Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Обливаться не будем, так взлетим"


16 июля 2013 года Александра Кошкина, Газета.ru


Комиссия МАК опубликовала официальный отчет о расследовании крушения самолета ATR72-201 под Тюменью в прошлом году, в результате которого погибли 33 человека. Непосредственной причиной аварии названо невыполнение противообледенительной подготовки лайнера перед вылетом. Системными факторами, приведшими к ЧП, по мнению экспертов, стали недостатки в организации наземного обслуживания, недостаточная подготовка и усталость экипажа.

Во вторник Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал данные о расследовании причин катастрофы пассажирского самолета французской марки ATR72-201 авиакомпании «ЮТэйр», разбившегося 2 апреля 2012 года под Тюменью. Как и предполагалось с самого начала, причиной трагедии стал «человеческий фактор» — хроническая усталость экипажа из-за постоянных переработок и — в определенной мере — простое незнание пилотами особенностей эксплуатации этого типа самолетов в сложных условиях. Соответствующие учебные материалы, как оказалось, были только на английском языке, с которым летчики были не очень знакомы.

Согласно отчету, накануне крушения самолет успешно выполнил рейс по маршруту Сургут — Тюмень. В тюменском аэропорту Рощино самолет приземлился в 23.41 по местному времени (21.41 мск). Снижение проходило в многослойной облачности с обледенением, шел снег с дождем. После посадки ATR72-201 был отогнан на открытую стоянку № 3, носом на аэровокзал, а экипаж ушел отдыхать в гостиницу аэропорта «Лайнер».

Командир экипажа и его команда спали не более пяти часов — до 5.30 по местному времени (3.30 мск).

В течение всей стоянки самолета шли осадки в виде дождя и мокрого снега, температура воздуха была около 0°С. Гидрометеостанции предупредили о гололедном отложении мокрого снега.

После отдыха экипаж начал предполетную подготовку обратного рейса. «По данным видеозаписи камер наружного наблюдения видно, что предполетный осмотр самолета КВС (командир воздушного судна) осуществлял бегло, — говорится в отчете МАК. — В течение нескольких секунд КВС задержался около правого двигателя, затем проследовал вдоль бортов фюзеляжа, остановился у левой основной стойки шасси, после чего проследовал в кабину». Замечаний к состоянию самолета 27-летний командир экипажа Сергей Анцин не высказал.

Противообледенительная подготовка воздушного судна перед полетом не выполнялась, что и стало, согласно выводам экспертов МАК, непосредственной причиной авиакатастрофы.

К утру ночные осадки прекратились, метеоусловия для полета были подходящими: облачно, видимость более 10 км, температура — минус 1°С. При выруливании самолета со стоянки экипаж, по заключению экспертов, не обратил внимания на снежно-ледяные отложения вокруг стоянки, не привлекло их внимание и то, что воздушные судна на соседних стоянках все-таки проходили противообледенительную подготовку.

Со слов авиамеханика, он доложил командиру экипажа, что «самолет чистый», на что тот ответил ему: «Обливаться не будем, так взлетим».

При этом авиамеханик признался, что поверхности крыла и стабилизатора не осматривал (для этого необходимо было использовать высокую стремянку). Комиссия МАК отмечает, что и капитан, и механик не выполнили в полной мере возложенные на них обязанности.

В 7.13 по местному времени (5.13 мск) закончилась посадка пассажиров. Всего на борту было 43 человека: 39 пассажиров и 4 члена экипажа (командир, второй пилот и два бортпроводника).

В 7.33 самолет оторвался от земли, полет длился всего минуту и семь секунд.

Через 30 секунд после взлета на высоте 210 метров началось самопроизвольное развитие правого крена. После этого командир экипажа выключил автопилот и перешел на ручное управление, пытаясь выровнять самолет. За три секунды угол крена достиг 40°, после чего судно удалось выровнять. Однако тут же самолет перешел в левый крен уже до 60°. На этот раз экипаж не смог справиться с управлением, и АТР-72 столкнулся с землей. Математическое моделирование показало, что восстановление нормального полета самолета без выпуска закрылков было невозможно. Закрылки экипажем не выпускались.

По первой информации, в авиакатастрофе удалось выжить 12 пассажирам. Однако, по данным МАК, с момента крушения в живых остались только 10 человек.

Все выжившие получили тяжелые телесные повреждения. При столкновении самолет развалился на три части, после чего начался пожар, уничтоживший часть фрагментов воздушного судна.

Переговоры командира экипажа и второго пилота, которые попали в прессу спустя несколько дней после крушения, оказались достоверными. Судя по разговору, ни один из них не понимал, что происходит. «ЮТэйр сто двадцатый, падаем!» — последнее, что успел сказать первый пилот перед столкновением с землей.

По мнению специалистов МАК, системной причиной происшествия также стали недостатки в организации наземного обслуживания воздушного судна и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник».

К авиакатастрофе, согласно выводам экспертов, также привели такие факторы, как недостатки в системе управления безопасностью полетов «ЮТэйр», в системе управления качеством ООО «ЮТэйр-Техник», в первоначальной и периодической подготовке членов экипажа, отсутствие на момент крушения документов о методах противообледенительной обработки самолетов (позже Росавиация подготовила соответствующие рекомендации), усталость членов экипажа из-за нарушения режима труда и отдыха, а также большой задолженности по отпускам.

Как отмечают эксперты МАК, в течение 2011 и 2012 годов оба пилота работали в интенсивном режиме, отрабатывая большее количество смен, чем положено. Кроме того, у обоих было более 100 дней накопленного отпуска, которые они с момента прихода в компанию «ЮТэйр» так и не использовали. По мнению комиссии, накопление усталости пилотов могло стать причиной появления повышенной утомляемости, невнимательности, рассеянности и, как следствие, привело к ошибкам при управлении самолетом.

На накопление усталости у капитана Анцина показывало и психологическое тестирование, которое он прошел в октябре 2011 года. Как отмечается в докладе, командир экипажа, получив доклад наземного специалиста о том, что самолет чист, не стал подвергать эту информацию «ни малейшему сомнению и проверке».

Причиной отказа капитана от противообледенительной обработки комиссия считает недостаток в его профессиональной подготовке.

Учебные материалы по эксплуатации АТР-72 в холодное время года, как установили эксперты, были составлены на английском языке, которым не владели ни капитан, ни второй пилот. Фактически экипаж не владел знаниями в этой области и не был готов к действиям в подобной ситуации. После окончания летного училища, где производится обучение на отечественных самолетах, капитану и второму пилоту практически сразу пришлось осваивать воздушные судна иностранного производства. «Анализ программы переподготовки летного состава на воздушные судна ATR42/72 в центре профессиональной подготовки авиакомпании «ЮТэйр» показал, что она предусматривает в основном самостоятельное изучение систем воздушного судна и правил их эксплуатации, в том числе противообледенительной системы (2 часа)», — отмечается в докладе.

В качестве капитана Анцин начал летать в ноябре 2011 года, ранее ему не приходилось сталкиваться с метеоусловиями, которые сложились в аэропорту Рощино. Противообледенительная обработка за все время работы им ни разу не заказывалась.

Дело, возбужденное по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), все еще расследуется.

Следователи, получив выводы МАК, теперь будут ждать результатов комплексной авиационно-технической экспертизы.

«В основу этой экспертизы будут положены выводы МАК, — сказала «Газете.Ru» старший помощник руководителя Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета России Марина Бубкина. — По ее результатам виновные лица будут привлечены к ответственности. Это преступление, относящееся к категории неосторожных, поэтому следователь должен установить, на какие именно лица были возложены обязанности соблюдения правил безопасности. То есть такая обязанность должна быть закреплена за человеком нормативно. Поэтому не исключено, что круг виновных лиц будет узким».




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer