Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Армавиа" освобождает небо над Арменией


7 июня 2013 года Наринэ Киракосян, Газета.ru


Армения либерализует национальный рынок авиаперевозок. Монополист «Армавиа» находится в предбанкротном состоянии, с 1 апреля самолеты компании не летают. На армянский рынок может выйти российская «Трансаэро».

В четверг правительство Армении одобрило концепцию по либерализации рынка воздушных перевозок и поставило точку в вопросе монопольного права осуществления полетов национальным авиаперевозчиком. Такая практика продолжалась последние 22 года. Правительство Армении предполагает дать разрешение на эксплуатацию авиалиний трем авиакомпаниям.

На либерализацию авиационного рынка правительство пошло вынужденно. Единственный национальный авиаперевозчик «Армавиа» — стратегический актив, так как у страны закрыта сухопутная граница с Турцией и Азербайджаном. 1 апреля компания «Армавиа» приостановила полеты и объявила о начале процесса банкротства.

Компания до сих пор так и не предоставила в судебные органы доказательств о своей финансовой несостоятельности, процесс признания «Армавиа» банкротом не начался. Но уже известно, что у перевозчика накопились многомиллионные долги не только в Армении, но и в других странах. Компания должна банкам, аэропортам, аэронавигационным службам.

За «Армава» числятся долги российским банкам, аэропортам и Росавиации, всего более $25 млн: задолженность перед аэропортом Внуково свыше 44 млн рублей, перед аэропортами Краснодара и Сочи (холдинг «Базэл аэро») около 900 тысяч рублей. Кроме того, перевозчик должен ВТБ и ВЭБу: в ВЭБе «Армавиа» брала кредит на покупку у «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) двух лайнеров SSJ 100 (стоимость по каталогу — $40 млн), а ВТБ впоследствии рефинансировал этот кредит.

«Армавиа» задолжала также бюджету Армении: перевозчик некоторое время не уплачивал налоги и социальные платежи. Также за компанией числится задолженность по специальной пошлине на авиапассажиров, так называемому налогу на воздух (входит в стоимость билета), и пени за последние два года. В сумме это порядка $40 млн. Правительство страны уже обратилось в суд с целью взыскания пошлины и пени. За обслуживание «Армавиа» должна ереванскому аэропорту Звартноц примерно $5,5 млн, отмечает заместитель главного менеджера ЗАО «Армения — международные аэропорты» Андраник Шхеян.

На момент прекращения полетов владелец «Армавиа» Михаил Багдасаров заверял, что все долги со временем будут погашены. О намерении продать перевозчика Багдасаров в открытую говорит уже полтора года. Ранее в качестве предварительной оценки компании называлась сумма в $50 млн.

По утверждению собственника «Армавиа», выручка от продажи перевозчика помогла бы покрыть накопившиеся долги. Но покупателей не нашлось, несмотря на авиапарк (9 самолетов) и монопольное право на авиаперевозки. Долги компании, по разным данным, оцениваются в $50–110 млн. Только банки претендуют на $40–60 млн.

В государственных структурах Армении отказываются объяснять причину, по которой компании более двух лет фактически прощали задолженность государству.

«По какой причине «Армавиа» все сходило с рук, можно только предположить», — сказал «Газете.Ru» на условии анонимности бывший сотрудник «Армавиа». По его словам, внешний долг в случае несостоятельности «Армавиа» должна будет покрыть Армения, поскольку она выступила гарантом в том числе для рефинансирования кредитов перед ВТБ и ВЭБом.

Фактически правительство Армении все эти годы субсидировало «Армавиа», откладывая выплаты компании в бюджет.

Между тем долг иностранным банкам, а также армянским банкам и бюджету — весьма значительная для Армении сумма, она вполне может привести к экономическому коллапсу, отмечает эксперт.

«Армавиа» вместо объявления себя банкротом предложила правительству Армении рассмотреть возможность программы оздоровления компании. Такой программы пока не представлено, а до тех пор правительство Армении приняло решение либерализации рынка авиаперевозок.

Начальник главного управления гражданской авиации Армении Артем Мовсисян отметил, что правительство планирует провести конкурс по трем региональным направлениям и дать возможность трем авиакомпаниям осуществлять рейсы в Европу, на Ближний Восток и страны СНГ. Кроме того, всем трем авиакомпаниям санкционируют полеты в Москву. Разрешения будут выданы сроком на пять лет. Сроки проведения конкурсов уточняются. При этом, если авиакомпания не выполнит условия по авиаперевозкам в течении 6 месяцев, правительство оставляет за собой право аннулировать разрешение на полеты.

Одним из трех перевозчиков может стать российская авиакомпания «Трансаэро». В 2010 году крупнейшим ее акционером после супругов Плешаковых стала «Тройка диалог» (сейчас Sberbank CIB). Соруководителем Sberbank CIB является родившийся в Ереване Рубен Варданян.

Варданян последние годы активно инвестирует в банковскую и другие структуры Армении, и вход «Трансаэро» в армянское небо связывают с ним.

Вторым перевозчиком на армянских авиалиниях может стать преемник «Армавиа»: в будущем на основе активов перевозчика может быть создан новый. Этот вариант не исключил и Мовсисян.

«Мы анализировали возможные и положительные, и негативные последствия после либерализации авиационного рынка с учетом географического и политического состояния Армении. Да, это стратегический шаг со стороны Армении, но он положительно скажется на экономике Армении, обеспечении конкуренции и предоставлении услуг. В то же время государство не берет уже на себя спонсорских обязательств в отношении какой-либо авиакомпании, как это было в случае с «Армавиа», — сказал Мовсисян.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer