← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Морской старт" оставят на плаву


14 июня 2013 года Иван Чеберко, Известия


Совет директоров РКК «Энергия» 13 июня принял решение продолжить участие компании в проекте «Морской старт». Об этом «Известиям» сообщил источник в Роскосмосе. Президент РКК «Энергия» Виталий Лопота эту информацию подтвердил. По информации издания, до того как вопрос о дальнейшей судьбе «Морского старта» был рассмотрен советом директоров «Энергии», его изучала Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ, где было принято принципиальное решение из проекта не выходить.

В Роскосмосе ситуацию официально комментировать не стали.

РКК «Энергия» взяла на себя ответственность за будущее «Морского старта» в октябре 2010 года, став, через цепочку аффилированных структур, владельцем 95% реорганизованной (до реструктуризации долги консорциума Sea Launch достигали $2,6 млрд) компании Sea Launch. Оставшиеся 5% контролируются Boeing и Aker Solutions. Управляет проектом и ведет отношения с заказчиками швейцарская Sea Launch AG, также контролируемая «Энергией».

Дальнейшая судьба «Морского старта» оказалась под вопросом в начале этого года, когда Лопота предложил государству оказать содействие проекту: либо став его акционером, либо же перераспределив запуски в рамках Федеральной космической программы (ФКП) с учетом «Морского старта». Дополнительные запуски подтолкнули бы проект к убедительной рентабельности, которой он не смог продемонстрировать с момента первого старта с плавучей платформы в 1998 году. Набрать обороты мешало малое количество запусков, что было следствием «просевшего» рынка пусковых услуг. Рентабельность «Морского старта» наступала при 4–5 запусках в год. Но пять запусков удалось осуществить только в 2006 и 2008 годах, в остальное время их было меньше, и портфель заказов радикального улучшения не обещал. В 2009 году консорциум Sea Launch пошел на добровольную реструктуризацию долгов, и вся пусковая инфраструктура оказалась под контролем «Энергии».

Вывести компанию на уровень рентабельности самостоятельно корпорация не смогла и запросила помощи у государства. Президент «Энергии» Виталий Лопота настаивал, что, несмотря на финансовое обременение, возможности «Морского старта» России не помешают. Проект в целом Лопота называет шедевром инженерного искусства.

Слова о необходимости господдержки «Морского старта» прозвучали на фоне обострившихся разногласий с Казахстаном по поводу согласованного количества запусков «Протонов» с Байконура на 2013 год. И в конце февраля этого года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин распорядился провести комплексную независимую проверку ОАО «РКК «Энергия» силами Росимущества, Минобороны и Роскосмоса. Одной из тем проверки стал вопрос по «Морскому старту». «Оцените эффективность реализации проекта «Морской старт», перспективы дальнейшего участия в данном проекте российских организаций и возможность установления контроля над ним юридических лиц других государств», — говорилось в поручении вице-премьера. О результатах проверки пока не сообщалось, однако в «Энергии» утверждают, что ее результаты учитывались в процессе принятия решения на совете директоров.

— «Морской старт» в целом выглядит как удачный проект, и он должен работать, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если в рамках ФКП есть что-то подходящее для запуска с буксируемой платформы, то я не вижу причин не отдать такой запуск «Морскому старту». Государство здесь точно такой же покупатель услуги, как и в случае запуска с Байконура или Плесецка.
 




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2013/6/14/23192/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.