Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Казань дает стране углеволокна


14 июня 2013 года Анатолий Журин, Труд


Когда алюминий совершил прорыв в авиастроении, его назвали «летающим металлом». Но сегодня назревает техническая революция — на основе композитных материалов. Углепластики и углеволокна радикально облегчают вес лайнеров и сокращают расход топлива. Спрашивается: какое отношение к этому имеет наша авиационная промышленность, которая за последние четверть века понесла тяжелые потери?

В Объединенной авиастроительной корпорации считают, что у нас еще есть шанс побороться с конкурентами, если сделать ставку на новые производства. На строительстве одного из заводов — на казанской площадке «КАПО-Композит» («дочка» Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова и компании «АэроКомпозит») — побывал корреспондент «Труда».

Сразу скажем: монтажники только собирают оборудование для нового производства. Но, как заверяет гендиректор «КАПО-Композит» Андрей Князев, уже в конце лета начнется тестовый запуск производства крыльевых и хвостовых элементов для самолетов Sukhoi SuperJet-100 (SSJ) и МС-21. До конца года технологию испытают, а дальше — выход на серию. Что само по себе уже будет достижением для отечественного авиапрома, последние десятилетия занимавшегося штучным производством.

Впрочем, планы у казанцев наполеоновские. Они хотят также производить детали для Boeing-777, Boeing-787 и Аirbus A380. Их заказчиком выступит австрийская компания FACC AG, которая должна войти в состав акционеров «КАПО-Композит» с долей в 40%. Вместе с австрийцами авиастроители рассчитывают получить долю на международном рынке и к 2017 году уже выпускать сотни комплектов. В этом случае инвестиции, сейчас составляющие 3,5 млрд рублей, окупятся за несколько лет. Князев упирает на то, что будущее авиастроения — за технологиями производства элементов крыла, фюзеляжа и других конструкций из композитных материалов. Главное их преимущество — наличие усиливающих элементов в виде нитей, хлопьев, волокон. Что позволяет получить легкие, прочные, устойчивые к экстремальным температурам материалы.

Безусловно, композиты — еще малоизученная область материаловедения. Даже продвинутый концерн Boeing попал в скандал, когда при испытаниях нового Dreamliner (Boeing-787) у самолета, напичканного композитом, обнаружили микротрещины. Дело дошло до публичного конфликта с главным специалистом по прочности материалов, и крыло пришлось перепроектировать. У нас в советское время эти материалы использовались при изготовлении рампы, конструкций механизации шасси для Ан-124 («Руслан»), но дальнейшего распространения в авиастроительной отрасли они так и не получили.

Так что путь «АэроКомпозита» простым не будет. И если с отдельными элементами вроде закрылок, интерцепторов, воздушных тормозов, элеронов все вроде бы ясно, то с крылом сложнее. Впрочем, президент «АэроКомпозита» (корпорации, объединяющей казанский и ульяновский заводы) Анатолий Гайданский заявил, что МС-21 с композитным крылом будет проходить контроль не только в России, но и в европейских и американских сертификационных органах. Он уверяет, что до конца уже этого года все риски будут сняты, это позволит создать крыло с очень хорошими характеристиками. По расчетам экспертов, МС-21 по эффективности использования топлива будет иметь преимущество перед Boeing и Аirbus.

Как сообщил советник президента по связям с общественностью ОАО «ОАК» Сергей Рыбак, сырья для аэрокомпозита у нас своего пока нет, завозится оно из США. «Но в ближайшей перспективе поставлена задача наладить его производство в России, — уточнил Рыбак, — что, безусловно, удешевит стоимость деталей для летательных аппаратов».

Корреспондент «Труда» поинтересовался, откуда предприятие намерено черпать кадры, ведь производство носит уникальный характер, а хорошие специалисты в Казани на вес золота.

«Во-первых, рассчитываем на выпускников наших учебных заведений, которые начинают у нас производственную практику, — ответил Андрей Князев. — Мы с радостью узнали о желании трудиться у нас авиастроителей из Самары, Воронежа, Комсомольска-на Амуре и даже из Москвы. На момент запуска производства у нас пока 90 инженеров и рабочих, к концу года будет вдвое больше. А на пике, когда будут задействованы программы по нашим самолетам и по зарубежным заказам, потребуются уже как минимум 500 работников и даже больше. В любом случае позаботимся об условиях труда для сотрудников, чтобы мотивировать людей. Плюс гарантируем обязательный соцпакет, предусмотренный на предприятиях госсобственности — от достойной зарплаты до приличного отпуска».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer