Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Армавиа" освобождает небо над Арменией


7 июня 2013 года Наринэ Киракосян, Газета.ru


Армения либерализует национальный рынок авиаперевозок. Монополист «Армавиа» находится в предбанкротном состоянии, с 1 апреля самолеты компании не летают. На армянский рынок может выйти российская «Трансаэро».

В четверг правительство Армении одобрило концепцию по либерализации рынка воздушных перевозок и поставило точку в вопросе монопольного права осуществления полетов национальным авиаперевозчиком. Такая практика продолжалась последние 22 года. Правительство Армении предполагает дать разрешение на эксплуатацию авиалиний трем авиакомпаниям.

На либерализацию авиационного рынка правительство пошло вынужденно. Единственный национальный авиаперевозчик «Армавиа» — стратегический актив, так как у страны закрыта сухопутная граница с Турцией и Азербайджаном. 1 апреля компания «Армавиа» приостановила полеты и объявила о начале процесса банкротства.

Компания до сих пор так и не предоставила в судебные органы доказательств о своей финансовой несостоятельности, процесс признания «Армавиа» банкротом не начался. Но уже известно, что у перевозчика накопились многомиллионные долги не только в Армении, но и в других странах. Компания должна банкам, аэропортам, аэронавигационным службам.

За «Армава» числятся долги российским банкам, аэропортам и Росавиации, всего более $25 млн: задолженность перед аэропортом Внуково свыше 44 млн рублей, перед аэропортами Краснодара и Сочи (холдинг «Базэл аэро») около 900 тысяч рублей. Кроме того, перевозчик должен ВТБ и ВЭБу: в ВЭБе «Армавиа» брала кредит на покупку у «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) двух лайнеров SSJ 100 (стоимость по каталогу — $40 млн), а ВТБ впоследствии рефинансировал этот кредит.

«Армавиа» задолжала также бюджету Армении: перевозчик некоторое время не уплачивал налоги и социальные платежи. Также за компанией числится задолженность по специальной пошлине на авиапассажиров, так называемому налогу на воздух (входит в стоимость билета), и пени за последние два года. В сумме это порядка $40 млн. Правительство страны уже обратилось в суд с целью взыскания пошлины и пени. За обслуживание «Армавиа» должна ереванскому аэропорту Звартноц примерно $5,5 млн, отмечает заместитель главного менеджера ЗАО «Армения — международные аэропорты» Андраник Шхеян.

На момент прекращения полетов владелец «Армавиа» Михаил Багдасаров заверял, что все долги со временем будут погашены. О намерении продать перевозчика Багдасаров в открытую говорит уже полтора года. Ранее в качестве предварительной оценки компании называлась сумма в $50 млн.

По утверждению собственника «Армавиа», выручка от продажи перевозчика помогла бы покрыть накопившиеся долги. Но покупателей не нашлось, несмотря на авиапарк (9 самолетов) и монопольное право на авиаперевозки. Долги компании, по разным данным, оцениваются в $50–110 млн. Только банки претендуют на $40–60 млн.

В государственных структурах Армении отказываются объяснять причину, по которой компании более двух лет фактически прощали задолженность государству.

«По какой причине «Армавиа» все сходило с рук, можно только предположить», — сказал «Газете.Ru» на условии анонимности бывший сотрудник «Армавиа». По его словам, внешний долг в случае несостоятельности «Армавиа» должна будет покрыть Армения, поскольку она выступила гарантом в том числе для рефинансирования кредитов перед ВТБ и ВЭБом.

Фактически правительство Армении все эти годы субсидировало «Армавиа», откладывая выплаты компании в бюджет.

Между тем долг иностранным банкам, а также армянским банкам и бюджету — весьма значительная для Армении сумма, она вполне может привести к экономическому коллапсу, отмечает эксперт.

«Армавиа» вместо объявления себя банкротом предложила правительству Армении рассмотреть возможность программы оздоровления компании. Такой программы пока не представлено, а до тех пор правительство Армении приняло решение либерализации рынка авиаперевозок.

Начальник главного управления гражданской авиации Армении Артем Мовсисян отметил, что правительство планирует провести конкурс по трем региональным направлениям и дать возможность трем авиакомпаниям осуществлять рейсы в Европу, на Ближний Восток и страны СНГ. Кроме того, всем трем авиакомпаниям санкционируют полеты в Москву. Разрешения будут выданы сроком на пять лет. Сроки проведения конкурсов уточняются. При этом, если авиакомпания не выполнит условия по авиаперевозкам в течении 6 месяцев, правительство оставляет за собой право аннулировать разрешение на полеты.

Одним из трех перевозчиков может стать российская авиакомпания «Трансаэро». В 2010 году крупнейшим ее акционером после супругов Плешаковых стала «Тройка диалог» (сейчас Sberbank CIB). Соруководителем Sberbank CIB является родившийся в Ереване Рубен Варданян.

Варданян последние годы активно инвестирует в банковскую и другие структуры Армении, и вход «Трансаэро» в армянское небо связывают с ним.

Вторым перевозчиком на армянских авиалиниях может стать преемник «Армавиа»: в будущем на основе активов перевозчика может быть создан новый. Этот вариант не исключил и Мовсисян.

«Мы анализировали возможные и положительные, и негативные последствия после либерализации авиационного рынка с учетом географического и политического состояния Армении. Да, это стратегический шаг со стороны Армении, но он положительно скажется на экономике Армении, обеспечении конкуренции и предоставлении услуг. В то же время государство не берет уже на себя спонсорских обязательств в отношении какой-либо авиакомпании, как это было в случае с «Армавиа», — сказал Мовсисян.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer