Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Требует "пятую свободу воздуха"


10 июля 2013 года Ольга Самофалова, Взгляд.ру


Переговоры России и ЕС об отмене транссибирских роялти заморожены. ЕС считает, что выполнил предыдущее требование России, и теперь хочет обещанной отмены налога на перелеты своих авиакомпаний через Сибирь в Азию. Однако Россия требует большего – разрешить отечественным авиакомпаниям летать из Европы в третьи страны.

Зампредседателя Еврокомиссии Сиим Каллас и министр транспорта России Максим Соколов в марте этого года возобновили переговоры об отмене транссибирских роялти, однако сейчас переговоры на эту тему заморожены, рассказал ИТАР-ТАСС источник, знакомый с ходом переговоров. ЕС считает, что выполнил предыдущее условие России для отмены роялти, и теперь требует выполнения обещаний с российской стороны.

Дело в том, что в прошлом году Россия стала использовать обещание отменить транссибирские роялти как аргумент против введенного ЕС в одностороннем порядке углеродного налога для всех авиакомпаний, в том числе российских. ЕС ранее принял собственный закон, по которому все гражданские самолеты, летящие в его зону или вылетающие оттуда, должны платить за эмиссию парниковых газов, поскольку это наносит вред окружающей среде. Впрочем, таким нововведением были недовольны не только в России, но и в США и в Китае.

В итоге в конце прошлого года ЕС заморозил включение иностранных авиакомпаний в систему торговли квотами на выбросы парниковых газов в атмосферу (EU ETS) до ноября 2013 года, рассчитывая, что к тому времени Международная организация гражданской авиации (ICAO) согласует общемировую модель контроля за авиационными выбросами.

В свою очередь, предполагалось, что уже в 2013 году Россия частично отменит роялти, а с 2014 года – полностью. Однако сейчас роялти по новым транссибирским маршрутам продолжают взымать, говорит источник. Кроме того, теперь российские авиавласти на переговорах с рядом стран Евросоюза стали связывать вопрос отмены роялти с получением дополнительных коммерческих прав на полеты по «пятой свободе», добавляет источник.

«Сейчас «Аэрофлот» может летать из Европы в третьи страны только в рамках код-шеринговых соглашений. К примеру, «Аэрофлот» может продавать билеты из Москвы в Нью-Йорк с пересадкой, например, в Берлине (или Париже). До европейского города полеты осуществляются бортом «Аэрофлота», но в Берлине пассажиры пересаживаются на борт Lufthansa и летят до Нью-Йорка. Потому что «Аэрофлот» не имеет разрешения на такие перелеты», – поясняет понятие «пятой свободы воздуха» отраслевой эксперт БКС Игорь Краевский.

По словам источника, Евросоюз готов поддержать эту инициативу по либерализации воздушного сообщения с Россией, но без отмены роялти этот вопрос в повестке дня не стоит.

Пресс-секретарь представительства Евросоюза в России Сорен Либориус также напомнил, что Россия приняла на себя международные обязательства (в части транссибирских перелетов), по которым ни один перелет не должен подпадать под действие роялти, начиная с 1 января 2014 года. «Мы ожидаем, что Россия будет соблюдать эти обязательства. Мы отметили, что некоторые новые перелеты должны были бы быть освобождены от уплаты роялти, но, к сожалению, этого не произошло», – отметил Либориус. По его словам, ЕС рассчитывает на поддержку ICAO.

В российском Минтрансе не смогли предоставить оперативный комментарий, но источник в ведомстве подтвердил, что переговоры по отмене роялти заморожены до сентябрьской сессии ICAO.

Наследие СССР

Транссибирские роялти платят иностранные авиакомпании, в основном европейские, еще с 1960-х годов. Исторически доходы от них получал «Аэрофлот». По сути это дополнительный налог на перелеты европейских самолетов через воздушное пространство Сибири на маршруте Европа – Азия. Другого комфортного пути для перелета из Европы в Азию просто нет. Технически можно летать через Северный полюс, но это вдвое длиннее, чем через Сибирь, и, соответственно, дороже.

Европа давно пытается заставить Россию отменить транссибирские роялти. И РФ периодически обещает это сделать. Еще в 2006 году между Россией и ЕС был подписан протокол об отмене дополнительного налога на пересечение воздушного пространства не позднее декабря 2013 года. Однако долгое время этот протокол считался недействительным.

В 2011 году МЭР пообещало ввести в действие этот протокол от 2006 года, назывался даже срок отмены роялти с 1 января 2014 года. Тогда Россия поставила условие – скорейшее вступление России в ВТО, а именно в декабре 2011 года. Европейские чиновники не раз заявляли, что не могут дать добро на вступление в торговую организацию без отмены этих роялти. Вступление в ВТО состоялось, но позже – в августе 2012 года.

При этом ни одно из соглашений ВТО не предполагает отмену роялти, а ведение переговоров на эту тему было жестом доброй воли российского правительства, говорит Игорь Краевский. Теперь, когда Россия уже в ВТО, такой политический жест теряет свою актуальность.

После отмены ЕС углеродного закона отменять роялти снова нет необходимости. Впрочем, ЕС сделал это не только для российских перевозчиков и не только по причине позиции РФ, указывает аналитик компании «Финам» Алексей Захаров. Поэтому неудивительно, что РФ хочет получить что-то большее.

Выгоды и потери

Точная сумма транссибирских роялти не раскрывается. Хотя Виталий Савельев еще при вступлении в должность гендиректора «Аэрофлота» обещал ее не скрывать, но эта цифра все еще остается «коммерческой тайной». «По косвенным данным, «пролетные» составляют примерно 300 млн долларов, по другой оценке – могут доходить до 500 млн. Из них «Аэрофлот» получает 60%, то есть речь идет о сумме 180–300 млн долларов», – говорит Захаров.

Отмена роялти выльется в потерю дополнительных доходов для «Аэрофлота». Но к обострению конкуренции для российских авиакомпаний на маршруте Европа – Азия со стороны европейских авиакомпаний это вряд ли приведет, считает эксперт. Европейские авиакомпании свободно летают, просто перекладывают расходы на пассажиров, изначально закладывая их в тариф билета.

«При этом не факт, что за счет получения прав на полеты из Евросоюза в третьи страны «Аэрофлот» сможет компенсировать выпадающие доходы от отмены роялти», – говорит Краевский. «Для этого нужно успешно конкурировать с европейскими перевозчиками «у них дома». Экономика «Аэрофлота» вряд ли это позволит», – добавляет Захаров.

К тому же, получение такого права может быть интересно далеко не всем российским авиакомпаниям, а скорее всего, только трем – «Аэрофлоту», S7 и «Трансаэро», считает Краевский.

«В любом случае, если будет принято политическое решение об отмене роялти, то, скорее всего, взамен государство предложит другие инструменты, компенсирующие выпадающие доходы от роялти. Например, государство может предоставить субсидии или послабления по региональным перевозкам в виде обнуления НДС», – предполагает Краевский.

Савельев ранее не скрывал, что в период 2003–2009 гг. «Аэрофлот» без учета «пролетных» денег был убыточным. «Не думаю, что сейчас ситуация изменилась. Тем более что «Аэрофлоту» требуется много средств на интеграцию в свой состав авиакомпаний, доставшихся в наследство от Ростехнологий», – отмечает Захаров.

Интересно, что государство само хотело забрать у «Аэрофлота» большую часть транссибирских роялти и отдать их Росавиации, чтобы та направила их на развитие отрасли. Однако, по неофициальным данным «Ведомостей», «Аэрофлоту» удалось сохранить львиную долю дохода. В прошлом году компания отдала Росавиации лишь 15% от общей суммы роялти в 200 млн долларов, полученной от иностранных перевозчиков. Если это так, то у компании должно остаться 170 млн долларов. В предыдущие годы Росавиация получала от «Аэрофлота» около двух третей «пролетных» платежей.

Государство решило оставить доходы от роялти у авиакомпании, потому что ей надо развивать переданные от Ростехнологий убыточные авиакомпании, дотировать «дочки», создавать Дальневосточную компанию и еще бюджетную авиакомпанию.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer