Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как по нитке


17 июля 2013 года Василий Сычев, Lenta.ru


Украина и Россия на протяжении последних нескольких лет вели переговоры о новых условиях договора аренды крымского наземного тренажерного комплекса корабельной авиации, на котором проходили подготовку летчики ВМС России. Для украинской стороны они завершились провалом: в российском Ейске началось строительство аналогичного тренажера, а Москва отказалась от аренды крымского комплекса. Ейский тренажер, испытания которого стартовали в июле 2013 года, приступит к подготовке первых летчиков уже через пару-тройку месяцев, а его полноценная работа начнется в 2016 году.

Авианосец на суше

В начале 1970-х годов военное руководство СССР начало активно развивать программу строительства авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет», в состав авиагрупп которых входили по 18 боевых самолетов. Кроме того, планировалось разработать и построить по меньшей мере два атомных авианесущих крейсера проекта 1153 «Орел» водоизмещением около 70 тысяч тонн. Авиагруппа этих кораблей должна была включать в себя до 50 самолетов и вертолетов. Соответственно, тогда же появилась потребность в организации относительно дешевой и безопасной подготовки летчиков палубной авиации, что мог обеспечить только наземный тренажерный комплекс.

Решение о его строительстве было принято в середине 1970-х годов, а план комплекса был утвержден постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР в апреле 1976 года. К этому времени в составе советского флота уже находился авианесущий крейсер «Киев» проекта 1143 и велось строительство второго корабля, будущего «Минска» доработанного проекта 1143.2. Постановлением предусматривалось строительство тренажерного комплекса на аэродроме близ города Саки в Крыму. Тренажер предполагалось оснастить взлетно-посадочным блоком с аэрофинишерами, трамплином и катапультой. Габариты взлетно-посадочного блока должны были соответствовать палубе авианесущего крейсера проекта 1143.

В основном строительство тренажерного комплекса завершилось в сентябре 1980 года. Тогда он получил официальное название ИУТК КА ВМФ (Испытательный Учебно-Тренировочный Комплекс Корабельной Авиации). С 1982-го по 1986 год на тренажере проводились испытания различных типов оборудования. Комплекс получился технически сложным, в нем были использованы несколько прорывных решений, которые позволяли имитировать взлет и посадку самолетов с авианесущего корабля. В частности, взлетно-посадочный блок был оборудован различными паровыми машинами, которые превращали морскую воду в пар и подавали его на специальные цилиндры, которые затем раскачивали «палубу».

Комплекс был оборудован двумя трамплинами с углами схода 8,5 и 14 градусов. Более крутой трамплин был точной копией аналогичного строения авианосцев проекта 1143. С 1986 года проводились и испытания катапульты, которая тогда имела официальное название разгонного устройства. Это оборудование было разработано и построено Пролетарским заводом в Санкт-Петербурге. Работа катапульты, представлявшей собой щелевой цилиндр длиной 90 метров с челноком, системой трубопровода и торможения, также обеспечивалась за счет парогенератора. В общей сложности было произведено 753 пуска катапульты, из них 165 ─ холостые.

Во время одного из испытательных пусков тележка не захватила крюком тормозной трос, на финише отделилась от челнока катапульты и укатилась в поле на 2,5 километра. Также была зафиксирована другая авария ─ челнок отделился от тележки с нагрузкой и на скорости 400 километров в час прошел по всей длине катапульты, разрушив носовые тормозные секции. Испытания катапульты завершились в 1992 году. К этому времени идея использования разгонного устройства на авианесущих кораблях была отвергнута (четыре крейсера проекта 1143 поступили на флот без катапульты), проект 1153 был свернут, да и дальнейшее развитие авианосной программы было приостановлено.

Торговля за тренажер

После распада СССР комплекс, получивший к этому времени название НИТКА (оно стало именем собственным), был передан Украине, в составе флота которой не числилось ни одного авианесущего крейсера. Полеты палубной авиации на аэродроме были приостановлены на несколько лет. Только в 1997 году Москва и Киев подписали базовое соглашение о предоставлении «нитки» в аренду России, ратифицированное Украиной спустя еще семь лет. Полеты авиации на тренажере возобновились в 1999 году. По условиям соглашения, Россия поставляла Украине запчасти и комплектующие для самолетов марки «Су» на сумму, эквивалентную затратам Киева на поддержание «нитки» в исправном состоянии.

Позднее сумма, на которую осуществлялась поставка запчастей и агрегатов, была определена на уровне 700 тысяч долларов в год. По условиям договора аренды, Россия становилась единственным арендатором «нитки» и могла использовать на крымском тренажере только истребители марки «Су». Тренировки российской палубной авиации на крымском тренажере проводились регулярно, однако 9 августа 2008 года (на следующий день после начала событий в Южной Осетии) Министерство иностранных дел Украины ввело запрет на использование тренажера российской авиацией. В сентябре того же года запрет повторило и украинское правительство. Начались переговоры о дальнейшем использовании «нитки».

Политической договоренности удалось достигнуть только в 2010 году. Подробности о ходе переговоров не уточнялись, но в том же году Владимир Высоцкий, занимавший тогда должность главкома ВМФ России, заявил, что на российской территории в Ейске планируется построить аналог украинской «нитки». Это косвенно указывало на то, что окончательно договориться об аренде крымского комплекса стороны не смогли. Кроме того, обладание собственным тренажерным комплексом гарантировало России беспрерывность подготовки летчиков палубной авиации независимо от политической обстановки.

Впрочем, тренировки российской авиации в Крыму все же были возобновлены в сентябре 2010 года. Позднее Украина решила пересмотреть условия арендного договора, потребовав перехода на денежную, а не бартерную, систему расчета. Кроме того, Киев решил повысить стоимость аренды крымского тренажера до двух миллионов долларов в год. Эти переговоры также проводились несколько лет, и договоренности удалось достичь только после того, как Украина объявила, что использованием НИТКА заинтересовались Индия и Китай. Об окончательном переходе на денежную оплату за пользование «ниткой» в июле 2012 года заявил Анатолий Сердюков, тогда еще министр обороны России.

В прошлом году российское военное ведомство перечислило Министерству обороны Украины 1,4 миллиона долларов в качестве оплаты за услуги по использованию крымского аэродрома. Но в целом успешное, казалось бы, лоббирование Украиной своих интересов, завершилось провалом. В начале лета 2013 года Россия отказалась от тренировок летчиков палубной авиации на полигоне в Крыму. Любопытно, что ранее Министерство иностранных дел Украины утверждало, что Киев и Москва договорились о стоимости аренды «нитки» и что новый договор будет подписан в 2014 году.

Таким образом, Украина потеряет (если уже не потеряла) своего основного клиента по использованию крымского тренажера. В ближайшее время в России заработает ейский тренажерный комплекс, и потребность в пользовании крымским полигоном отпадет полностью. Найти нового арендатора Киеву будет не просто. Дело в том, что и Индия, и Китай, интересовавшиеся ранее комплексом НИТКА, в настоящее время занимаются строительством собственных аналогичных тренажеров. Китайский комплекс начнет работу в ближайшее время, а индийский ─ в течение нескольких лет. Другие страны, обладающие авианосцами, интереса к украинской «нитке» не проявляли.

На азовском берегу

В феврале 2011 года в Ейске началось формирование учебного центра морской авиации и строительство российского аналога украинской «нитки». Какие-либо технические подробности этого объекта пока неизвестны. Строительство ведется рядом с ейским аэродром, который одновременно проходит реконструкцию. В настоящее время там базируется 859-й Центр боевого применения и подготовки летного состава авиации ВМФ России (ранее 859-й учебный центр морской авиации Черноморского флота). К настоящему времени федеральное агентство «Спецстрой» практически завершило строительство взлетно-посадочной полосы и трамплина нового тренажера.

Ожидается, что по своим возможностям российский тренажер превзойдет украинский аналог. В частности, в Ейске в акватории Азовского моря ведется строительство вертолетной части тренажера палубной авиации. Крымская «нитка» таким оборудованием не обладает. Этот тренажер будет представлять собой закрепленную на якорях в прибрежной акватории платформу. Она будет имитировать палубу корабля во время качки. Благодаря такому тренажеру летчики смогут отрабатывать взлет и посадку вертолетов на палубу авианесущих кораблей. Системы контроля и управления посадкой ейского тренажера будут аналогичны система авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» ВМФ России.

В начале июля 2013 года строящийся в Ейске комплекс был впервые использован для взлета палубного учебно-тренировочного самолета Су-25УТГ. Самолет стартовал при помощи трамплина. Как отмечает автор блога bmpd, вероятнее всего взлет осуществил Су-25УТГ с бортовым номером «18 красный». В настоящее время 859-й центр располагает двумя отремонтированными в 2012-2013 годах самолетами такого типа; номер второго ─ «03 желтый». Как сообщает РИА Новости, 16 июля на российской «нитке» первые учебно-тренировочные полеты совершили палубные истребители МиГ-29К. Они имитировали посадку на палубу авианосца. Истребители МиГ-29К/КУБ будут проводить испытания тренажера на протяжении ближайших двух недель.

В ходе испытаний планируется проверить работу оптической системы посадки «Луна-37», оптико-электронного комплекса наблюдения МТК-201 и ряда других систем контроля и обеспечения посадки. В испытательных полетах примут участие летчики российской самолетостроительной корпорации «МиГ». По словам директора «Спецстроя» Григория Нагинского, первые тренировочные полеты палубной авиации в Ейске начнутся осенью 2013 года, а командование ВМФ России ожидает, что комплекс начнет работать на рубеже 2013-2014 годов. Согласно официальным планам Министерства обороны России, ейская «нитка» будет полностью функционировать уже в 2016 году.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer