Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Если не видно разницы


25 июня 2013 года Василий Сычев, Lenta.ru


Министерство обороны Турции подвело предварительные итоги тендера на поставку зенитных ракетных комплексов большой дальности. По неофициальным данным, военные намерены приобрести китайские комплексы HQ-9, представляющие собой измененную копию российских С-300В. Примечательно, что в этом конкурсе участвуют и оригинальные С-300, не устраивающие турецкое министерство обороны по причинам, о которых пока можно только догадываться. Между тем закупка китайских зенитных комплексов не позволит Турции интегрировать их в единую систему воздушного контроля НАТО и по сути превратит турецкую систему противовоздушной обороны в лоскутное одеяло.

О том, что Турция всерьез рассматривает возможность покупки китайских комплексов HQ-9, сообщило агентство Defense News со ссылкой на собственные источники в турецком военном ведомстве и войсках противовоздушной обороны. Предварительный выбор в пользу китайского предложения военное ведомство сделало якобы потому, что оно оказалось технически адекватным и самым дешевым. Кроме того, заявил источник, Пекин не возражает против передачи турецкой стороне ряда технологий HQ-9, адаптации комплексов под требования Анкары и создания на территории Турции совместного производства зенитных систем.

Выбор министерства обороны Турции должен быть одобрен главой военного ведомства Исметом Йылмазом и премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Окончательное решение, как ожидается, будет объявлено на заседании Совета оборонной промышленности (DIEC) Турции, дата которого пока не назначена. Закупка и адаптация зенитных комплексов будут произведены по итогам масштабного тендера T-Loramids, объявленного Турцией в 2009 году. На покупку систем противовоздушной и противоракетной обороны планируется потратить не менее четырех миллиардов долларов, однако с учетом доработки комплексов под турецкие требования эта сумма может оказаться выше.

Участие в турецком конкурсе принимают консорциум американских компаний Raytheon и Lockheed Martin, «Рособоронэкспорт», китайская компания China Precision Machinery Import-Export Corporation (CPMIEC) и европейский консорциум EuroSam. Они предлагают военным зенитные комплексы Patriot PAC-3, С-300, HQ-9 и SAMP/T Aster 30 соответственно. В январе 2013 года сообщалось, что министерство обороны Турции отменило тендер, решив разработать собственный зенитный ракетный комплекс при поддержке иностранного партнера. Фактически же об отмене конкурса речи не шло. Все заявки, поданные иностранными участниками, были признаны действительными, а условия тендера ─ дополнены лишь требованием адаптации техники и передачей технологий производства.

Сравнение зенитных комплексов

  Patriot PAC-3 SAMP/T С-300 HQ-9
Дальность поражения,
километров
до 80 до 120 до 200 до 200
Высота поражения,
километров
24 20 до 27 до 30
Дальность обнаружения целей,
километров
до 180 до 80 до 300 до 120
Одновременное сопровождение целей до 125 до 130 до 200 100
Максимальная скорость цели,
метров в секунду
до 2200 ~2300 до 2800 ~2000
Возможность перехвата ракет есть есть есть со спецрадаром есть со спецрадаром
Количество ракет на пусковой установке до 16 8 4 4
Собственный радар есть есть есть есть

 

До последнего времени казалось, что Анкара предпочтет либо европейское, либо американское предложение. В пользу этого прогноза говорил тот факт, что Турция является членом НАТО с февраля 1952 года и старается придерживаться военных стандартов североатлантического альянса. В частности, основу турецкой системы противовоздушной обороны составляют американские зенитные ракетные комплексы MIM-14 Nike-Hercules, MIM-23 Hawk XXI, британо-турецкие Rapier, американо-турецкие FIM-92 Stinger и национальные Atilgan PMADS. За информационное обеспечение ПВО отвечает сеть радиолокационных станций американского производства, включая мощный AN/TPY-2 в Малатье. Кроме того, данные ПВО Турция получает и от европейской автоматизированной системы управления силами и средствами ПВО НАТО.

Наконец, в разгар гражданской войны на территории Сирии Турция попросила США, Германию и Нидерланды на время развернуть на своей территории шесть батарей именно комплексов Patriot. В настоящее время они прикрывают турецко-сирийскую границу в районах таких городов, как Адана, Кахраманмараш и Газиантеп.

Тем не менее, участие российского и китайского комплексов в турецком тендере вызывает у НАТО беспокойство. В частности, в августе 2011 года руководство Североатлантического альянса впервые открыто вмешалось в конкурс, попросив Анкару воздержаться от покупки С-300 или HQ-9. Свою просьбу официальные представители Брюсселя обосновали невозможностью подключения российских или китайских комплексов к единой системе контроля воздушного пространства НАТО. Позднее Анкара получила еще несколько подобных предостережений, одно из которых прозвучало из Вашингтона. Таким образом, информация о том, что Турция склоняется в пользу HQ-9, хотя официально и не подтверждалась, но, похоже, имеет под собой какое-то основание.

Если все эти предположения верны, то ситуация, сложившаяся вокруг закупки зенитных ракетных комплексов Анкарой, выглядит с одной стороны комично, а с другой ─ непрактично. Комизм заключается в том, что Турция намерена купить китайские копии С-300В вместо оригинальных, пусть и несколько более дорогих С-300. При этом сам Пекин, активно поставляющий HQ-9 своим войскам, предпочитает прикрывать крупнейшие китайские города именно российскими комплексами, а не собственными доработанными копиями. В частности, в 2010 году Россия завершила поставку в КНР 15 дивизионов комплексов С-300ПМУ-2, которые встали на защиту Пекина и Шанхая. Этот факт является своего рода комплиментом российским производителям, и он же вызывает недоумение по поводу предварительного выбора Анкары.

Турецкая непрактичность заключается в том, что покупка китайских (равно как и российских) комплексов повлечет за собой целую цепочку трудноразрешимых задач. В частности, Турции будет сложно (а без согласия США и НАТО и вовсе невозможно) интегрировать комплексы HQ-9 в единую систему противовоздушной обороны. Дело в том, что для этого Турции придется заказать у китайского поставщика доработку ряда систем для обеспечения совместимости с оборудованием стандарта НАТО. При этом придется запросить у альянса технические сведения о работе их аппаратуры, а передача такой информации Китаю чревата утечкой секретной информации.
Ранее представители НАТО уже заявляли, что подключение российских или китайских комплексов к системе ПВО НАТО позволит Москве или Пекину получить доступ к важным разведданным, причем обратного эффекта у такой интеграции не будет ─ альянс не получит доступа к секретной информации России и Китая. Впрочем, и без интеграции HQ-9 могут быть использованы для эффективного прикрытия важных объектов, поскольку комплексы имеют собственные радары и способны работать независимо от единой системы ПВО. Однако и в этом случае Турция столкнется с определенными сложностями. Речь идет об обмене кодами по системе «свой-чужой».

По данным Flightglobal MiliCAS, ВВС Турции выполняют полеты на 227 истребителях F-16C/D Fighting Falcon, 152 F/RF-4E Phantom II и F/NF-5A/B Freedom Fighter американского производства. Ответчики системы «свой-чужой» этих самолетов настроены на стандартную систему распознавания НАТО, и их сопряжение с системами опроса комплексов HQ-9 будет невозможным. Прежде всего потому, что НАТО не согласится раскрывать сведения о своей кодовой системе и обмене информацией, без чего не получится настроить китайские комплексы распознавания «свой-чужой». Теоретически, возможно дооборудование истребителей ответчиками, совместимыми с комплексами HQ-9, но такое решение выглядит крайне сомнительным. В частности, сложно будет обеспечить совместимость двух систем опознавания разного типа на одном самолете.

Турецкий тендер становится все более непредсказуемым, поскольку мотивы министерства обороны по-прежнему остаются неясными. С одной стороны, если Анкаре необходимо усилить существующую систему противовоздушной обороны, то очевидно, что американские или европейские зенитные комплексы подходят для этого наилучшим образом. С другой, с учетом нарастания вооруженного конфликта на территории Сирии, Турция может испытывать острую потребность в срочном прикрытии государственной границы с этой страной, а значит дешевизна комплексов и скорость их поставки играют немаловажную роль. В любом случае, что именно выберет Анкара, будет известно уже в ближайшие месяцы, а пока можно делать ставки.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer