Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пермская оборонка – в борьбе за бюджет


26 июня 2013 года Алла Мальцева , ФедералПресс. Приволжье


В конце 2012 – начале 2013 года стала более чем заметна тенденция обострения внутрикорпоративных конфликтов на нескольких пермских предприятиях оборонного комплекса. В рамках федерального тренда объединения под эгидой крупных корпораций заводов идет напряженная борьба за контроль над предприятиями на уровне акционеров и топ-менеджмента компаний. Отставки, судебные иски, пристальное внимание правоохранительных органов как по заказу свалились на целый ряд пермских предприятий ОПК. Возможно, главным камнем преткновения являются многомиллиардные вливания, которые обещает государство предприятиям оборонки. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

Пермская оборонка вот уже много лет не привлекала к себе столь огромного внимания, как за последний год: в поле зрения СМИ обычно попадали открытия, новые разработки, этапы развития, стандартная отчетность компаний. Однако теперь ежемесячно проходят сообщения либо об обысках на заводах, либо о борьбе акционеров и собственников. Как минимум пять крупных пермских предприятий переживают управленческий кризис, в который порой вовлекаются и правоохранительные органы. Среди этих предприятий ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Авиадвигатель», ФКП «Пермский пороховой завод» (ППЗ), Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (ЗиД). Первые три являются коммерческими структурами с долей участия государства. Последние два – полностью подконтрольны госструктурам. В первом случае контроль за денежными вливаниями – на плечах собственников. Что касается казенных предприятий, то и ППЗ, и ЗиД всегда будут лакомым куском для желающих получить контроль над крупными финансовыми потоками: есть масса способов направить эти потоки не туда.

Финансовое яблоко раздора

В силу информационной закрытости невозможно объективно оценить весь объем работы предприятий ОПК. Оборонка и госзакупки вооружений – сферы крайне непубличные, и могло показаться, что туда деньги либо не пошли, либо они были потрачены крайне не эффективно. Между тем начиная с 2000 года расходы военных на закупку техники и вооружения постоянно росли: тогда было выделено 46 млрд руб., в 2001 году – 57 млрд руб., в 2002 году – 79 млрд руб., в 2003 году – 111 млрд руб. Спустя десять лет – уже 2 трлн руб.

Сейчас вливания в ОПК идут по двум потокам. Первый – гособоронзаказ. Объявлено, что в соответствии с государственной программой вооружений на 2011–2020 годы расходы на госзакупку вооружений и военной техники составят 20 трлн рублей, то есть почти по 2 трлн рублей ежегодно. При этом стоит отметить, что программа еще не работает в полную силу. По июньским заявлениям федеральным СМИ министра финансов РФ Антона Силуанова, в связи с дефицитным бюджетом и осознав, что российские оборонные предприятия просто не в состоянии принять значительные средства, планируется перенести часть бюджетных расходов, запланированных на эти цели на 2014–2016 годы, на 2017–2018 годы. Президент Владимир Путин, оглашая Бюджетное послание правительству, поддержал предложение Минфина о частичном переносе расходов на госпрограмму вооружений исходя из готовности предприятий принять деньги и иметь соответствующую производственную и технологическую базу под исполнение контрактов по поставкам техники и вооружений.

Второй поток средств идет целевым образом под ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года», главным образом на модернизацию основных фондов промышленности. Всего это около 3 трлн рублей, или примерно по 300 млрд рублей инвестиций в год на обновление фондов и строительство новых заводов ОПК по всей стране. Для сравнения приведем свежие росстатовские данные, на которые ссылается издание «Эксперт». Инвестиции в основной капитал (без учета деятельности субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в обрабатывающую промышленность в 2012 году составили 1,4 трлн рублей. Из них в виды деятельности, которые уверенно можно ассоциировать с машиностроением, пошло 248 млрд рублей. А в рамках упомянутой программы только в предприятия ОПК решили вкладывать до 300 млрд рублей в год. Таким образом государство претендует на то, чтобы стать основным инвестором в обновление фондов машиностроения – в первую очередь, разумеется, это коснется оборонки.

Пермский край

Предприятия ОПК Прикамья входят во все перечисленные программы; кроме того, некоторые из них могут получить федеральные средства другими путями. Так, например, за счет госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Суммарный объем финансирования ФЦП составляет 2,1 трлн руб., из которых средства федерального бюджета составляют 1,47 трлн руб., а внебюджетное финансирование – 634,5 млрд руб. c учетом ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 г.» и ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 гг. и на период до 2015 г.». Также пермские предприятия состоят в списке пилотных инновационных территориальных кластеров, что не исключает госфинансирование в последующие годы (около 500 млн рублей в год).

При этом пока что четко прописанной программы развития промышленности в крае нет. Действие предыдущей программы закончилось в 2012 году. По словам министра промышленности и торговли Пермского края Кирилла Хмарука, сейчас готовится проект целевой программы «Развитие промышленности Пермского края на 2013 и последующие годы». С его презентацией министерство выйдет только к 1 сентября текущего года. «Естественно, мы заинтересованы в увеличении инвестиций в оборонную промышленность Пермского края. Конкретные суммы денежных вливаний я сказать не могу: часть информации конфиденциальна. Пермские предприятия участвуют как в федеральных целевых программах, так и в отдельных проектах, на которые выделяются инвестиции. Так, к примеру, Пермский моторный завод в рамках отдельного проекта ПД-14 получает определенные средства», – прокомментировал Кирилл Хмарук.

Стоит отметить, что многие проекты предприятий ОПК включены в программу социально-экономического развития (СЭР) Пермского края на 2012–2016 годы, что не исключает предоставления некоторых субсидий. Точные цифры, сколько краевых средств будет направлено на развитие промышленной отрасли в регионе, обозначить крайне сложно. Но, согласно документу СЭР, планируется увеличение доли инновационной продукции, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предприятиями промышленного производства до 15 % в 2016 году. А также увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства Пермского края до 15 % в 2016 году.

Обещанные миллиарды

В докладе об основных направлениях деятельности в 2012 году и на плановый период до 2016 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин отметил приоритетность оборонного комплекса. Примечательно, что это последний официальный документ, где хоть как-то прописаны возможные инвестиции в ОПК Пермского края. В частности, поддержано создание на базе ОАО «Мотовилихинские заводы» федерального кластера «Новые артиллерийские технологии» и включение программы создания Федерального центра артиллерийских технологий в список национальных технологических платформ. Обещано, что к 2015 году «Мотовилихинские заводы» станут артиллерийским заводом № 1 в России. В ОАО «Пермский моторный завод» будут размещены заказы на поставку 340 двигателей и даны госгарантии по кредитам.

В 2012 году тогда еще министр обороны Анатолий Сердюков заявлял, что предприятия Пермского края в рамках кооперации с другими оборонными предприятиями страны выполняют для Минобороны работы примерно на 17 млрд рублей. Крупный заказ приходился на Пермский пороховой завод (составные части твердотопливных ракетных двигателей – 2,2 млрд рублей), а также на ОАО «Протон-ПМ». Сумму, которую Минобороны планировало потратить на сервисное обслуживание и ремонт двигателей для самолетов фронтовой авиации их разработчиком – конструкторским бюро «Авиадвигатель» и серийным заводом «Пермский моторный завод», – 890 млн рублей. Это почти вдвое больше, чем в 2011 году (42,3 млн рублей тогда пришлось на КБ, 424 млн рублей – на серийный завод, хотя окончательный расчет по контракту, насколько известно, еще не произведен). Многие документы на госзаказы не подписаны до сих пор. Однако в план Минобороны они поставлены. В любой момент подписание может состояться, и предприятия получат достаточно большие суммы.

«Перестрелки» на заводах

Именно грядущим выделением средств в рамках поддержки ОПК наверняка и вызвано масштабное противостояние на предприятиях, которые так или иначе могут рассчитывать на этот госзаказ. Самый показательный случай – «Мотовилихинские заводы», контролирующая которые группа частных акционеров вот уже в течение полутора лет тщательно не допускает до оперативного управления представителей госкомпаний. Стороны погрязли в судах, а «частники» для того, чтобы себя обезопасить, взяли и перевели свои 35 % акций стратегического предприятия на… две компании, которые находятся в Голландии, стране-участнице блока НАТО. То, что еще 20 лет назад казалось немыслимым и могло присниться тогдашнему директорату «Мотовилихи» в очень страшном сне, сегодня является обычной практикой внутрикорпоративных конфликтов. Впрочем, отчасти контролирующим акционерам пришлось потесниться – сегодня большинство мест в совете директоров машхолдинга занимают представители госкомпаний («Ростех», «Сплав», Уралвагонзавод), но оперативное управление – а значит, и контроль за деньгами ГОЗ – осталось за «частниками». Однако конфликт еще не разрешен: очевидно, что ситуация вновь обострится, когда будут приняты конкретные решения. Впрочем, будут ли такие решения приняты? Вопрос остается открытым, ведь проблемы с наполняемостью доходной части терзают не только бюджет Пермского края.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer