Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пермская оборонка – в борьбе за бюджет


26 июня 2013 года Алла Мальцева , ФедералПресс. Приволжье


В конце 2012 – начале 2013 года стала более чем заметна тенденция обострения внутрикорпоративных конфликтов на нескольких пермских предприятиях оборонного комплекса. В рамках федерального тренда объединения под эгидой крупных корпораций заводов идет напряженная борьба за контроль над предприятиями на уровне акционеров и топ-менеджмента компаний. Отставки, судебные иски, пристальное внимание правоохранительных органов как по заказу свалились на целый ряд пермских предприятий ОПК. Возможно, главным камнем преткновения являются многомиллиардные вливания, которые обещает государство предприятиям оборонки. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

Пермская оборонка вот уже много лет не привлекала к себе столь огромного внимания, как за последний год: в поле зрения СМИ обычно попадали открытия, новые разработки, этапы развития, стандартная отчетность компаний. Однако теперь ежемесячно проходят сообщения либо об обысках на заводах, либо о борьбе акционеров и собственников. Как минимум пять крупных пермских предприятий переживают управленческий кризис, в который порой вовлекаются и правоохранительные органы. Среди этих предприятий ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Авиадвигатель», ФКП «Пермский пороховой завод» (ППЗ), Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (ЗиД). Первые три являются коммерческими структурами с долей участия государства. Последние два – полностью подконтрольны госструктурам. В первом случае контроль за денежными вливаниями – на плечах собственников. Что касается казенных предприятий, то и ППЗ, и ЗиД всегда будут лакомым куском для желающих получить контроль над крупными финансовыми потоками: есть масса способов направить эти потоки не туда.

Финансовое яблоко раздора

В силу информационной закрытости невозможно объективно оценить весь объем работы предприятий ОПК. Оборонка и госзакупки вооружений – сферы крайне непубличные, и могло показаться, что туда деньги либо не пошли, либо они были потрачены крайне не эффективно. Между тем начиная с 2000 года расходы военных на закупку техники и вооружения постоянно росли: тогда было выделено 46 млрд руб., в 2001 году – 57 млрд руб., в 2002 году – 79 млрд руб., в 2003 году – 111 млрд руб. Спустя десять лет – уже 2 трлн руб.

Сейчас вливания в ОПК идут по двум потокам. Первый – гособоронзаказ. Объявлено, что в соответствии с государственной программой вооружений на 2011–2020 годы расходы на госзакупку вооружений и военной техники составят 20 трлн рублей, то есть почти по 2 трлн рублей ежегодно. При этом стоит отметить, что программа еще не работает в полную силу. По июньским заявлениям федеральным СМИ министра финансов РФ Антона Силуанова, в связи с дефицитным бюджетом и осознав, что российские оборонные предприятия просто не в состоянии принять значительные средства, планируется перенести часть бюджетных расходов, запланированных на эти цели на 2014–2016 годы, на 2017–2018 годы. Президент Владимир Путин, оглашая Бюджетное послание правительству, поддержал предложение Минфина о частичном переносе расходов на госпрограмму вооружений исходя из готовности предприятий принять деньги и иметь соответствующую производственную и технологическую базу под исполнение контрактов по поставкам техники и вооружений.

Второй поток средств идет целевым образом под ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года», главным образом на модернизацию основных фондов промышленности. Всего это около 3 трлн рублей, или примерно по 300 млрд рублей инвестиций в год на обновление фондов и строительство новых заводов ОПК по всей стране. Для сравнения приведем свежие росстатовские данные, на которые ссылается издание «Эксперт». Инвестиции в основной капитал (без учета деятельности субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в обрабатывающую промышленность в 2012 году составили 1,4 трлн рублей. Из них в виды деятельности, которые уверенно можно ассоциировать с машиностроением, пошло 248 млрд рублей. А в рамках упомянутой программы только в предприятия ОПК решили вкладывать до 300 млрд рублей в год. Таким образом государство претендует на то, чтобы стать основным инвестором в обновление фондов машиностроения – в первую очередь, разумеется, это коснется оборонки.

Пермский край

Предприятия ОПК Прикамья входят во все перечисленные программы; кроме того, некоторые из них могут получить федеральные средства другими путями. Так, например, за счет госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Суммарный объем финансирования ФЦП составляет 2,1 трлн руб., из которых средства федерального бюджета составляют 1,47 трлн руб., а внебюджетное финансирование – 634,5 млрд руб. c учетом ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 г.» и ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 гг. и на период до 2015 г.». Также пермские предприятия состоят в списке пилотных инновационных территориальных кластеров, что не исключает госфинансирование в последующие годы (около 500 млн рублей в год).

При этом пока что четко прописанной программы развития промышленности в крае нет. Действие предыдущей программы закончилось в 2012 году. По словам министра промышленности и торговли Пермского края Кирилла Хмарука, сейчас готовится проект целевой программы «Развитие промышленности Пермского края на 2013 и последующие годы». С его презентацией министерство выйдет только к 1 сентября текущего года. «Естественно, мы заинтересованы в увеличении инвестиций в оборонную промышленность Пермского края. Конкретные суммы денежных вливаний я сказать не могу: часть информации конфиденциальна. Пермские предприятия участвуют как в федеральных целевых программах, так и в отдельных проектах, на которые выделяются инвестиции. Так, к примеру, Пермский моторный завод в рамках отдельного проекта ПД-14 получает определенные средства», – прокомментировал Кирилл Хмарук.

Стоит отметить, что многие проекты предприятий ОПК включены в программу социально-экономического развития (СЭР) Пермского края на 2012–2016 годы, что не исключает предоставления некоторых субсидий. Точные цифры, сколько краевых средств будет направлено на развитие промышленной отрасли в регионе, обозначить крайне сложно. Но, согласно документу СЭР, планируется увеличение доли инновационной продукции, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предприятиями промышленного производства до 15 % в 2016 году. А также увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства Пермского края до 15 % в 2016 году.

Обещанные миллиарды

В докладе об основных направлениях деятельности в 2012 году и на плановый период до 2016 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин отметил приоритетность оборонного комплекса. Примечательно, что это последний официальный документ, где хоть как-то прописаны возможные инвестиции в ОПК Пермского края. В частности, поддержано создание на базе ОАО «Мотовилихинские заводы» федерального кластера «Новые артиллерийские технологии» и включение программы создания Федерального центра артиллерийских технологий в список национальных технологических платформ. Обещано, что к 2015 году «Мотовилихинские заводы» станут артиллерийским заводом № 1 в России. В ОАО «Пермский моторный завод» будут размещены заказы на поставку 340 двигателей и даны госгарантии по кредитам.

В 2012 году тогда еще министр обороны Анатолий Сердюков заявлял, что предприятия Пермского края в рамках кооперации с другими оборонными предприятиями страны выполняют для Минобороны работы примерно на 17 млрд рублей. Крупный заказ приходился на Пермский пороховой завод (составные части твердотопливных ракетных двигателей – 2,2 млрд рублей), а также на ОАО «Протон-ПМ». Сумму, которую Минобороны планировало потратить на сервисное обслуживание и ремонт двигателей для самолетов фронтовой авиации их разработчиком – конструкторским бюро «Авиадвигатель» и серийным заводом «Пермский моторный завод», – 890 млн рублей. Это почти вдвое больше, чем в 2011 году (42,3 млн рублей тогда пришлось на КБ, 424 млн рублей – на серийный завод, хотя окончательный расчет по контракту, насколько известно, еще не произведен). Многие документы на госзаказы не подписаны до сих пор. Однако в план Минобороны они поставлены. В любой момент подписание может состояться, и предприятия получат достаточно большие суммы.

«Перестрелки» на заводах

Именно грядущим выделением средств в рамках поддержки ОПК наверняка и вызвано масштабное противостояние на предприятиях, которые так или иначе могут рассчитывать на этот госзаказ. Самый показательный случай – «Мотовилихинские заводы», контролирующая которые группа частных акционеров вот уже в течение полутора лет тщательно не допускает до оперативного управления представителей госкомпаний. Стороны погрязли в судах, а «частники» для того, чтобы себя обезопасить, взяли и перевели свои 35 % акций стратегического предприятия на… две компании, которые находятся в Голландии, стране-участнице блока НАТО. То, что еще 20 лет назад казалось немыслимым и могло присниться тогдашнему директорату «Мотовилихи» в очень страшном сне, сегодня является обычной практикой внутрикорпоративных конфликтов. Впрочем, отчасти контролирующим акционерам пришлось потесниться – сегодня большинство мест в совете директоров машхолдинга занимают представители госкомпаний («Ростех», «Сплав», Уралвагонзавод), но оперативное управление – а значит, и контроль за деньгами ГОЗ – осталось за «частниками». Однако конфликт еще не разрешен: очевидно, что ситуация вновь обострится, когда будут приняты конкретные решения. Впрочем, будут ли такие решения приняты? Вопрос остается открытым, ведь проблемы с наполняемостью доходной части терзают не только бюджет Пермского края.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer