Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шар с вайфаем полетел


19 июня 2013 года Светлана Чистякова, Lenta.ru


Google анонсировала проект Project Loon, призванный обеспечить высокоскоростным доступом в Сеть жителей труднодоступных и (или) беднейших регионов Земли. Для передачи сигнала компания предлагает использовать воздушные шары, которые взмоют в небо на высоту двадцать километров. Google не скрывает далеко идущих намерений: флотилия шариков должна плыть над земным шаром, вместе с интернетом неся с собой мир, добро и справедливость.

Большинство видеороликов и текстов, посвященных Project Loon, Google начинает со статистики: постоянного доступа к скоростному интернету не имеют две трети населения земного шара. Если нет Сети, то нет и информации, в том числе и жизненно необходимой (как лечить, как учить и как работать), утверждает компания и делает вывод: интернет необходим и должен быть повсюду.

Основными препятствиями для повсеместного проникновения Сети Google считает, во-первых, природные преграды, а во-вторых, неподъемные расценки. В официальном блоге компании руководитель проекта Loon Майк Кэссиди (Mike Cassidy) отметил, что «во многих странах южного полушария» стоимость доступа в Сеть превышает месячный доход.

Преодолеть обе трудности, как оказалось, возможно с помощью старых добрых воздушных шаров. Им не страшны ни джунгли, ни водные преграды, ни высокие горы, а стоимость аэростатов, даже вместе с оборудованием, не так уж велика — во всяком случае они обходятся много дешевле, чем проекты с использованием спутников.

Как устроен шар

Аэростаты, задействованные в Project Loon, в надутом состоянии насчитывают 15 метров в поперечнике и 12 — в высоту. Их предоставила компания Raven Industries — ранее она прославилась тем, что сделала шар для «прыгуна из стратосферы» Феликса Баумгартнера. Утверждается, что оболочка «гугловского» шара изготовлена из сверхпрочного материала, благодаря чему аэростат может находиться в небе сто дней и больше.

Шар несет с собой пакет с оборудованием и солнечную батарею, которая это оборудование питает. В пакете находятся три приемопередатчика (один для связи между шарами, один для связи с землей и один запасной), GPS и метеостанция. Google, уставшая бороться с противниками очков Glass, отдельным пунктом подчеркивает, что камер для фотографирования поверхности Земли на борту шара нету, ну вот правда-правда нету.

Аэростаты запускают на высоту около 20 километров, а на дома людей, которым предполагается провести интернет, устанавливают красные круглые антенны. Антенны, шары и наземная станция, обслуживаемая местным интернет-провайдером, формируют сеть — она в конечном счете способна обеспечить пользователю интернет со скоростью, «сравнимой со скоростью в сетях 3G». Один шар может «раздавать» интернет на территорию диаметром сорок километров.

Как передвигаются шары

Шары, поднявшись в небо, не зависают на месте, а передвигаются потоками воздуха. Google указывает, что полетом аэростатов можно управлять с помощью «устойчивых ветров» в стратосфере. Чтобы попасть в определенную точку, шару необходимо «поймать» ветер нужного направления. Для этого требуется поместить аэростат на ту высоту, на которой дует этот ветер.

Возражения о возможности столкновения шаров с самолетами Google отметает, используя три аргумента. Во-первых, аэростаты забираются гораздо выше, чем коммерческие авиалайнеры (вопрос о военных самолетах, которым подвластны куда большие высоты, компания пока обходит стороной). Во-вторых, о запусках информируются диспетчерские службы. В-третьих, ежегодно в небо поднимаются семьдесят тысяч метеозондов — и ничего.

Спускать аэростаты обратно на землю (для замены, ремонта или заправки) будут планово, с приземлением в заданном «безопасном районе». Если же, допустим, шар внезапно разорвало, десятикилограммовое оборудование и солнечная батарея не рухнут вниз камнем, а спланируют на специальном парашюте.

Местоположение оборудования Google сможет отследить по спутнику, но на всякий случай к пакету прикрепят табличку с обращением для аборигенов («Содержимое безопасно. Пожалуйста, верните пакет в Google, а мы дадим вам награду»).

Испытания

«Внутри» Google шары тестировались с 2011 года: пробные запуски проводились в пустынях в Калифорнии. Рассекретить проект и допустить к испытаниям добровольцев со стороны компания решилась лишь два года спустя. Тестовым регионом назначили местность Кентербери в Новой Зеландии. Испытания стартовали в июне; в них приняли участие тридцать шаров и около шестидесяти местных жителей.

О результатах тестов говорить пока рано, но известно, что шары запустили и интернет у добровольцев действительно появился. В ролике, снятом Google, эталонный бородатый новозеландский фермер рассказывает, что ему очень нужна Сеть, чтобы смотреть прогноз погоды (фермер разводит овец), что раньше он платил бешеные деньги за спутниковый интернет и страницы грузились по десять минут, а теперь пришел Google и все стало просто и быстро.

Географию «испытательной зоны» обещают расширить. В планах Google — довести количество шаров до трехсот и пустить аэростаты в плавание вдоль всей сороковой параллели, на которой, помимо Новой Зеландии, лежат Австралия, Чили и Аргентина.

Взлетит или не взлетит

Отметим, что Project Loon (кстати, в английском одно из значений слова «loon» — «оболтус» или «сумасброд») — далеко не единственный проект, предполагающий организацию доступа в Сеть через воздушные платформы. В Европе, например, с 2003 по 2006 год велась разработка системы CAPANINA с использованием беспилотников на солнечных батареях, а Антарктиду в рамках проекта Antarctic Broadband предлагается обеспечить интернетом с помощью дешевых малоразмерных спутников, так что идея — уж простите за каламбур — витает в воздухе.

Впрочем, предыдущие проекты, как правило, носили региональный характер, Google же, судя по заявлениям, замахнулась практически на весь мир. То, что компания с таким финансовым и инженерным потенциалом сможет совладать с технической частью проекта, сомнений почти не вызывает. Интереснее посмотреть, удастся ли Google справиться с менее материальными аспектами дела.

Google в роликах про Loon рисует идеальный мир, где врачи по интернету консультируют пациентов, учителя обучают детей, а фермеры обмениваются информацией о методах ухода за растениями. Остается вопрос: много ли таких сервисов существует в Сети? Много ли среди них бесплатных? А среди бесплатных — много ли мультиязычных?

Чтобы водить шары в небе чужой страны, нужно много разрешений — на запуск, на использование радиочастот, в конце концов, на въезд специалистов (подбирать упавшие шары и отправлять в небо новые). Многие ли страны согласятся позволить это американской компании?

Чтобы выйти в интернет, мало воздушного шара и красной антенны — нужен компьютер, планшет или смартфон. Много ли ноутбуков найдется в хижинах африканских селений? Окей, можно организовать благотворительный сбор, привлечь спонсоров, раздать бесплатные компьютеры, но многие ли смогут ими воспользоваться? Многие ли смогут прочитать, что написано на веб-странице?

Треть мира Google изменить уже удалось — хочется верить, что к лучшему. С оставшимися двумя третями дело может обстоять гораздо сложнее.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer