Главная задача бюджетного авиаперевозчика - не предлагать дешёвые билеты, а снижать издержки. Так сформулировала суть бизнес-модели любого лоу-костера Марина Букалова, экс-глава Sky Express, первого дискаунтера России. Мировой опыт показывает, что реализовать этот принцип можно лишь при выполнении ряда условий: небольшая (как правило, до двух часов) длительность полётов, развитая аэродромная инфраструктура, а также высокая плотность и подвижность населения.
Почти идеальный вариант, совмещающий в себе все эти качества, - это Западная Европа. Поэтому там и работают успешно лидеры рынка лоу-кост перевозок Ryanair и easyJet. В России территорией, подходящей для бюджетных авиакомпаний, и то с оговорками, можно считать лишь европейскую часть страны. Здесь пытались работать не так давно обанкротившиеся отечественные дискаунтеры: Sky Express и «Авианова».
Бизнес-модель они выбрали западную, но реализовали её с серьёзными отличиями. Например, использовали не самые новые воздушные суда. Это позволяло экономить на лизинговой ставке, но борты требовали более тщательного обслуживания. И вместо того чтобы летать постоянно, они часто простаивали. А высокая оборачиваемость самолётов - одно из условий успеха. Если в классической авиакомпании лайнер за сутки в среднем совершает два парных рейса, то у лоу-костера - четыре, а то и пять.
Впрочем, в России организовать столь плотный график в принципе невозможно. Например, если на Западе на наземное обслуживание самолёта нужно около получаса, то у нас от посадки до взлёта проходит от часа до двух. Поэтому ни о каких четырёх-пяти парных рейсах в день не может быть и речи.
Ещё один минус - слаборазвитая сеть аэродромов (их на всю Россию чуть больше 300). Поэтому, если в Европе дискаунтеры могут выбирать, то у нас - нет. И размер платы аэродромы определяют в основном сами: Федеральная служба по тарифам регулирует стоимость лишь четырёх видов услуг из 30. При этом авиакомпании вынуждены не только обслуживаться по высоким ценам в аэропортах, но и при полном отсутствии (в большинстве случаев) альтернативы закупать там топливо. Причём если классическая авиакомпания с многочисленным парком может рассчитывать на скидку, то лоу-костер - нет.
Проблемой является и низкая подвижность населения. По статистике, авиакомпании ежегодно перевозят в России порядка 70 млн человек (на внутренних и международных рейсах). Реально же эта цифра набирается за счёт многократных полётов одних и тех же людей. Физически, по разным данным, летают лишь 4-7 млн человек. С такими показателями обеспечить 100%-ную загрузку самолёта, что жизненно важно для лоу-костера, невозможно.
При этом на «оседлость» накладывается выраженная сезонность перевозок. У нас самолёты заполнены только летом. В остальное время, за исключением новогодних каникул, все они полупустые. Классические авиакомпании выработали механизм выживания: высокие сезонные тарифы плюс постоянное перекредитование. Для лоу-костеров такая схема невозможна, они всегда должны предлагать низкие цены. Впрочем, надо признать, что под конец своей истории Sky Express лишь номинально был лоу-костером. На самом деле его ставки были сопоставимы с остальными авиакомпаниями, что, впрочем, не помогло.
И это еще не всё. В последние годы в России остро ощущается дефицит пилотов. Лидеры рынка могут перекупить персонал. А лоу-костер в определённый момент этой гонки физически не способен заплатить столько, сколько нужно для закрепления кадров.
В принципе, для того чтобы миссия дискаунтера провалилась, достаточно и части названных выше причин. Но в России есть и другие сложности. Например, излишняя жесткость в законодательном регулировании. В ряде европейских аэропортов заправить самолёт может второй пилот, а у нас - только сертифицированный специалист топливо-заправочного комплекса. Часть негативных факторов, мешающих дискаунтерам, можно относительно быстро и безболезненно устранить. Например, сейчас государство намерено легализовать иностранных пилотов, что частично снимет вопрос дефицита кадров. Помимо этого, давно идёт речь о введении «невозвратных билетов», отмене питания на борту и бесплатного провоза багажа. Всё это позволит на некоторых направлениях появиться более дешёвым, чем сейчас, билетам. Однако речь идёт о снижении цен на 30%, а не о тарифе в 500 руб., за который пытались в своё время летать Sky Express и «Авианова». Ключевые же причины, мешающие развитию дискаунтеров в России, не искоренить в ближайшие десятилетия. Поэтому бюджетные авиакомпании нам пока не грозят.
Единственный сегмент, где сейчас присутствуют и оперируют европейские лоу-костеры, - международные перевозки. Но на наш внутренний рынок путь им закрыт законодательно. Выполняя рейсы в Россию, иностранные дискаунтеры как бы встраивают эти направления в свою развитую европейскую маршрутную сеть. За счёт этого они могут безболезненно летать в различные города нашей страны несколько раз в сутки. Но здесь всё упирается в существующий институт межправительственных соглашений, который допускает к перелётам только определённое число назначенных перевозчиков с каждой из сторон и только в оговорённое число полётов. На самом деле европейцы также не очень стремятся к либерализации в этом направлении. Ведь появление дискаунтера на маршруте Париж - Москва будет неприятным сюрпризом не только для нашего «Аэрофлота», но и для их Air France.
При этом даже если лоу-костер стал назначенным перевозчиком, это не является гарантией успеха и, главное, низких цен. Ведь на пути в Россию возникает ещё одна сложность - коммерческое соглашение с назначенным отечественным перевозчиком. Недавняя история его подписания «Трансаэро» и easyJet весьма показательна. Содержание соглашения является коммерческой тайной. И стороны не комментируют, есть ли в документе пункт о согласовании процесса ценообразования. Но примечательно, что на сопоставимые расстояния в Европе на лайнерах easyJet можно летать дешевле. Да и цены, которые появились в системах бронирования билетов, существенно выше, чем те, что были объявлены до подписания данного соглашения.