Если законопроект будет принят, считает Игорь Баринов, необходимо будет внести поправки в Уголовный кодекс и ввести новую статью «Хулиганство на борту воздушного судна», по которой в случае совершения преступления можно лишить свободы на срок до 5 лет в зависимости от его тяжести.
Одно из главных нововведений – составление реестра лиц, которых суд признал виновными в совершении правонарушения на борту воздушного судна в течение последних пяти лет. Составлять такой список, по мнению автора проекта, может Росавиация.
То, что меры по отношению к нарушителям спокойствия в самолетах действительно надо ужесточать, подтверждает статистика «Аэрофлота». По данным пресс-службы, в 2012 году авиакомпания зафиксировала 490 инцидентов на борту, 680 пассажиров не были допущены на рейс по причине алкогольного опьянения и неадекватного поведения.
Чтобы противостоять буйным пассажирам, «Аэрофлот» считает необходимым увеличить штрафы за правонарушения в полете и законодательно разрешить членам экипажа применять средства сдерживания. Что касается «черных списков», то в России, «учитывая территориальную разбросанность и наличие регионов, где авиация – единственный вид транспорта, у каждого перевозчика должен быть отдельный список. Для того, чтобы не лишить гражданина, пусть даже в прошлом он учинил дебош на борту, возможности передвижения», - комментирует пресс-служба «Аэрофлота».
«Трансаэро», в свою очередь, считает, что необходимо разрешить авиакомпаниям обмениваться информацией о «черных списках» с отечественными и зарубежными коллегами.
Предлагает перевозчик и другую меру – ограничить употребление алкоголя на борту самолета. «Существует выход, который уже стал реальной практикой в ряде стран. Там пассажиры, купившие алкоголь в магазинах беспошлинной торговли, получают свою покупку на руки только после того, как полет завершен. Это разумное решение, которое позволяет как сохранить выручку торговле, так и усилить меры авиационной безопасности», - объясняет пресс-служба авиакомпании.
Сегодня для обеспечения спокойствия пассажиров, рейсы «Трансаэро» сопровождают сотрудники службы авиационной безопасности. В особо опасных случаях, считает авиакомпания, правонарушителей следует привлекать к уголовной ответственности.
Такого же мнения придерживается генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. Штрафы, которые предлагает новый законопроект, недостаточны, считает он. «Пять тысяч рублей – это не деньги. Если люди летят на отдых, они имеют, по крайней мере, не менее тысячи долларов. А вот когда будет какое-то уголовное преследование – это уже серьезно», - подчеркивает эксперт.
Что касается составления «черных списков», то он считает эту инициативу невыполнимой. «Невозможно во все агентства – десятки тысяч агентств - направить резолюцию о том, что каким-либо людям нельзя продавать билеты», - утверждает Виктор Горбачев. Реальный выход из ситуации он видит в более строгом отношении к пассажиру при посадке на воздушное судно.
Генеральный директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак приводит в пример американский опыт решения проблемы: за угрозу безопасности полета пассажир может получить штраф на 10 тысяч долларов. «Это большие деньги, которые образумят этих людей», - подчеркивает специалист. Россия, по его мнению, могла бы пойти по такому же, уже проверенному пути.



