Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лоу-кост нам не грозит


13 июня 2013 года Роман Гусаров, График движения, №5, май 2013


Рассчитывать на дешевые авиабилеты россиянам в обозримом будущем не приходится

Главная задача бюджет­ного авиаперевозчика - не предлагать дешёвые билеты, а снижать из­держки. Так сформули­ровала суть бизнес-модели любо­го лоу-костера Марина Букалова, экс-глава Sky Express, первого дискаунтера России. Мировой опыт показывает, что реализовать этот принцип можно лишь при выпол­нении ряда условий:  небольшая (как правило, до двух часов) дли­тельность полётов, развитая аэро­дромная инфраструктура, а также высокая плотность и подвижность населения.

Почти идеальный вариант, со­вмещающий в себе все эти каче­ства, - это Западная Европа. По­этому там и работают успешно лидеры рынка лоу-кост перевозок Ryanair и easyJet. В России террито­рией, подходящей для бюджетных авиакомпаний, и то с оговорками, можно считать лишь европейскую часть страны. Здесь пытались ра­ботать не так давно обанкротив­шиеся отечественные дискаунтеры: Sky Express и «Авианова».

Бизнес-модель они выбрали за­падную, но реализовали её с се­рьёзными отличиями. Например, использовали не самые новые воз­душные суда. Это позволяло эко­номить на лизинговой ставке, но борты требовали более тщатель­ного обслуживания. И вместо того чтобы летать постоянно, они часто простаивали. А высокая оборачи­ваемость самолётов - одно из ус­ловий успеха. Если в классической авиакомпании лайнер за сутки в среднем совершает два парных рейса, то у лоу-костера - четыре, а то и пять.

Впрочем, в России организовать столь плотный график в принципе невозможно. Например, если на Западе на наземное обслуживание самолёта нужно около получаса, то у нас от посадки до взлёта про­ходит от часа до двух. Поэтому ни о каких четырёх-пяти парных рей­сах в день не может быть и речи.

Ещё один минус - слаборазвитая сеть аэродромов (их на всю Рос­сию чуть больше 300). Поэтому, если в Европе дискаунтеры могут выбирать, то у нас - нет. И размер платы аэродромы определяют в ос­новном сами: Федеральная служба по тарифам регулирует стоимость лишь четырёх видов услуг из 30. При этом авиакомпании вынуж­дены не только обслуживаться по высоким ценам в аэропортах, но и при полном отсутствии (в боль­шинстве случаев) альтернативы закупать там топливо. Причём если классическая авиакомпания с многочисленным парком может рассчитывать на скидку, то лоу-костер - нет.

Проблемой является и низкая подвижность населения. По ста­тистике, авиакомпании ежегод­но перевозят в России порядка 70 млн человек (на внутренних и международных рейсах). Реально же эта цифра набирается за счёт многократных полётов одних и тех же людей. Физически, по раз­ным данным, летают лишь 4-7 млн человек. С такими показателями обеспечить 100%-ную загрузку са­молёта, что жизненно важно для лоу-костера, невозможно.

При этом на «оседлость» накла­дывается выраженная сезонность перевозок. У нас самолёты запол­нены только летом. В остальное время, за исключением новогод­них каникул, все они полупустые. Классические авиакомпании вы­работали механизм выживания: высокие сезонные тарифы плюс постоянное перекредитование. Для лоу-костеров такая схема невозможна, они всегда должны предлагать низкие цены. Впрочем, надо признать, что под конец сво­ей истории Sky Express лишь но­минально был лоу-костером. На самом деле его ставки были сопо­ставимы с остальными авиакомпа­ниями, что, впрочем, не помогло.

И это еще не всё. В последние годы в России остро ощущается дефицит пилотов. Лидеры рынка могут перекупить персонал. А лоу-костер в определённый момент этой гонки физически не способен заплатить столько, сколько нужно для закрепления кадров.

В принципе, для того чтобы мис­сия дискаунтера провалилась, до­статочно и части названных выше причин. Но в России есть и другие сложности.  Например,  излишняя жесткость в законодательном ре­гулировании. В ряде европейских аэропортов заправить самолёт мо­жет второй пилот, а у нас - только сертифицированный специалист топливо-заправочного комплекса. Часть негативных факторов, мешающих дискаунтерам, можно относительно быстро и безболез­ненно устранить. Например, сей­час государство намерено легали­зовать иностранных пилотов, что частично снимет вопрос дефицита кадров. Помимо этого, давно идёт речь о введении «невозвратных билетов», отмене питания на борту и бесплатного провоза багажа. Всё это позволит на некоторых направ­лениях появиться более дешёвым, чем сейчас, билетам. Однако речь идёт о снижении цен на 30%, а не о тарифе в 500 руб., за который пытались в своё время летать Sky Express и «Авианова».  Ключевые же причины, мешающие развитию дискаунтеров в России, не искоре­нить в ближайшие десятилетия. Поэтому бюджетные авиакомпа­нии нам пока не грозят.

Единственный сегмент, где сей­час присутствуют и оперируют ев­ропейские лоу-костеры, - между­народные перевозки. Но на наш внутренний рынок путь им закрыт законодательно. Выполняя рейсы в Россию, иностранные дискаунтеры как бы встраивают эти направле­ния в свою развитую европейскую маршрутную сеть. За счёт этого они могут безболезненно летать в различные города нашей страны несколько раз в сутки. Но здесь всё упирается в существующий институт межправительственных соглашений, который допускает к перелётам только определённое число назначенных перевозчиков с каждой из сторон и только в ого­ворённое число полётов. На самом деле европейцы также не очень стремятся к либерализации в этом направлении. Ведь появление дис­каунтера на маршруте Париж - Мо­сква будет неприятным сюрпризом не только для нашего «Аэрофлота», но и для их Air France.

При этом даже если лоу-костер стал назначенным перевозчиком, это не является гарантией успе­ха и, главное, низких цен. Ведь на пути в Россию возникает ещё одна сложность - коммерческое согла­шение с назначенным отечествен­ным перевозчиком. Недавняя история его подписания «Транс­аэро» и easyJet весьма показатель­на. Содержание соглашения явля­ется коммерческой тайной. И сто­роны не комментируют, есть ли в документе пункт о согласовании процесса ценообразования. Но примечательно, что на сопостави­мые расстояния в Европе на лайне­рах easyJet можно летать дешевле. Да и цены, которые появились в си­стемах бронирования билетов, существенно выше, чем те, что были объявлены до подписания данного соглашения.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBdh44
Все мастера Москвы: http://remont.youdo.com/carpentry/tree/tag/vagonka/, смотрите ссылку.
Услуги отделки и ремонта: http://remont.youdo.com/tile/price/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer