Специалисты по крупицам собрали информацию о практически полностью уничтоженном Ан-2, который к тому же почти год пролежал в таежных топях. По расположению обломков дознаватели воссоздали примерную картину крушения самолета в Катасьминском болоте.
По их данным, Ан-2, на борту которого находились 13 человек, вылетел с аэродрома Серова 11 июня в 21.40. Спустя полчаса после взлета самолет развернулся обратно. Этот промежуток времени удалось установить благодаря найденным среди обломков наручным часам. Их стрелки замерли на отметке 22.11.
Как утверждают эксперты, перед падением Ан-2 сильно снизился и летел буквально над верхушками деревьев, высота которых достигает 10 м. Предполагается, что в тот момент он летел со скоростью 150 км/ч.
Совершив неудачный маневр, самолет крылом задел верхушку дерева. От касания борт потерял баланс и перевернулся вверх шасси под углом 60 град. Затем «кукурузник» врезался в землю, где сгорел буквально за несколько минут. Пока точно неизвестно, загорелась ли машина в воздухе или пожар и взрыв топливных баков произошли от столкновения с землей.
— У Ан-2 уцелели топливные баки правого крыла. Несмотря на то что в них есть сквозные отверстия, какое-то количество топлива сохранилось, — рассказала помощник руководителя Уральского СУТ СКР Марина Бубкина. — Образцы топлива отправлены на экспертизу, для того чтобы выяснить, качественный ли был бензин и не повлиял ли он на исход полета.
Согласно одной версии, двигатель Ан-2 отказал, потому что в один из баков самолета могло быть залито некачественное топливо. В момент взлета двигатель питался от одного бака, затем переключился на другой, после чего «зачихал» и заглох.
— Ан-2 считается надежной машиной, — пояснил «Известиям» пилот гражданской авиации Владимир Герасимов. — Однако из технических причин падения наиболее вероятная — отказ двигателей.
Проверить, работал ли двигатель в момент падения или нет, несложно, говорит эксперт.
— Надо посмотреть на состояние винтов, — говорит Владимир Герасимов. — Если они крутились до конца, то должны быть обломаны специфическим образом по периметру.
Однако Герасимов отметил, что один из самых частых сценариев катастроф с Ан-2 — ошибка пилота, совершившего неосторожный маневр.
— Судя по тому, что деревьев повалено мало, самолет упал на низкой скорости, — говорит Герасимов. — А если учесть, что он пролетел всего 8 км после взлета, то вырисовывается распространенная картина: пилот не успел набрать скорость, начал поворачивать, превысил крен и скользнул на крыло. После чего самолет задрал нос и на малой скорости упал в болото.
Почему самолет начал стремительно терять высоту, выяснится после того, как специалисты МАКа и Центра безопасности полетов изучат навигационные приборы и двигатель. Последний вмерз в землю на глубину одного метра.
Напомним, что пассажирский самолет Ан-2 бесследно исчез в июне 2012 года. 11 июня он несанкционированно вылетел с аэродрома недалеко от города Серова Свердловской области. На его борту находились командир судна Хатип Кашапов и еще 12 человек, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненные.
Некоторые из пассажиров, как, например, супруги Юлия и Антон Сафоновы, попали на борт «кукурузника» случайно. Как предполагали следователи, экипаж и пассажиры могли отправиться на рыбалку или даже «в баню в соседний регион».
После заявления родных о пропаже людей началась масштабная поисковая операция. Поиски пропавшего самолета шли несколько месяцев. За это время спасатели обследовали территорию площадью около 3 тыс. кв. км, а с помощью авиации — более 300 тыс. кв. км. Ситуация осложнялась тем, что на борту Ан-2 отсутствовала связь с диспетчером, поэтому никто не мог с точностью сказать, по какому маршруту летел самолет.
Во время поисков удалось найти другой Ан-2, пропавший в 1980-х годах, а также обломки вертолета Ми-8, однако следов «кукурузника», вылетевшего из Серова, так и не нашли. В ноябре 2012 года руководство региона приняло решение прекратить поиски. Следственный комитет также приостановил расследование уголовного дела.
Обгоревшие обломки самолета Ан-2 с телами 13 погибших в 4 км от трассы на Екатеринбург и в 8 км от аэродрома обнаружили корреспонденты «Известий» и местные охотники.