Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вообще улетевший


9 апреля 2013 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Бизнесмен Александр Лебедев продал свою авиакомпанию Red Wings за символическую сумму в один рубль, причем его банку придется списать три миллиарда рублей, которые были вложены в развитие перевозчика за последние шесть лет. Таким образом, в последнее время Лебедев отказался почти от всех своих активов в авиации, в связи с чем «Лента.ру» решила вспомнить судьбу инвестиций предпринимателя в авиацию.

Вложения Лебедева в авиационный бизнес логично делятся на три направления: инвестиции в производство самолетов, в акции «Аэрофлота» и в небольшие нишевые авиакомпании. Поскольку на слуху в последние месяцы был скандал с последними, то с них и начнем.

Лебедев и Wings

Red Wings — не первая авиакомпания Лебедева, которая была вынуждена прекратить полеты. В частности, бизнесмену принадлежали 48 процентов акций немецкой Blue Wings. Однако в начале 2009 года у компании возникли финансовые трудности. Менеджмент Blue Wings обвинял в сложившейся ситуации Лебедева, который якобы не выполнил свои финансовые обязательства перед перевозчиком. Предприниматель же утверждал, что выполнил обязательства в полном объеме, и в свою очередь обвинял руководство компании в выводе активов. В январе 2010 года перевозчик прекратил полеты. Лебедев рассказывал, что потерял 80 миллионов евро, которые были вложены в развитие Blue Wings.

Приостановка деятельности Red Wings проходила по совершенно другому сценарию. Компанию лишили разрешения на полеты после авиакатастрофы во «Внуково». В декабре 2012 года самолет Ту-204 выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, загорелся и развалился на несколько частей. В результате катастрофы погибли пять человек. Прокуратура обвинила руководство авиакомпании в ненадлежащей подготовке пилотов; кроме того, власти нашли ряд нарушений в работе перевозчика.

В Росавиации заявляли, что Red Wings находится в плохом финансовом состоянии. Лебедев эту информацию опровергал; по его заверениям, перевозчик должен был стать прибыльным уже этим летом. Попутно бизнесмен намекнул на то, что чиновники «убивают» авиакомпанию именно из-за того, что она принадлежит ему, Лебедеву, и стал искать на нее покупателя. 4 апреля бизнесмен объявил, что продал авиакомпанию за один рубль, а позже выяснилось, что новыми акционерами Red Wings стали брат совладельца группы «Гута» Сергей Кузнецов и GHP Group Марка Гарбера.

Одновременно с продажей авиакомпании Лебедев заявил, что избавится от доли в ИФК, где ему принадлежит блокпакет. Бизнесмен планирует передать принадлежащие ему акции ИФК «дочке» этой корпорации. Взамен ИФК спишет долг Red Wings по лизинговым платежам за авиалайнеры, а также выделит бизнесмену самолеты из парка корпорации. Лебедев отказался сообщать, что это будут за самолеты, но СМИ выяснили, что предприниматель получит два транспортника Ан-124 («Руслан»). Бизнесмен рассказал «Газете.Ru», что собирается открыть лизинговые компании, на баланс которых будет передана новая техника.

Лебедев и самолеты

Особенностью принадлежавшей Лебедеву Red Wings было то, что компания использовала только отечественную авиатехнику и летала исключительно на Ту-204. Парк перевозчика состоял из восьми таких самолетов. В конце 2010 года между Red Wings и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» (ИФК) было заключено соглашение, в котором прописывалось намерение авиакомпании купить 44 самолета Ту-204СМ. Производство Ту-204 уже тогда находилось под угрозой срыва, и сделка с Red Wings могла стать для ульяновского завода «Авиастар-СП» спасением.

В течение нескольких месяцев после подписания протокола о намерениях стало ясно, что сделка на 55 миллиардов рублей может сорваться. В марте правительство одобрило решение о том, что эти средства выделит ВЭБ, а лизингодателем самолетов будет ИФК. Но в апреле в ИФК сообщили, что ВЭБ пытается сохранить контроль над средствами, выделяемыми на производство Ту-204. В ходе ряда совещаний правительство решило, что проект слишком сложный и дорогой, поэтому его лучше доверить государственной компании. В ИФК такое решение оценили положительно — гендиректор корпорации Александр Рубцов рассказывал, что таким образом структуры с частным капиталом будут избавлены от значительной части рисков.

В сентябре 2011 года Лебедев написал президенту Владимиру Путину письмо с просьбой передать шефство над проектом Ту-204СМ Агентству стратегических инициатив. Бизнесмен сетовал, что его авиакомпании пока так и не удалось согласовать покупку самолетов. Обращение Лебедева осталось без ответа.

В марте 2012 года Red Wings решила сделать вторую попытку и купить всего 15 самолетов, а не 44, как планировалось изначально. К тому моменту Ту-204 уже проходил сертификационные испытания, однако заказчиков на авиалайнер по-прежнему не было, хотя о желании приобрести самолеты заявляли UTair, «Атлант-Союз» и Iran Air. Впоследствии контракт с иранской компанией был заблокирован американскими санкциями, а «Атлант-Союз» ликвидировали. Твердых заказов на Ту-204 у производителя нет до сих пор, а государство, похоже, решило забыть о проекте, отдав бюджетные средства на Superjet и МС-21.

Доля в «Аэрофлоте»

Акции самой большой авиакомпании страны Национальный резервный банк (НРБ) Лебедева приобрел весной 2003 года, и долгое время бизнесмен оставался крупнейшим частным акционером «Аэрофлота». Через шесть лет инвестор впервые начал серьезные переговоры о выходе из актива — за принадлежавшие ему акции Лебедев хотел получить миллиард долларов. В скором времени нашелся и покупатель в лице самой авиакомпании, которую поддержал министр транспорта Игорь Левитин — государство хотело обменять часть доли Лебедева на авиаактивы «Ростехнологий» (сейчас «Ростех»).

Однако сделка затянулась. В январе 2010-го совет директоров перевозчика одобрил поэтапную продажу, в феврале Лебедев избавился от первой части своего пакета – 6,31 процента акций. Но затем из-за падения котировок (по условиям соглашения перевозчик получал бумаги с существенной скидкой) бизнесмен передумал продавать «Аэрофлоту» все акции. Таким образом, сделка с авиакомпанией фактически была аннулирована, и в дальнейшем НРБ продавал бумаги «Аэрофлота» без привязки к каким-либо соглашениям.

В частности, в декабре 2010 года четыре процента акций авиакомпании были реализованы в рамках размещения по закрытой подписке, в результате чего доля НРБ снизилась до 15,5 процента. К концу 2012 года пакет уменьшился до 4,7 процента. В начале апреля Лебедев написал в твиттере, что его доля в «Аэрофлоте» составляет около четырех процентов. «Ростехнологии» в итоге получили в обмен на свои авиаактивы от «Аэрофлота» только 3,5 процента акций перевозчика.

История взаимоотношений акционера Лебедева с «Аэрофлотом» была бы относительно скучной (в конце концов, у многих госкомпаний есть миноритарии, которые хотят избавиться от своих пакетов), если бы не постоянная критика бизнесмена в адрес руководителей перевозчика. А в 2009 году Лебедев вообще заявил, что, поскольку его мнение руководством компании все равно не учитывается, то его интересы вполне может представлять ребенок — и предложил ввести в совет директоров своего трехмесячного сына Никиту (в 2013 году ситуация повторилась).

Однако более эффектным шагом со стороны Лебедева стало приглашение в совет оппозиционера Алексея Навального. И хотя работа блогера на этом посту продлится, по-видимому, только один год, она все же принесла свои плоды. Так, в марте текущего года стало известно, что Навальному ограничили доступ к документам после того, как он заинтересовался неконкурентным, по его мнению, контрактом «Аэрофлота» с агентством Тины Канделаки «Апостол».

Уход Лебедева из различных отраслей авиационного бизнеса может объясняться самыми разными причинами — от чисто деловых до политических (бизнесмен финансировал «Новую газету» и не скрывает своей неприязни к ФСБ и другим силовым ведомствам). Объединяет же все авианеудачи бизнесмена одно: бывший сотрудник КГБ регулярно рассчитывал на то, что государство поможет его начинаниям, но всякий раз ошибался. В своей авиационной деятельности Лебедев сделал ставку на патриотизм (то есть поддержку даже неконкурентоспособных на мировом рынке отечественных авиапроизводителей), но, как он сам вынужден был признать в конце минувшего декабря, в России главным условием прибыльности является ставка не столько на отечественного, сколько на «нужного» производителя.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3Z5g
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/gazsobol/, посетить сайт.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/pritsep/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer