Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ВТА: лидеры и аутсайдеры


14 мая 2013 года Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


В 2013–2017 годах на мировой авиационный рынок будет поставлено 524 военно-транспортных самолета (ВТС) западного производства, в том числе 74 процента производства американских компаний. Так полагают аналитики американского еженедельника «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи».

Аналитики США прогнозируют, в частности, выпуск свыше 470 транспортных самолетов-заправщиков, из которых 37 процентов придется на европейские самолетостроительные компании и 53 процента – на американских производителей, причем 70 процентов самолетов американского производства составят С-130.

Согласно прогнозу на мировом авиационном рынке в ближайшее пятилетие будет доминировать компания «Локхид Мартин», которая выпустит 178 ВТС (34 процента от всего объема рынка). Европейский «Эрбас» займет второе место (173 самолета, 33 процента), а «Боинг» станет третьим (77 самолетов, 15 процентов). Далее следуют бразильский «Эмбраер» (29 единиц, 6 процентов) и японская компания «Кавасаки» (20 единиц, 4 процента). На все остальные авиастроительные компании придется 47 самолетов (9 процентов).
 
В денежном выражении ситуация на мировом рынке военно-транспортных самолетов будет выглядеть таким образом. В следующие пять лет от реализации ВТС мировой рынок получит 47,1 миллиарда долларов в ценах 2013 года. Лидером станет «Боинг» (21,7 миллиарда долларов, 46 процентов), второе и третье места поделят «Локхид Мартин» (11,5 миллиарда долларов, 24 процента) и «Эрбас» (11,5 миллиарда долларов, 24 процента).

На «Эмбраер» придется 0,7 миллиарда долларов (2 процента), на «Кавасаки» – 0,5 миллиарда долларов (1 процент), на все остальные самолетостроительные компании – 1,1 миллиарда долларов (2 процента).

В эпоху существования СССР на мировом рынке доминировали только два производителя ВТС – США и Советский Союз. В настоящее время ситуация кардинально поменялась, но только не для американских производителей, которые остаются лидерами, хотя и предлагают на экспорт всего две модели – стратегический С-17 «Глоубмастер III» производства компании «Боинг» и тактический C-130J «Супер Геркулес» разработки «Локхид Мартин». После решения весьма затратной, но крайне необходимой задачи по переводу производства самолета Ил-76 из Узбекистана в Ульяновск Россия попытается вернуться на мировой рынок с модернизированным Ил-76МД-90А (программа Ил-476) и российско-индийским средним транспортным самолетом MTA (Medium Transport Aircraft), однако там нашу авиапромышленность во всех сегментах рынка (тяжелые, средние и легкие транспортные самолеты) уже ждут новые конкуренты из Европы, Бразилии и Китая. Программа российско-украинского Ан-70 еще находится в зоне неопределенности, и с каждым годом оптимизма по поводу совместного вывода этого самолета на мировой рынок становится все меньше.

Транспортные самолеты занимают после боевых второе место в перечне закупок ВВС. Тем более что устаревающие парки ВТС требуют замены воздушных судов, а в связи с ростом в последние годы природных и техногенных катастроф применение транспортной авиации для выполнения гуманитарных операций приобретает особое значение.

В последнее время идет активная замена устаревших моделей С-130 «Геркулес», Ан-12 и ряда других самолетов, находящихся на вооружении ряда стран. В частности, «Локхид Мартин» имеет заказы почти на 340 C-130J от 15 стран мира, причем портфель заказов к 2015 году может увеличиться. Однако в дальнейшем на рынке появятся новые конкуренты, среди которых КС-390 компании «Эмбраер», китайский Y-9, российско-индийский МТА и А400М компании «Эрбас милитари».

Как отмечают эксперты, позиции «Локхид Мартин» достаточно сильны, поскольку Саудовская Аравия в текущем году намеревается заказать 20 удлиненных C-130J-30 и пять самолетов-заправщиков КС-130J. Производство семейства C-130J может продолжаться до 2020 года. Кроме того, «Локхид» для расширения клиентской базы запустила в производство дешевый C-130XJ и морской патрульный SC-130J.
После ряда задержек на рынке появится А400М, поставки которого ВВС Франции и Турции намечены на этот год. В 2014-м эти самолеты начнут поставляться ВВС Германии и Великобритании. Для дальнейшего развития программы А400М экспорт является решающим, поскольку «Эрбас милитари» не получит каких-либо доходов от реализации базовой программы по поставке 174 самолетов восьми странам-заказчикам.

Бразильский двухдвигательный КС-390 транспорт-заправщик планируется поднять в воздух в конце 2014 года. Кроме производства 28 самолетов для стартового заказчика (Бразилия) еще 32 машины заказали пять стран.

Китайский Y-9 – существенно переделанная версия самолета Y-8, созданного на основе Ан-12. Он вошел в эксплуатацию в конце 2012 года после длительных задержек программы разработки.

Китай последовательно реализует программу развития военно-транспортной авиации и вплотную подошел к созданию тяжелого ВТС.

На заводском аэродроме корпорации «Сиань эйркрафт индастриал корпорэйшн» (ХАС) в городе Яньлане (провинция Шэньси) 26 января 2013 года состоялся первый полет опытного образца тяжелого ВТС Y-20 («Юнь-20») с бортовым номером 20001. Когда именно корпорация ХАС планирует завершить разработку ВТС Y-20, пока неизвестно. По мнению экспертов, Y-20 будет готов к эксплуатации не раньше, чем через 5–8 лет.

Что касается общей конструкции Y-20, то это результат сотрудничества с украинским ГП «Антонов», которое началось около восьми лет назад. Авиастроители Украины помогли с конструкцией крыла и в целом оказали большое содействие в этом проекте. Взамен они рассчитывали на продолжение сотрудничества с Китаем, который обещал закупать запчасти и двигатели на Украине. Однако два года назад Пекин приостановил переговоры с Киевом по этому вопросу, что вызвало недовольство украинских партнеров.

По сообщениям китайских СМИ, новый транспортник, «разработанный собственными силами Китая», предназначен для перевозки на дальние расстояния личного состава, техники и грузов массой до 66 тонн в сложных погодных условиях. Самолет имеет следующие габариты: длина фюзеляжа – 47 метров, размах крыла – 45 метров, высота – 15 метров. Пока на новом ВТС Китая установлены двигатели российского производства Д-30КП-2, однако в перспективе его планируется оснастить китайскими ТРДД WS-20.

В целом создание нового тяжелого ВТС свидетельствует об укреплении потенциала китайского авиастроения. По предварительным оценкам, грузоподъемность новой машины составляет от 40 до 60 тонн. В настоящее время наиболее распространенные в ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) транспортные самолеты – «Юнь-5», «Юнь-7» и «Юнь-8». По характеристикам они являются аналогами машин Ан-2, Ан-24 и Ан-12, спроектированных ГП «Антонов».

До недавнего времени наиболее «вместительной» моделью в КНР был «Юнь-8» грузоподъемностью 20 тонн. По этому показателю новый «Юнь-20» значительно превосходит своего предшественника и может войти в пятерку крупнейших ВТС. Первое место в мире по грузоподъемности на протяжении многих лет удерживает Ан-124 «Руслан» российско-украинского производства, способный перевозить до 150 тонн грузов. Второе и третье места занимают американские военно-транспортные самолеты С-5 и С-17 грузоподъемностью 120 и 76 тонн соответственно. Борьба за четвертое место может развернуться между китайским «Юнь-20» и российским транспортником Ил-76МД-90А (программа Ил-476), полагают китайские эксперты. Грузоподъемность Ил-76МД-90А, по предварительным оценкам, – около 52 тонн. У «Юнь-20» этот показатель может составлять от 40 до 60 тонн. В настоящее время Китай исследует экспортный потенциал Y-20.

Россия и Индия планируют в 2017 году поднять в воздух двухдвигательный MTA, а в 2020-м начать поставки этого самолета. Программа разработки стоимостью 600 миллионов долларов распределена между партнерами в равных долях – 50:50. Индия планирует приобрести 45 самолетов, Россия – 105, еще 60 машин предполагается поставить на экспорт.

В нише легких транспортных тактических самолетов доминируют европейские двухдвигательные турбовинтовые C-27J компании «Аления Аэрмакки», а также С295 компании «Эрбас милитари». Для расширения сбыта С-27J итальянцы разработали разведывательно-ударный вариант MC-27J, в который можно трансформировать C-27J за счет установки специального комплекта оборудования. «Эрбас милитари» также расширяет линейку С295, предлагая на его базе вариант самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У).

Устаревающий парк самолетов-заправщиков тоже находится в стадии поэтапной замены. Индия выбрала шесть самолетов А330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport). В настоящее время «Эрбас милитари» имеет 28 заказов на самолеты этого типа и индийский заказ увеличит их количество до 34 единиц.

В США на базе машины «Боинг-767» создается заправщик КС-46А, полет которого планируется в 2015 году. Первые 18 из 179 самолетов будут поставлены ВВС США в 2017-м. На экспорт эти машины смогут поставляться с 2018 года.

Существенную часть рынка транспортных самолетов составляют машины специального назначения на базе коммерческих воздушных судов.

«Боинг» в этом году поставит завершающий из 14 самолетов ДРЛО и У на базе «Боинга-737». В 2012-м начались поставки для ВМС США 117 морских патрульных самолетов P-8A MPA (Maritime-Patrol Aircraft) «Посейдон». В 2013-м начнутся поставки Индии 12 машин P-8I этого типа. Австралия планирует приобрести восемь Р-8, поставки которых начнутся с 2016 года.

Если в целом оценивать рынок морских патрульных (MPA) и разведывательных (ISR) самолетов, то на нем активно действуют компании «Эрбас милитари» (CN235, C295), ATR (42/75), «Бомбардье» (cерия Q), «Эмбраер» (EMB-145) и «Сааб» (Saab-2000). «Эрбас милитари» и индонезийская компания DT Dirgantara начали разработку 28-местного NC212 – усовершенствованного варианта легкого транспортного самолета С212-400, экспортные перспективы которого оцениваются в 400–450 самолетов на 10-летний период.

В августе 2012 года компания «Эмбраер» поставила Индии первый из трех самолетов ДРЛО и У EMB-145 для установки бортовой аппаратуры индийской разработки. Хотя на этой машине, поставленной Бразилии, Греции и Мексике, установлена шведская БРЛС «Эриай» (Erieye) компании «Сааб», индийские EMB-145 получат БРЛС с АФАР собственной разработки.

В последнее время повысился спрос на недорогие модифицированные турбовинтовые самолеты, затраты на эксплуатацию которых меньше, чем на беспилотные системы. Для ОАЭ компания «Пьяжио» (Piaggio) разрабатывает морской патрульный самолет на базе двухдвигательного турбовинтового бизнес-самолета P.180 «Аванти», оснащенного целевой бортовой аппаратурой компании «Сааб». Два прототипа начнут полеты в 2014 году.

Двухдвигательный турбовинтовой самолет «Кинг эйр» (С-12) компании «Бичкрафт» продолжает оставаться лидером среди легких разведывательных самолетов. Поскольку армия США планирует заменить более 112 машин С-12, то этот летательный аппарат в различных конфигурациях, реализованных на единой унифицированной платформе, вероятнее всего, станет лидером рынка легких разведывательных турбовинтовых самолетов.



 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer