на куски, чтобы подогреть атмосферу, если поляки решат вдруг договориться по какому-то опасному для Москвы делу.

С российской точки зрения обломки самолета ни в коем случае не стоит отдавать просто так. У Польши, в свою очередь, нет никаких инструментов, чтобы вынудить Россию их вернуть, в ситуации, когда мы этого хотим, а она нет. В этой игре мы оказались в проигравших.

Перевод InoSmi




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer