Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авианосцы амбиций


30 июля 2013 года Жанна Ульянова, Газета.ru


Перевооружение российского флота затягивается, констатировал Владимир Путин и поручил в течение полугода устранить проблемы между военными и производителями оружия для кораблей. Чтобы выполнение гособоронзаказа не тормозилось, новую госпрограмму перевооружения на 2016–2025 годы переведут на принцип «единого контракта», сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он также не исключил, что в ее рамках будут производиться авианосцы: моряки считают, что их введение в состав ВМФ диктуют амбиции России в освоении арктического шельфа.

«Вообще никуда не годится», — заявил Владимир Путин в понедельник на совещании в Ново-Огарево, посвященном перевооружению Военно-морскому флоту. Поставки новых кораблей и вооружений для флота задерживаются, разъяснил Путин «острую проблему» присутствующим вице-премьеру Дмитрию Рогозину, министру обороны Сергею Шойгу, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, начальнику Генштабы ВС Валерию Герасимову, главнокомандующему ВМФ Виктору Чиркову. На совещании также присутствовали производители — президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Владимир Шмаков, гендиректор «Севмаша» Михаил Будниченко, первый замгендиректора «Росатома» Иван Каменских и другие.
 
«Должен об этом сказать откровенно», — цитирует президента пресс-служба Кремля. По словам Путина, поставки буксуют по разным причинам: это неэффективное взаимодействие между государственными заказчиками и организациями ОПК, сбои в поставках комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствие кооперации между производственными и проектными организациями, низкое качество поставляемой техники.
 
Путин вспомнил, что за период строительства одного из серийных кораблей 132 раза отказывала техника.
 
«Жду от представителей промышленности, заинтересованных министерств и ведомств конкретных предложений по улучшению этой ситуации», — сказал Путин. Как пояснил по итогам совещания Рогозин, военным и предприятиям оборонно-промышленного комплекса дали полгода на устранение противоречий в совместной работе.
 
Не успевают за сроками и планами, по словам Путина, разработчики вооружений для кораблей. «Это особенно важно для головных проектов», — сказал глава государства. Как решили на совещании,
 
причина разных темпов работы производителей кораблей и вооружения для них кроется прежде всего в принципах формирования гособоронзаказа.
 
Сейчас Минобороны заключает отдельный контракт на производство корабля и отельный — на производство вооружения для него. Рогозин сообщил, что такая практика будет пересмотрена. «Будущее за едиными контрактами», — сказал Рогозин, имея в виду, что контракты будут «возлагать особую ответственность на основного исполнителя за то, чтобы все было готово вовремя — и оружие, и электроника, и силовые агрегаты».
 
Несогласованность на разных стадиях заказа и производства — все это приводит к затягиванию испытаний новых надводных и подводных кораблей.
 
«Вместе с тем создание и проведение испытаний ряда надводных и подводных кораблей, а также необходимого для них вооружения, к сожалению, затягиваются», — констатировал Путин. Он потребовал «активизировать работу» и в кратчайшие сроки сдать государственным заказчикам ракетоносцы проекта «Борей» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах», а также головной атомный подводный крейсер «Северодвинск».
 
При этом со сдачей в эксплуатацию техники нового поколения, такой как упомянутые ракетоносцы и крейсер, возникает новая проблема — задержки с развитием береговой инфраструктуры, без которой новинки ВМФ не смогут функционировать. «Просил бы сегодня доложить, как идет эта работа. Хотя бы где планы капитального строительства, что-то их пока не видно», — сказал Путин.
 
Не так давно, 7 июня, в несогласованности действий военных и производителей Рогозин обвинял прежнее руководство Минобороны в лице Анатолия Сердюкова. При заключении контрактов с ОСК предыдущее руководство министерства «давило на судостроителей». В результате цена на подлодки получилась заниженной. Как заявил тогда Рогозин, заключение контрактов между Минобороны и ОСК на строительство новейших атомных подводных лодок типа «Борей» и «Ясень» в 2011 году едва не привело к срыву гособоронзаказа. Военные считали заявленные судостроителями цены на суда завышенными и добивались большей прозрачности ценообразования, но ОСК с этим не соглашалась. В итоге в 2011 году контракты были заключены лишь в ноябре в присутствии Путина.
 
При этом на совещании в понедельник Путин в целом отметил успехи в исполнении гособоронзаказа.
 
В 2013 году гособоронзаказ «в целом» выполняется «неплохо», размещено 85% от объемов заданий, сообщил Путин.
 
Тем временем в России начинает разрабатываться новая госпрограмма вооружений — на 2016–2025 годы, в рамках которой будут применяться новые принципы производства вооружений. Об этом также сообщил Рогозин по итогам совещания. В новой госпрограмме особое внимание уделят «модульности» — то есть новые корабли «будут разрабатываться по решениям, предполагающим возможность упрощения технологии сборки соответствующих корветов, фрегатов, крейсеров». При этом будет усилена экспертиза исполнения заказов и ценообразования со стороны Минпромторга.
 
В экспертном сообществе переход к единым контрактом сочли правильным, но недостаточным решением. «Нужно сделать массу вещей, но за те шесть месяцев, что Путин дал на исправление задержек в исполнении гособоронзаказа, их выполнить невозможно», — сказал Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий.
 
Новая госпрограмма может включить и строительство авианосцев для ВМФ, объявил Рогозин.
 
Российские военные уже много лет спорят, нужны ли флоту авианосцы или же достаточно наличия атомных подлодок и крейсеров, в том числе авианесущих.
 
Сторонники «американской модели» — корабельных группировок с авианосцем в центре — считают, что такая компоновка позволит расширить зону влияния российского флота на Тихий океан и Северную Атлантику.
 
Однако еще с советских времен военные сосредоточились на развитии атомных подводных лодок с ядерными ракетами на борту, которые позволяли СССР скрытно подойти к берегам США и нанести ядерный удар. У этой традиции также до сих пор немало сторонников. Но в 2011 году министр обороны Анатолий Сердюков склонился именно в сторону «американской модели» и визуализации угрозы (то есть демонстрировать военную мощь, а не «караулить» чужие берега «невидимыми» подлодками). Тогда Минобороны официально объявило, что аванпроект российского авианосца должен быть готов до 2012 года, а строиться он будет на деньги госпрограммы вооружений-2011–2020.
 
ОСК и «Севмаш» уже разработали несколько технических обликов авианосца, но к строительству приступить так и не успели.
 
Дать ли адмиралам авианосцы или же оставить основной упор на АПЛ, теперь должен решить лично верховный главнокомандующий.
 
«Строительство такого рода кораблей — вопрос не военно-технический, это вопрос геополитический», — сказал Рогозин.
 
Пока у российского флота остается единственный корабль, приближенный по своим характеристикам к авианосцу, — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Корабль был построен в 1985 году по проекту 1143.5 «Кречет» и введен в состав флота в 1991 году. В авиагруппу «Кузнецова», приписанного к Северному флоту, входят 12 вертолетов Ка-27 и 33 палубных истребителя Су-33. В 2012 году на крейсере начнутся работы по модернизации, завершение которых намечено на 2017 год.
 
Другой тяжелый авианесущий крейсер Северного флота — «Адмирал Горшков» (до 4 октября 1990 года назывался «Баку») — был продан Индии в январе 2004 года. (Под новым названием «Викрамадитья» после достройки он должен стать флагманом индийских ВМФ Индии — сейчас корабль находится на ПО «Севмаш» и модернизируется для Индии силами петербургского Балтийского завода.)
 
 
Одного авианосца будет недостаточно для амбиций российского главнокомандующего, о которых тот заявил в Северодвинске в 2012 году, говорят военные моряки. В прошлом году Путин, в частности, объявил о расширении присутствия в Арктике, где Россия строит планы активного освоения арктического шельфа. Так, Рогозин на днях заявил, что российские объекты нефте- и газодобычи в Арктике могут подвергнуться диверсиям со стороны зарубежных стран.
 
«ВМФ должен быть сбалансированным, ни в коем случае нельзя строить только подлодки или только надводные корабли. Это мы уже проходили в эпоху Хрущева», — сказал «Газете.Ru» адмирал, бывший командующий Северным флотом, депутат Мурманской областной думы Вячеслав Попов.
 
«Конечно, вопросы вооружения обусловлены задачами, которое ставит перед ВМФ государство. Если по-прежнему будет преобладать мнение, что мы сухопутная страна и приоритет — границы на суше, то в этом случае авианосцы нам не нужны. Но если следовать заявлению президента в Северодвинске, то есть если мы ставим задачу борьбы за ресурсы, то авианосцы нам необходимы», — говорит «Газете.Ru» капитан первого ранга, начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ Вячеслав Апанасенко.
 
Как сообщил Рогозин, 30 июля планируется провести совещание с финансово-экономическими ведомствами, на котором будут определены контрольные цифры гособоронзаказа на 2016 год — стартовый для новой госпрограммы вооружений, рассчитанной на период до 2025 года. Кроме того, решено расширить планирование до тридцатилетней перспективы. Одновременно ОСК до конца сентября завершит работу над стратегией своего развития на три десятка лет, заявил Рогозин.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer