Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Навсегда в летописи гражданской авиации


№4 2013 год Анатолий Трошин, Гражданская авиация


29 июля министру гражданской авиации СССР, главному маршалу авиации, дважды Герою Социалистического Труда, Заслуженному пилоту СССР, лауреату Ленинской и Государственной премий Борису Павловичу Бугаеву исполнилось бы 90 лет. Он не дожил до этой даты без малого шесть лет – 13 января 2007 года его сердце остановилось.

Но смерть этого замечательного пилота и видного государственного и общественного деятеля не стерла его имени в памяти современников. Более того, я абсолютно уверен: оно навсегда останется в летописи гражданской авиации.

Борис Павлович Бугаев был первым руководителем нашей крылатой отрасли, который вышел из самых ее глубин. Впервые за всю почти полувековую историю гражданской авиации во главе ее поставили человека, который вышел не из военной среды, как все его предшественники, а был воспитанником Гражданского Воздушного Флота и знал отрасль не понаслышке, а «изнутри».

В 1942 году он заканчивает Актюбинскую учебную эскадрилью Гражданского Воздушного Флота и становится пилотом самолета По-2, который в мирные дни эксплуатировался «на гражданке», а в годы войны успешно выполнял боевые задания. Как лучшего выпускника, Бугаева оставляют в эскадрилье пилотом-инструктором. Но кто из молодых летчиков не рвался тогда на фронт. Он тоже подает рапорт за рапортом и, наконец,

получает назначение командиром звена в Ровенское подразделение тех же самолетов По-2.

Война, правда, уже гремела у самых границ Украины, но Бугаеву и его товарищам пришлось совершать отнюдь не мирные рейсы. По заданиям Украинского штаба партизанского движения они доставляли народным мстителям оружие и боеприпасы, сообщали о формированиях и передвижениях противника, возили с секретными предписаниями связистов… Нередко садились на израненные бомбами площадки или затерявшиеся среди болот и лесов «пятачки» по сигналам едва заметных костров.

Такие полеты были связаны с огромной опасностью для жизни, но пилоты сознательно шли на риск. Наградой за это молодому командиру звена стали орден Красной Звезды и медаль «Партизану Отечественной войны» первой степени.

После войны Б.П. Бугаев – в первых рядах тех, кто осваивает новую технику, поступающую в Гражданский Воздушный Флот. Это поршневые Ли-2, Ил-12, Ил-14, наконец, первенец отечественных реактивных пассажирских лайнеров – Ту-104.

В одном из тренировочных полетов в аэропорту Внуково на Ту-104 возникла аварийная ситуация. При заходе на посадку на высоте 400 метров и скорости 350 километров при полностью выпущенных закрылках машину вдруг резко бросило в левый крен и увело с посадочного курса. Скорость мгновенно упала, и самолет провалился до высоты 150 метров. Крен достиг 45 градусов. А через несколько секунд скользнул вниз до высоты 100 метров.

На борту вместе с пилотом-инструктором Бугаевым находились командиры кораблей Девятов и Орловец, которых он готовил для допуска к полетам по пониженному метеоминимуму, а также начальник связи отряда Федоров и четыре сотрудника ГосНИИ ГВФ, проверявшие после установки на старте прожекторов степень освещенности ВПП. Всем им грозила неминуемая гибель.

В этот критический момент Бугаев взял управление на себя и, манипулируя уборкой и выпуском закрылков, сумел, как потом напишет в объяснительной, «улучшить равновесное положение самолета» и благополучно приземлиться на ВПП.

За проявленные мужество, самоотверженность и умелые действия, предотвратившие почти неминуемую катастрофу, Президиум Верховного Совета СССР наградил Б.П. Бугаева высшим по тому времени боевым орденом - орденом Красного Знамени. А конструкторы внесли соответствующие уточнения в Руководство по летной эксплуатации Ту-104, исключающие подобное поведение самолета при заходах на посадку.

Потом были триумфальные полеты Бориса Павловича через океан в Соединенные Штаты Америки, а также многочисленные рейсы в Прагу, Париж, Варшаву, Пекин, Дели, Рангун и другие столицы зарубежных государств. В летной среде о нем заговорили как о высококлассном пилоте, равных которому было немного.

Вскоре Бугаеву доверят руководство элитным авиационным отрядом № 235, созданным для перевозки первых лиц государства и правительства. Затем его назначат первым заместителем министра гражданской авиации, ответственным за организацию и выполнение особо важных полетов. А в мае 1970 года в возрасте 47 лет (редчайший случай в то время) он станет министром гражданской авиации.

Хорошо помню тот майский день. В комнате разборов Министерства гражданской авиации собрали всех руководителей и секретарей партийных организаций управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата. Начальник Политического управления гражданской авиации генерал-лейтенант Безбородов проинформировал нас, что министр гражданской авиации, маршал авиации Логинов якобы растерял в последнее время свой деловой и моральный авторитет и потому не может больше возглавлять такое ответственное министерство. На его место по решению Центрального Комитета партии назначен Борис Павлович Бугаев.

Не трудно представить состояние Бугаева после назначения на пост министра. Что ни говори, но одно дело – штурвал самолета, и совсем другое – штурвал отрасли. Успех полета зависит от профессиональной выучки и мужества пилота. Этих качеств у Бориса Павловича было предостаточно. Но и самый выдающийся ас, ощущающий себя в воздухе, как рыба в воде, может оказаться, и чаще всего оказывается совершенно беспомощным в лабиринтах государственной власти. И кто знает, когда Бугаеву было труднее – при аварийной посадке на Ту-104 или, скажем, во время доклада на Политбюро ЦК КПСС, где решалась судьба очередной программы развития гражданской авиации. Но как бы там ни было, министр Бугаев блестяще справлялся с поставленными перед ним задачами.

Такого крутого и стремительного взлета гражданской авиации, как при нем, ни до, ни после него не было. Достаточно сказать, что в 1970 году, когда он принял пост министра, по воздушным трассам страны было перевезено семьдесят с небольшим миллионов пассажиров, а ко времени его ухода из министерства эта цифра выросла почти в два раза, а доля гражданской авиации страны в мировом объеме авиатранспортной работы составила пятую часть. Что касается объемов применения самолетов и вертолетов в народном хозяйстве, то мы вышли на первое место в мире, а отрасль впервые за все предшествуюшие годы из убыточной превратилась в рентабельную. Во многом усилиями нового министра Советский Союз стал полноправным членом ИКАО и других международных организаций гражданской авиации, что значительно подняло его авторитет в глазах мирового авиационного сообщества.

«С кончиной Бугаева, - писал наш журнал в феврале 2007 года, - ушла в прошлое целая эпоха в гражданской авиации. Эпоха ее небывалого подъема и расцвета. Массового освоения реактивной и турбовинтовой техники. Строительства крупнейших аэродромных комплексов, авиаремонтных заводов, высших и средних учебных заведений. Внедрения автоматизированных систем управления воздушным движением. Бурного

развития отраслевой науки. Неуклонного роста пассажирских и грузовых перевозок. Огромного вклада авиации в развитие труднодоступных регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, подъем сельскохозяйственного производства и охрану лесных богатств страны. Эпоху широкого международного признания Аэрофлота, по праву считавшегося крупнейшей авиакомпанией мира».

Но что поразительно: после отставки Б.П. Бугаева в 1987 году вокруг его имени возникла масса домыслов, один нелепее другого. Даже некоторые его вчерашние «соратники» и «друзья», которые на протяжении многих лет подобострастно поддакивали любому его слову, вдруг заговорили совсем другим языком. Не хочется называть фамилий таких перевертышей. Что поделаешь, видно, не изжита еще кое у кого рабская манера лакейски сгибаться в три погибели перед власть имущими и с наслаждением обливать их грязью, когда власть переходит к другому.

Особенно изгалялась так называемая «демократическая пресса». На волне «перестройки» она набросилась на него, как злобный пес, сорвавшийся с цепи, потешая публику всевозможными небылицами и зарабатывая на этом дешевую популярность. И самое мерзкое – среди авторов «разоблачительных» публикаций были не какие-то непризнанные «гении», мечтающие взять реванш, а вполне состоявшиеся журналисты и писатели. Еще в недавние времена они лакейски служили советскому режиму и считали за честь для себя оказаться в одной компании с Бугаевым, а теперь без всякого зазрения совести поносили этого человека, смакуя до неприличия разные сомнительные эпизоды из его жизни и работы.

29 июля 1998 года, когда Борису Павловичу исполнилось 75 лет, в зале коллегии бывшего Министерства гражданской авиации СССР собрались его сослуживцы и соратники. Он сидел, как и в бытность министром, во главе овального стола лицом к залу. Рядом с ним была его верная спутница жизни – супруга Вера Александровна. Тут же находились министр транспорта

Российской Федерации В.Б. Ефимов, директор Федеральной авиационной службы России Г.Н. Зайцев, бывший директор Департамента воздушного транспорта Минтранса России В.В. Замотин, последний советский министр гражданской авиации Б.Е. Панюков, другие руководители отрасли той поры.

Бугаев внимательно выслушивал слова поздравлений, кому-то жал руку, кого-то дружески обнимал. После официальной части в его бывшем кабинете был устроен скромный фуршет для близких ему людей. На прощание каждый из участников этого дружеского фуршета подходил к нему и Вере Александровне и еще раз говорил теплые слова в их адрес. Когда к ним подошел я, Борис Павлович вдруг сказал каким-то непривычно тихим голосом:

- Толя, за что эти борзописцы так накинулись на меня?..

Конечно, можно было ответить, что они оплевывают не только имя самого успешного министра гражданской авиации, но и все наше славное прошлое, которое для них - отнюдь не выдающиеся победы и достижения, а лишь сплошная череда неудач и преступлений. Но это вряд ли было бы для него утешением. Зато сейчас, спустя годы, которые многое расставили по своим местам, можно однозначно утверждать: имя этого человека навсегда вписано золотыми буквами в летопись нашей гражданской авиации, и никакие «реформаторы» с их подпевалами не в состоянии его вычеркнуть. Министр Бугаев по-прежнему с теми, кто искренне предан нашей крылатой отрасли и делает все для того, чтобы она развивалась и крепла.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBm7Am
Доставка еды на дом http://courier.youdo.com/food-delivery/.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/geo/sahalin/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer