Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Декорации о доходах: как молодой помощник сенатора покупает самолет за $40 млн


26 июня 2013 года Ксения Докукина, Forbes


К каким затейливым схемам может прибегать российское чиновничество для обхода антикоррупционных запретов — в расследовании Forbes.

Bentley, Lexus LX 570, Land Rover Defender, Maybach и автоприцеп — такие личные транспортные средства перечислил сенатор, единоросс, член комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Пичугов в декларации о доходах за 2012 год. Совокупный доход семьи Пичуговых, по этой декларации, составил 523,56 млн рублей, с ним чиновник занял третью строчку в составленном Forbes рейтинге самых богатых семей Совета Федерации.
 
Правда, Forbes обнаружил еще одно средство передвижения, которое может иметь отношение к сенатору от Ханты-Мансийского округа (ХМАО), — бизнеc-джет Gulfstream G450 стоимостью $40,5 млн.
 
56-летний Пичугов представляет ХМАО в Совете Федерации с 2006 года. До этого в течение двух лет он возглавлял администрацию Нижневартовского района ХМАО, а еще раньше был руководителем компании «Аганнефтегазгеология», которую в 2005 году купила «Русснефть» Михаила Гуцериева.
 
Недавно Пичугов упоминался в истории с так называемыми золотыми кренделями: в этот список чиновников, совмещающих госдеятельность с бизнесом, его включил депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков.
 
В распоряжении Forbes оказалась копия письма гендиректора крупнейшего финского частного авиаперевозчика Airfix Aviation Мийки Инкиляйнена от 11 апреля 2013 года, который поздравляет «господина Пичугова» с получением нового воздушного судна типа Gulfstream 450 и говорит, что компания гордится возможностью осуществления полетов на данном самолете. Gulfstream в письме называется «Вашим новым воздушным судном» и «Вашим самолетом».
 
Сам Пичугов заявил Forbes, что письма от Инкиляйнена с описанными поздравлениями не получал. По словам Пичугова, он владельцем G450 не является и «никаких документов о том, что участвовал в сделке по приобретению самолета, нет».
 
Forbes попробовал разобраться, кому же достался новый Gulfstream.
 
Бизнес-джет для 30-летнего помощника
 
Несколько знакомых Пичугова рассказывают, что самолет был заказан в интересах сенатора еще в 2011 году. Он хотел Gulfstreаm, потому что это лучший джет в бизнес-авиации на сегодня, уточняет один из них. Судно изготавливали в Америке, окончательная сборка проходила на заводе в городе Саванна (там, в штате Джорджия, находится сборочное производство Gulfstream), рассказывает знакомый сенатора. Это первый самолет, на котором летает Пичугов, уточняет он.
 
У Forbes есть копия договора о продаже летательного аппарата — выпущенный 14 февраля 2011 года, он стоил $40 505 000, но с учетом скидки достался покупателю — компании Marbale Universal Corp. с Виргинских островов — за $32 650 000. Со стороны Gulfstream Aerospace Corporation его подписал Ричард Чаридло, со стороны Marbale — некто Василий Коколов.
 
Позже G450 был перерегистрирован на другой офшор с Британских Виргинских островов — компанию Avia Group Ltd («Авиа групп»), рассказывает знакомый Пичугова. Документы (есть у Forbes), описывающие комплектацию самолета, подписаны 12 июня 2012 года уже между корпорацией Gulfstream и «Авиа групп» в лице того же Коколова. Компания Gulfstream не ответила на вопросы Forbes.
 
По словам знакомого Пичугова, на тот момент сенатор мог являться бенефициаром обоих офшоров, участвовавших в сделках с самолетом. Пичугов заявил Forbes, что «сейчас никакого отношения к компаниям Marbale Universal Corp. и Avia Group Ltd не имеет». Вопрос, о том, был ли он как-то связан с этими компаниями ранее, Пичугов оставил без комментариев. По его словам, он не имеет иностранных активов «на 12 июня 2013 года». В мае 2013 года сенатор действительно сообщал, что избавился от иностранных счетов раньше срока, установленного недавно принятым законом, хотя это и доставило ему «неудобства». «Ничего страшного. Неудобно на боку спать, будем спать на спине», — заявил он.
Интересна переписка Коколова с представителями компании-посредника Capital Legal Service (CLS) и Gulfstream (есть в распоряжении Forbes), в которой упоминается Пичугов как интересант в покупке самолета. В частности, Коколов договаривается о встрече между Пичуговым и сотрудниками CLS и Gulfstream для подписания договора и его оплаты, спрашивает о возможности получения скидки и обсуждает пункты договора, не устроившие Пичугова. Также у Forbes есть письмо о намерениях от компании Gulfstream, направленное Пичугову для совершения сделки по покупке все того же Gulfstream G450.
Коколов фигурировал в российских СМИ как помощник сенатора Пичугова. Он гендиректор ООО «Владение-1» (данные «СПАРК-Интерфакс»), а владелец этой компании — как раз Marbale Universal Corp. Коколов возглавляет также ООО «Джей Ви Пи Инвест», собственником которой является ООО «Инвест-Ойл», принадлежащая Пичугову (по его словам, бизнес на время сенаторства находится в доверительном управлении).
 
Коколов молод для обладателя бизнес-джета, в январе ему исполнилось 30 лет. На его странице во «Вконтакте» указано, что в 2000 году он окончил школу в городе Мегионе (ХМАО), а в 2005-м — получил диплом в краснодарском филиале Российской экономической академии им. Плеханова.
 
С корреспондентом Forbes Коколов общаться отказался, хотя раньше был более публичен. Он в частности, комментировал новости как представитель Пичугова и упоминался в региональной прессе.
 
Борт «Яков-Виктор-Анна»
 
Тем временем Gulfstream, о покупке которого договаривался Коколов, совершил несколько испытательных полетов и был отправлен в Финляндию — там владелец решил зарегистрировать джет, говорит знакомый сенатора. Компанией-оператором G450 стала финская Airfix Aviation, принадлежащая фонду Volga Resources Геннадия Тимченко (№9 в списке Forbes, $14,1 млрд).
 
В Россию самолет прилетел в феврале 2013 года и базируется во Внуково-3, рассказывает знакомый Пичугова. Судно получило регистрационный номер OH-JVA, который можно расшифровать как Jacob Viktor Anna, рассказывает источник, близкий к сенатору: Яков — это сын Пичугова, Виктор — собственно сам Пичугов, Анна — его жена (кстати, например, компания Пичугова «Джей Ви Пи Инвест» (JVP) расшифровывается как Яков, Виктор Пичуговы). Использование собственных инициалов или инициалов близких людей в бортовом номере самолета — характерная черта российских бизнесменов, они задали моду на то, чтобы так указать на принадлежность судна, говорит руководитель авиационного информагентства BizavNews Дмитрий Петроченко. Так, в номере самолета Алишера Усманова зашифровано имя отца миллиардера, а у Тимченко — его инициалы.
 
Представитель Airfix Aviation сообщил, что в компании не комментируют вопросы, связанные с клиентскими отношениями. Источник, близкий к Airfix, сообщил, что самолет действительно будет эксплуатироваться в интересах российского клиента. Пичугов же утверждает, что между ним и Airfix существует только договор на приобретение более ста летных часов «на подобной марке самолета».
 
Первый рейс самолет совершил 16 апреля 2013 года, рассказал источник, близкий к Airfix. По словам знакомого Пичугова, с тех пор сенатор довольно активно пользуется воздушным транспортом — летает три-четыре раза в месяц, чаще всего в Лондон, поскольку, как предполагает собеседник, у него там особняк, учится сын, и семья на лето переехала туда. Данных о местопребывании семьи сенатора в открытых источниках нет, дом в Великобритании действительно задекларирован.
 
В России популярные направления — Челябинск, Ханты-Мансийск и Нижневартовск (туда сенатор летает, в частности, на охоту), а отдыхать — в Ниццу. В самолете есть все и для бизнеса, и для развлечений, подтверждает источник, близкий к Airfix: «Это элитная версия судна, там просто бешеный (по скорости. — Forbes) интернет, возможность связаться с любой точкой мира, 3D-телевизор».
 
Кабина экипажа G450 называется Plane View, сообщается в документации этого самолета на сайте производителя. Ее технологический уровень был признан наивысшим в деловой авиации. Самолет оснащен огромными иллюминаторами, системой вентиляции, подающей приточный свежий воздух, развлекательной видео-аудиосистемой с жидкокристаллическими видеомониторами, которая включается одним прикосновением, а также факсимильным аппаратом с принтером и системой спутниковой связи с беспроводными телефонными трубками. Интерьер бортовой кухни создан вручную мастерами-краснодеревщиками.
 
G450 с легкостью доставит вас из Далласа в Париж, сообщает официальный сайт Gulfstream в России. Лайнер может совершить беспосадочный перелет Москва — Нью-Йорк с 8 пассажирами на борту, добавляет Петроченко. Максимальная скорость судна — 850 км/ч (для сравнения: крейсерская скорость Boeing-737 — 900 км/час).
 
«Если сравнивать самолет с машинами, это примерно как тюнингованный BMW, в классе бизнес-джетов с ультрадальностью он входит в топ-пять», — одобрительно говорит Петроченко. По его словам, в российском реестре зарегистрирован только один подобный самолет Gulfstream — G-IV-SP (более ранняя версия G450), его эксплуатирует компания «Ютэйр» в интересах «Сургутнефтегаза».
 
Новая мода чиновников
 
В 2012 году Пичугов оказался на третьей строчке по уровню доходов среди членов Совета Федерации: совокупный доход его семьи составил 524,21 млн рублей, из которых почти все — 523,56 млн рублей — личный доход сенатора. В декларации Пичугов отчитался о четырех жилых домах, один из которых находится в Великобритании, четырех земельных участках площадью от 960 до 1500 кв. м, а также шести квартирах (одна в Монако), двух гаражах и двух лесных участках. Его жене принадлежит Porsche Cayenne S и квартира площадью 145,1 кв. м.
 
О личном самолете упомянуто не было. Его стоимость со скидкой — 1,012 млрд рублей — в два раза больше официального дохода сенатора. В 2010 году, посещая Нижневартовск, сенатор раскрыл журналистам секрет своего финансового успеха: «Надо много работать и учиться. Работать не два, не три, не четыре месяца… Я работал 25 лет и получил три высших образования. Плюс немного удачи. Вот и весь секрет».
 
По словам главы российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, любая информация, указывающая на возможное расхождение задекларированных высшим должностным лицом сведений с реальностью, может стать поводом для проверки уполномоченными на это организациями — в первую очередь президиумом совета при президенте по противодействию коррупции. Приобретение самолета помощником сенатора тоже может являться таким поводом — не факт, что помощник чиновника обладает таким доходом, который позволит купить самолет.
 
Пока что вопросы Forbes, направленные в комитет Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности и в президиум по противодействию коррупции остались без ответа.
 
С конца прошлого года Госдуму и Совет Федерации потрясла серия отставок депутатов и сенаторов, которые либо не захотели расставаться с иностранными активами и своей бизнес-деятельностью, либо были пойманы на владении незадекларированным имуществом. В частности, глава думского комитета по этике Владимир Пехтин сложил полномочия из-за обвинений, прозвучавших в его адрес со стороны оппозиционера Алексея Навального. Тот заявил, что у Пехтина есть незадекларированная недвижимость в США. Сам депутат подчеркнул, что претензии не обоснованы, но решил уйти, чтобы «спасти партию «Единая Россия», членом которой он является, от необоснованных нападок. В апреле Совет Федерации досрочно прекратил полномочия сенатора от Ленинградской области Андрея Молчанова, который стал пятым сенатором, досрочно сдавшим мандат с начала 2013 года. Ранее из верхней палаты парламента ушли Борис Шпигель, экс-глава «Минудобрений» Николай Ольшанский и экс-банкир Виталий Малкин.
 
Собеседник в руководстве верхней палаты говорит, что до 1 июля, когда сенаторы должны будут расстаться с иностранными активами, возможны новые отставки. Он признает, что серия антикоррупционных законов привела к появлению «новой моды» среди обеспеченных избранников — регистрировать имущество и сделки на взрослых детей (их доходы и имущество не подлежат декларированию по закону) и помощников, с которыми может заключаться нотариальный договор. Меры реагирования на эту практику собеседник назвать затруднился.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBm2gQ
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/decorator/ceilings/ здесь.
Установка маяков на стену под штукатурку на http://remont.youdo.com/facing/walls/plastering/by-beacons/other/installation/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer