Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилотируемая экономика


24 июня 2013 года Ольга Филина, КоммерсантЪ "Огонек"


Будущее — за гражданской авиацией, подтвердил Международный авиасалон в Ле-Бурже. Россия хочет занять в нем свое место. Юбилейный, 50-й авиасалон в Ле-Бурже, по мысли организаторов, должен был показать, чего достигло авиастроение за более чем вековую историю своего развития. С учетом того, что Ле-Бурже, собираемый раз в два года, фактически — без перерывов с 1908-го — является иконой для всех других шоу, наплыв гостей и атмосфера праздника ожидались соответствующие.

Однако гости выбрали реализм. Одна из самых наукоемких отраслей современности, как выяснятся, сегодня с трудом находит повод для радости, при этом особенно паникуют "застрельщики" всех новых технологий — военные. Как раз накануне авиашоу Европейское оборонное агентство опубликовало исследование, в котором приняли участие 29 отраслевых компаний из 10 стран. "Важнейшие производственные мощности уже сегодня находятся в зоне риска,— гласил вывод экспертов,— если не принять срочных мер, точка невозврата будет пройдена в ближайшие пять лет". Аналитики всерьез настаивают, что без стратегического плана по развитию военной авиационной промышленности в Европе ее образчики скоро можно будет увидеть только в музеях. Поэтому основной темой европейских обзоров Ле-Бурже стала не презентация новинок, а проблема выживания: уже сегодня очевидно, что многие мелкие и средние компании, специализирующиеся на производстве комплектующих для оборонной авиаотрасли, могут не дожить до следующего салона.

Требование экономить, а не праздновать чувствуется во всем. Поразительный факт для русского уха: когда над Ле-Бурже идет дождь и демонстрационные полеты (на которые, собственно, и стекаются зрители) отменяются, никому и в голову не приходит разгонять облака. Нет, так нет — налогоплательщики даже здесь не готовы тратиться на помощь авиаторам.

При этом пессимистичные настроения европейских военных на этот раз поддержаны Америкой. В целях экономии бюджета Министерство обороны США отказалось оплачивать расходы на перевозку и демонстрацию военных самолетов, в результате впервые с 1991 года на Ле-Бурже нет американских пилотируемых истребителей и другой крупной техники. "Показывать, что мы слишком бедны, чтобы доставить в Париж пять самолетов, значит создавать очень неправильный имидж страны в глазах Ирана и Сирии",— отрезал Джоэл Джонсон, исполнительный директор Teal Group, крупнейшей военно-аналитической компании. Впрочем, администрация Барака Обамы уверена, что главное — не имидж страны в глазах иранцев, а имидж в глазах своих же граждан, которые, видимо, довольны сокращением расходов, какие бы у него ни были последствия.

Эксперты в целом отмечают тренд: военная авиация переживает спад, поэтому вся надежда на гражданскую. Airbus и Boeing, Bombardier и Embraer — крупнейшие мировые компании — включились в гонку за создание самых экономичных, быстрых и удобных самолетов в своем классе.

Для России этот тренд — тревожная новость, поскольку военная техника — традиционно наша сильная сторона, а вот гражданские самолеты до последнего времени были предметом национальных грез. Даже в прошлом году 85 процентов техники, произведенной "Объединенной авиастроительной корпорацией" ("ОАК") в России, приходилось на военных, и только 15 процентов относились к гражданскому сектору. Однако показательно: три года назад военные забирали 95 процентов рынка, а перспективный план "ОАК" уверяет, что к 2025 году их доля снизится до 50 процентов и возникнет долгожданный паритет. "Мы не будем сокращать производство военных самолетов, которые, очевидно, востребованы на рынке и могут конкурировать, а часто превосходить любые зарубежные аналоги,— пояснил Михаил Погосян, президент "ОАК".— Но мы понимаем, что перспективы отрасли сегодня определяет гражданская авиация. Соответственно нужно увеличивать производство гражданской техники".

Благие пожелания подкрепляются тем фактом, что из трех главных российских премьер авиасалона, ставших самой обсуждаемой новостью юбилейного, но подавленного экономией Ле-Бурже, по крайней мере, одна — гражданская. Истребитель поколения "4++" Су-35 и учебно-боевой самолет Як-130 соседствуют с нашим ближнемагистральным пассажирским самолетом Sukhoi Superjet, который порадовал публику обновленным дизайном от знаменитого итальянского бюро Pininfarina, набившего руку на интерьерах Ferrari, Maserati и Alfa Romeo. Такой эксклюзивный салон понадобился заказчику — мексиканской авиакомпании Interjet, купившей 20 наших самолетов и собирающейся докупить еще 10. Сделка с мексиканцами, оценившими преимущество летных характеристик Superjet и его неожиданно просторный салон (свободное пространство пассажиров эконом-класса — почти как в бизнес-классе), большая победа российской делегации: этим "ОАК" обеспечила себе выход на зарубежный, в частности американский, рынок. Журналистам российские авиастроители уже сообщают, что традиционные регионы сбыта наших гражданских самолетов — Юго-Восточная Азия, Африка, Ближний Восток — в скором будущем пополнятся Европой и США.

Впрочем, чтобы это произошло, линейку современных самолетов, представленных пока только успешным Superjet, требуется дополнить самолетами большей вместительности и дальности полета — вроде создаваемого ныне корпорацией "Иркут" среднемагистрального "МС-21". Разговоры об этом лайнере ведутся с середины 1990-х годов, но только сейчас проект добрался до своего завершающего этапа: в 2015 году должен состояться первый полет, а в 2017-м уже планируются серийные поставки "МС-21". То, что Superjet не обманул ожиданий, добавило кредита доверия российскому авиастроению, и на не существующий еще "МС" уже более сотни подтвержденных заказов. "Конкуренты нашего самолета — это Airbus 320 NEO и Boeing 737, однако мы используем принципиально новые технологии, которые гарантируют преимущество,— поясняет президент корпорации "Иркут" Олег Демченко.— Речь идет, в частности, о крыле из композитных материалов. Конечно, у нас сейчас нет устойчивой доли рынка, но и у Airbus его сначала не было: эта компания тоже стартовала с нуля в 1970-е". Два завода для производства многообещающих крыльев, в Ульяновске и Казани, кстати, уже построены, и к середине 2014 года от них ждут первого изделия.

Материализации планов отечественных авиастроителей обещало способствовать государство, которое присутствовало на Ле-Бурже не только военными делегациями, но и в лице гражданских чиновников. В частности, замминистра экономического развития РФ Леонид Осипов сообщил, что правительство занято созданием современной системы поддержки продаж наших самолетов. Зарубежных заказчиков российские чиновники собираются приобщить к культуре "одного окна": экспортные контракты должны рассматриваться быстро и с минимумом бумажной волокиты — в конце концов выгодно это именно нам.

Пока возможности собственной авиастроительной отрасли Россией до конца не исследованы и не использованы: выручка той же "ОАК" в прошлом году составила 6 млрд долларов, к 2015-му планируется, что она достигнет уже 10 млрд долларов, а к 2020 году — целых 20 млрд долларов. При этом заметим, что выручка одного из крупнейших продовольственных ритейлеров России в прошлом году уже была 14 млрд долларов. Ясно, что продавать самолеты сложнее, чем продукты питания, и от того, насколько это удается стране, зависит не только ее имидж, но и место в "глобальной фабрике".

Зарубежные СМИ на этом авиасалоне писали, что "Россия возвращается" и "Россия идет на взлет", теперь, видимо, искусство в том, чтобы набрать высоту и удержать ее на комфортном уровне. Как, например, это умеет делать наш заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан, который вместе со своим истребителем СУ-35 стал гвоздем программы французского авиасалона. Фигуры высшего пилотажа, доступные летчикам, придется изучать и российским чиновникам: чтобы вовремя ловить восходящие финансовые потоки и уворачиваться от экономических кризисов.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBn3jU
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer