Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китайские военные показали первый серийный экземпляр конкурента Як-130


2 июля 2013 года Константин Керубов, Голос России


На аэродроме в Нанчане совершил свой первый полет первый серийный китайский учебно-боевой самолет JL-10 (Цзяолянь-10), ранее фигурировавший под индексом L-15. Самолет создан на основе ранних чертежей Як-130 и использует украинские двигатели.

Фотографии первого серийного LJ-10 появились на китайском сайте CDJBY. В отличие от ранее демонстрировавшихся прототипов сразу заметен ярко-желтый окрас самолета и отличительный знак ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на фюзеляже.

Ранее тот же ресурс опубликовал фотографии этого самолета в воздухе, пояснив, что демонстрационный полет был совершен перед делегацией предполагаемого африканского заказчика. По некоторым данным, этот учебно-боевой самолет могли заказать власти Нигерии или Замбии, причем последнюю недавно посещала делегация Hongdu Aviation Industry Corporation (HAIG). О заинтересованности в покупке L-15 ранее заявляли в Венесуэле и Пакистане.

Видеозаписей полета первого серийного L-15 в интернете пока не появилось, однако его пилотаж в исполнении его прототипов неоднократно демонстрировался перед широкой публикой.

аким образом, Китай присоединился к небольшому "клубу" стран, выпускающих сверхзвуковые учебно-боевые самолеты (УБС) нового поколения. Среди них – Россия с самолетом Як-130, который уже стоит на вооружении ВВС РФ и Алжира, и Южная Корея с KAI T-50. Кроме того, иностранные заказы поступили на итальянский учебно-боевой самолет Alenia Aermacchi M-346, разработанный на основе Як-130. Однако ряд неудач, постигших итальянскую разработку, в том числе крушения в 2011 и в мае 2013 года, ставят под сомнение реалистичность его серийного производства.

Як-130 уже заказаны ВВС Белоруссии, Сирии, Вьетнама и Бангладеш, южнокорейский T-50 (не путать с российским истребителем пятого поколения) хотят получить индонезийские военные, интерес к нему проявили и в США. Каковы же перспективы на международном рынке вооружений у китайского самолета?

Прежде всего, его сложно назвать полностью китайским. В его внешнем облике можно угадать сходство с Як-130, и оно не случайно: по некоторым данным, в начале 2000-х годов HAIG сотрудничала с ОКБ "Яковлева", и ее инженеры имели доступ к технической документации. Кроме того, на LJ-10 установлены турбореактивные двигатели производства запорожского завода "Мотор Сич": это почти те же АИ-222-25, которыми оснащен Як-130 за исключением того, что для российского самолета они производятся в России, а для НОАК украинское предприятие поставляет версию двигателя с форсажной камерой.

Официальные характеристики самолета LJ-10 пока не раскрываются. По данным The Military Today, он отличается от Як-130 и T-50 меньшей максимальной взлетной массой (9,5 тонн против 10,3 и 12,3 соответственно) и, предположительно, значительно меньшим радиусом действия (550 км против 1000 и 950 км соответственно).

 Также стоит отметить, что LJ-10 и T-50 имеют максимальную скорость более 1,4 маха, в то время как разработчики Як-130 намеренно не стали устанавливать на его двигатели форсажные камеры: он может превышать скорость звука, но не предназначен для длительного полета на сверхзвуковых скоростях. В интервью журналу "Авиация и Время" заместитель генерального директора ОКБ "Яковлева" Аркадий Гуртовой ранее заявлял, что "в процессе подготовки летных кадров и боевой работы легкого УБС сверхзвук играет очень незначительную роль", и поэтому для удешевления Як-130 было принято решение ограничить его максимальную скорость в 1050 км/ч.

По мнению Гуртового, Китай решил "ускорить" свой LJ-10 по требованию военных, которые хотят видеть в нем полноценный боевой самолет, однако подобный подход трудно считать обоснованным. В любом случае, на основе Як-130, при необходимости, можно создать сверхзвуковой самолет – об этом заявлял не только Гуртовой, но и авиастроительная корпорация "Иркут".

Перспективы LJ-10 на международном рынке определит только его конечная цена и удобство для главной его функции – обучения летного состава. В качестве основных потенциальных заказчиков Hongdu рассматривает не только африканские страны, но также Венесуэлу, Пакистан, Египет, Мьянму, Боливию и другие государства, которые уже учат летчиков на китайских УБС предыдущего поколения JL-8.

В 2012 году китайские авиастроители заявляли, что им удалось создать самый дешевый самолет в своем классе - его стоимость $10 миллионов. Таким образом, JL-10 может быть дешевле и T-50 (до $30 миллионов) и Як-130 ($15 миллионов). Однако с полной уверенностью утверждать о такой цене в Китае смогут только после начала поставок серийных самолетов.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrUa3
Стоимость 1 кв.м. штукатурки стен на http://remont.youdo.com/facing/walls/plastering/price/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer