Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Загадочный тридцать пятый


27 июня 2013 года Василий Сычев, Lenta.ru


Судьба нового российского многофункционального истребителя МиГ-35 наконец начала обретать определенность ─ Министерство обороны в ближайшее время может подписать контракт на поставку 24 таких самолетов. Разговоры о закупке МиГ-35 для ВВС велись с 2009 года, однако конкретные сроки и объемы поставки самолетов не назывались. В 2011 году покупка «тридцать пятых» была включена в госпрограмму вооружений. И хотя теперь уже понятно, что МиГ-35 все же доберется до российских ВВС, гарантий, что он станет массовым самолетом в России, пока нет никаких.

Разработка истребителя МиГ-35 началась в первой половине 2000-х годов, а выкатка самолета состоялась в январе 2007-го. К 2010 году было построено только три прототипа, проходивших испытания и участвовавших в различных авиавыставках. Информация о самолете на протяжении всего времени его разработки поступала скудная, с большими перерывами, и судьба истребителя долгое время была не определена. Особенно на фоне более успешной компании «Сухой», заключавшей с Министерством обороны России контракты на поставку модернизированных истребителей Су-27, Су-30 и перспективных Су-35.

МиГ-35 был создан в двух вариантах ─ одноместном (МиГ-35С) и двухместном (МиГ-35Д). При длине 17,3, высоте 4,73 и размахе крыла 11,99 метра максимальная взлетная масса истребителя составляет 23,5 тонны. Самолет оснащен модернизированными двигателями РД-33МК со всеракурсным управлением вектором тяги, способными выдавать тягу в 5,4 тысячи килограммов-силы и в девять тысяч килограммов-силы в режиме форсажа. Тяговооруженность МиГ-35 при нормальной взлетной массе составляет 1,03. Истребитель способен развивать скорость до 2,4 тысячи километров в час, а дальность его полета с подвесными топливными баками составляет около трех тысяч километров.

Самолет вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-1 и оснащен десятью точками подвески для авиационных ракет и бомб общей массой до 6,5 тонны. Отличительными чертами перспективного истребителя являются полностью «стеклянная» кабина пилота, радиолокационная станция «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой (обнаружение целей на дальности до 250 километров, сопровождение 30 воздушных объектов и одновременный обстрел восьми из них) и информационно-прицельные системы пятого поколения. МиГ-35 изначально разрабатывался в качестве замены устаревающим истребителям семейства МиГ-29.

В 2009 году, когда «Сухой» получил контракт военного ведомства на поставку 48 новых истребителей Су-35, сообщалось, что Министерство обороны в скором времени подпишет и соглашение с «МиГом» на поставку МиГ-35. При этом утверждалось, что уже к 2015 году ВВС России будут иметь в своем составе не менее двух авиационных эскадрилий, укомплектованных самолетами такого типа. Алексей Федоров, занимавший тогда пост президента Объединенной авиастроительной корпорации («Сухой» и «МиГ» входят в ее состав), заявлял, что ведутся переговоры о поставке военным 20-30 МиГ-35.

Однако ни в 2009-м, ни в последующие годы соглашение на поставку ВВС новых истребителей так и не было подписано. Некоторые эксперты предположили, что новизна МиГ-35, представляющего собой глубокую модернизацию МиГ-29М, заставляет военных тщательнее к нему приглядываться. При этом утверждалось, что окончательно судьба истребителя будет определена после того, как ВВС Индии подведут итоги тендера MMRCA на поставку 126 средних многофункциональных истребителей. В этом конкурсе, объявленном в 2007 году, МиГ-35 конкурировал с истребителями Rafale, Typhoon, F-16IN Super Viper, F/A-18E/F Super Hornet и JAS 39 Gripen IN. В 2011 году российский самолет выбыл из тендера ─ индийцы остались недовольны работой его двигателей и радиолокационной станции. Крупный заказ на МиГ-35 со стороны Индии позволил бы увеличить серийный выпуск самолета, а значит, и существенно снизить цены на конечную продукцию для российских вооруженных сил.

В июне 2011 года в 43 километрах от аэродрома Ахтубинска разбился истребитель МиГ-29КУБ, пилоты Александр Кружилин и Олег Спичка погибли. Разбившийся самолет принимал участие в испытаниях двухместной версии нового МиГ-35. Летом 2009 года он был переоборудован в МиГ-35Д из опытного МиГ-29КУБ, выполнил несколько полетов в этой роли, а в 2010 году самолет снова переделали в МиГ-29КУБ. Перспективы «тридцать пятого» становились все более туманными, хотя некоторого оптимизма в мае 2012 года добавил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявив о заинтересованности Астаны в самолетах типа МиГ-35.

В 2011 году начала действовать госпрограмма вооружений России, рассчитанная до 2020 года. Объем ее финансирования определен на уровне 20 триллионов рублей (плюс три триллиона на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Закупка новой разработки РСК «МиГ» была включена в эту программу. Осенью 2012 года генеральный директор «МиГа» Сергей Коротков заявил, что поставки новых многоцелевых истребителей МиГ-35 ВВС России начнутся уже в 2014 году. В апреле 2013-го во время «прямой линии» президент России Владимир Путин также пообещал скорое начало поступления МиГ-35 в войска.

Более определенной судьба перспективного истребителя стала в июне текущего года, когда Коротков объявил о готовящемся контракте с Министерством обороны России на поставку 24 МиГ-35. По оценке генерального директора «МиГа», соглашение на передачу ВВС России боевых самолетов может быть подписано уже в июне-июле 2013-го. При этом глава самолетостроительной корпорации отметил, что общая потребность российских ВВС в самолетах типа МиГ-35 оценивается в 37 единиц. Это почти в два раза меньше, чем заявленный в госпрограмме вооружений объем поставки таких самолетов ─ 72 единицы. Таким образом, неясно, какое же конкретно количество МиГ-35 в конечном счете примут на вооружение военные.

После распада СССР соотношение легких и тяжелых истребителей в составе ВВС России поддерживалось примерно на уровне один к одному. По данным на начало 2013 года, в активном составе российских ВВС числились 250 истребителей типа МиГ-29 и 260 боевых самолетов Су-27 и Су-30. Большинство МиГ-29, поставленных в войска еще при СССР, уже вырабатывают свой ресурс, и им требуется замена, которой и мог бы стать МиГ-35. Однако заявленное в госпрограмме вооружений количество таких самолетов заставляет предположить, что Министерство обороны решило пересмотреть соотношение легких и тяжелых истребителей в пользу последних.

С учетом уже размещенного и планируемого заказов на Су-35 (в общей сложности 96 единиц до 2020 года), а также покупки новых Су-27СМ3 и Су-30СМ количество тяжелых истребителей на вооружении ВВС России после 2020 года достигнет 390-400 единиц. При этом доля легких тактических боевых самолетов будет постепенно снижаться, если только власти не решат увеличить заказ на МиГ-35 в рамках новой госпрограммы вооружений на 2016-2025 годы, которая будет представлена президенту России в 2015 году.

Между тем крупный заказ со стороны Министерства обороны, а также старт продаж МиГ-35 за рубежом позволили бы поддержать РСК «МиГ», находящуюся в трудном финансовом положении. Портфель заказов позволяет загрузить предприятие до 2016 года. Речь идет о поставке истребителей МиГ-29 Мьянме, МиГ-29К/КУБ ─ Индии и модернизации индийских МиГ-29, а также приостановленном соглашении с Сирией о передаче последней МиГ-29М/М2. Кроме того, действует контракт с Министерством обороны России о передаче ВМФ истребителей МиГ-29К/КУБ. Дальнейшие перспективы корпорации туманны.

Согласно последнему опубликованному отчету компании, в 2011 году выручка «МиГа» составила 22,6 миллиарда рублей, а чистая прибыль ─ 1,4 миллиарда. При этом задолженность корпорации перед кредиторами превышает 45 миллиардов рублей.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer