Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Для С-300 ищут замену поадекватней


22 июня 2013 года Иван Сафронов, Елена Черненко, КоммерсантЪ


Власти РФ не оставляют попыток во внесудебном порядке убедить Иран отозвать многомиллиардный иск о срыве сделки на поставку зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-300. Как стало известно "Ъ", Москва рассматривает возможность поставок Тегерану комплексов "Антей-2500", формально не попадающих под указ экс-президента РФ Дмитрия Медведева об ограничении военно-технического сотрудничества с Ираном. Эксперты полагают, что власти Ирана могут согласиться на такой компромисс. Этот вопрос может стать одним из ключевых в ходе встречи президента РФ Владимира Путина с его иранским коллегой, которая, как ожидается, состоится 1 июля.

Москва готова предложить Тегерану новый вариант урегулирования спора о срыве сделки на поставку ему комплексов С-300 — об этом "Ъ" сообщили источники, близкие к российской системе военно-технического сотрудничества (ВТС), и подтвердили собеседники в Кремле. "Отмена указа, подписанного в 2010 году Дмитрием Медведевым, не рассматривается. Проблемы, связанные с внешними отношениями, не должны проецироваться на внутренние,— пояснил источник "Ъ" в администрации президента РФ.— Мы рассматриваем возможность поставок Ирану комплексов, не попадающих под ограничения".

Собеседники "Ъ", близкие к системе ВТС, уточнили, что речь идет о возможных поставках Тегерану комплексов "Антей-2500". Они являются модифицированной версией системы С-300В, разработанной в свое время под требования ПВО сухопутных войск (см. справку на стр. 2). По словам источников "Ъ", юридически они не попадают под указ 2010 года. "Если иранские коллеги наше предложение примут, это позволит укрепить позиции РФ как надежного партнера в военно-технической сфере,— отметил собеседник "Ъ", близкий к "Рособоронэкспорту".— У Ирана же будут все предпосылки, для того чтобы отозвать иск из суда и положить конец этому никому не нужному спору". Официально представители спецэкспортера российских вооружений ситуацию не комментируют.

Напомним, контракт на поставку Ирану пяти дивизионов С-300 (модификация ПМУ-1) стоимостью около $800 млн был подписан в 2007 году. Спустя три года Совбез ООН принял очередную резолюцию по Ирану, которая осуждала руководство страны за нежелание остановить ядерную программу. Документ вводил в отношении Тегерана новые санкции, в числе которых был и запрет на передачу современных вооружений. В сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению этой резолюции, введя в отношении Ирана более жесткие санкции, чем это предусмотрено решением Совбеза ООН. Он, в частности, аннулировал контракт на поставку Ирану С-300.

В ответ Минобороны Ирана и иранская госкомпания Aerospace Industries Organization подали в третейский суд Женевы иск к "Рособоронэкспорт" на $800 млн (с учетом пеней сумма иска составила почти $4 млрд.) Понимая, что риск проиграть дело велик, а невыполнение решения суда грозит серьезными репутационными издержками, власти РФ предложили Ирану пойти на мировую. В качестве компромиссного варианта Москва, как недавно сообщал "Ъ", предложила вместо поставок С-300 осуществить передачу Тегерану ЗРК "Тор-М1Э" (см. "Ъ" от 8 июня). Позже иранский посол в РФ Сейед Махмуд Реза Саджади подтвердил информацию "Ъ": Россия, по его словам, действительно предлагала Ирану "Тор-М1Э" вместо С-300, но такой вариант Тегерану не подошел.

Новое же предложение, по мнению экспертов, Иран должно устроить. "Оно отвечает интересам и запросам Тегерана,— заявил "Ъ" директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.— "Антей-2500" — это не столько система ПВО, сколько система противоракетной обороны. А если Израиль объявит войну Ирану, то первый удар он нанесет ракетами. Наличие же системы "Антей-2500" позволило бы Ирану укрепить свою оборону".

По словам господина Евсеева, с формальной точки зрения Москва вполне сможет заявить Западу, что решение о поставке Ирану комплексов "Антей-2500" не противоречит указу 2010 года. "У этих систем разная маркировка и характеристики",— пояснил он, добавив, впрочем, что такое решение все равно вызовет возмущение Израиля и США. "Эти комплексы являются оборонительными, а, учитывая тот факт, что Иран находится под постоянным давлением со стороны третьих стран, его желание укрепить свой потенциал вполне естественно",— считает глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

По мнению директора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, России не стоит обращать внимание на критику со стороны Запада, а воспользоваться открывающейся возможностью, чтобы "подправить свою репутацию как надежного поставщика вооружений". По его словам, от поставки Ирану системы "Антей-2500" выиграют обе стороны. "Иск будет отозван, Тегеран получит комплексы, а Москва — деньги",— отметил эксперт.

По словам источника "Ъ", близкого к МИД Ирана, эта тема может стать ключевой в ходе намеченной на 1 июля встречи президента РФ Владимира Путина с его иранским коллегой Махмудом Ахмадинеджадом. Иранский лидер прибудет в Москву на саммит Форума стран экспортеров газа (ФСЭГ). "До окончания президентского срока Махмуда Ахмадинежада остается лишь месяц, и если бы он не был обнадежен в вопросе по поставкам вооружений, то только ради встречи ФСЭГ не стал бы приезжать",— отметил собеседник "Ъ".
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer