Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Большой брат" будет наблюдать за Универсиадой с беспилотников


5 июля 2013 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


Казанцы уже успели отметить непривычный в городе шум боевых реактивных двигателей и мелькающие в высоте силуэты истребителей. Это прибыл воздушный «эскорт» Универсиады. По нашим данным, сегодня на аэродроме КАПО им. Горбунова базируется внушительная авиагруппировка: семь транспортно-боевых вертолетов Ми-8, три боевых вертолета Ми-24 и две пары «алжирских» истребителей МиГ-29, которые нам удалось заснять с близкого расстояния. А в подмогу к ним – чисто казанская продукция: беспилотники «Элерон» и вертолет «Ансат»… Газета «БИЗНЕС Online» провела ревизию «ВВС Универсиады».

СЛЕТАЛИСЬ НА КАПО «КРОКОДИЛЫ»

Газета «БИЗНЕС Online» уже писала, что во время Универсиады-2013 будут предприняты беспрецедентные меры безопасности – работа не только полиции и спецслужб, но и ВВС и ПВО, предполагается барражирование истребителей и дежурство вертолетов. Сильно изменится и аэронавигационный режим в окрестностях Казани: помимо рейсовых, летать дозволено только литерным и обслуживающим Универсиаду бортам. На базе «Татаэронавигации» действует оперативный штаб, в который вошли представители ВВС, ПВО, Росавиации.

Что же представляют из себя ВВС Универсиады-2013?

По данным газеты «БИЗНЕС Online», на аэродроме КАПО уже собралась главная вертолетная охрана Игр. Это три боевых вертолета Ми-24, которые в народе любовно называют «крокодилами» – за огневую мощь, живучесть, стремительность и своеобразную хищную красоту. В американских фильмах это символ советской военной агрессии во всех уголках мира.

Во-вторых, это семь транспортно-боевых вертолетов Ми-8. «Восьмерка» за свою 60-летнюю историю стала и мирным строителем, и санитаром, и спасателем, и пожарным, и VIP-бортом, и солдатом, и полицейским. Это гордость и кормилица казанского и улан-удэнского вертолетных заводов. Ми-8 работают в 80 странах мира. На сегодня выпущено 12 тыс. вертолетов этого семейства.

Зачем Универсиаде такая огневая мощь, газета «БИЗНЕС Online» попросила предположить боевого летчика, а ныне летчика-испытателя Аркадия Моисеева. «По Афгану я мог бы ответить: лечу я на Ми-8 с десантом, а заместители на Ми-24 прикрывают. Но здесь… Впрочем, я не занимался никогда охраной таких мероприятий. Не сильна ли уж слишком группировка? Это, наверное, после 11 сентября пошло… Против кого все это можно применить при таком столпотворении? Устрашать? Кого? По моим понятиям, это излишняя огневая мощь. Когда «мигарей» над городом услыхал, подумал, что учения, и только потом мне сказали: безопасность Универсиады! Боже ты мой! Танков только не хватает (к слову, мы уж не будем говорить о развернутых где-то зенитно-ракетных комплексах – авт.)… А вот «Ансат» был бы уместен: травма, болезнь (не дай Бог, конечно), оперативный рейс организовать – самое то».

БАЛЛАДА ОБ «АНСАТЕ» И МИНТИМЕРЕ ШАРИПОВИЧЕ

Кстати, именно, на Универсиаде мы сможем впервые поближе увидеть работу единственного в мире «классического» «Ансата» (трудная судьба проекта – отдельный вопрос). Он будет выполнять патрульные и разъездные функции. Обычно его полеты незаметны – он принадлежит авиационному отряду специального назначения МВД по РТ. Отличный пример того, как важнейшая республиканская структура использует чисто местный высокотехнологичный продукт. Все бы так. «Нам нравится на нем летать, – рассказывал газете «БИЗНЕС Online» командир отряда Фларит Мавлеткулов, – и летает он много. Машина зарекомендовала себя очень хорошо: неприхотливая, простая в управлении, с хорошей крейсерской скоростью – 240 километров в час».
«Да, такое масштабное мероприятие «Ансат» будет обслуживать впервые, – рассказал вчера газете «БИЗНЕС Online» отец проекта этого вертолета, бывший замгендиректора КВЗ, а ныне преподаватель КНИТУ-КАИ Валерий Карташев. – Но не вижу ничего, что препятствовало бы выполнению им любых заданий. Недавно гоняли машину на завод: ребята из МВД мне давно уже сказали, что заявлены на дежурство на Универсиаду и надо все проверить».

По ходу нашего с Валерием Борисовичем разговора произошло небольшое открытие. Ведь в какой авиасправочник не загляни, везде название «Ансат» переводится с татарского, как «простой». Но это, оказывается, не так. «С татарского – «легкий»! – сердится Валерий Борисович. – «Простой» – кому это в голову взбрело? Подняли б словарь да прочитали. Я тогда купил несколько словарей и выбрал слово, которое было бы и благозвучным, и коротким, и вертолету подходило. И по-моему, Минтимер Шарипович один из немногих татар знает, что это название значит. Когда мы «Ансат» начинали, он раза два на завод по разным делам приезжал. И как-то показываем ему машину, название, говорим, такое-то. Он задумался: «А! Легкий!» Да, это какое-то третье значение слова «ансат», но значения «простой» там нет. Хотя вот у меня четыре русско-татарских и татарско-русских словаря разных авторов, и порой они на четверть не совпадают!»

РОБОТЫ ОХРАНЯЮТ СПОРТСМЕНОВ

На Универсиаде будет нести небесную вахту и еще один чисто казанский продукт.

Как рассказал нашему изданию руководитель отдела перспективных разработок казанского ЗАО «ЭНИКС» Сергей Побежимов, для обеспечения безопасности будут использоваться их комплексы с беспилотными летательными аппаратами, причем принадлежащие не только МВД по РТ, но и другим силовым «заказчикам». «На такого рода мероприятиях наша техника уже использовалась», – сообщил Побежимов, но называть модели не стал. Можно предположить, что это будет «Элерон-5СВ».

О том, что этот комплекс поступит на вооружение полицейских летчиков, недавно рассказывал газете «БИЗНЕС Online» Мавлеткулов: «Будем получать «Элерон-5СВ». Это более интересная модель по сравнению с теми, что есть у нас сегодня... Беспилотники мы применяем не только в Татарстане. Помните, в Башкортостане взорвались склады боеприпасов? Разведку как раз выполнял наш «Элерон». Съемка с него была передана тогдашним премьеру Владимиру Путину и министру МЧС Сергею Шойгу. Они на основе этих данных принимали решение о подъеме самолетов на тушение. Другими способами разведку невозможно было сделать. Это один из примеров... Также у нас группа с беспилотниками работает за пределами республики, но я, по понятным причинам, не могу рассказать, где и чем она занимается».

«Полагаю, что для более эффективного применения беспилотников во время Универсиады целесообразно было бы использовать смешанный состав аппаратов – как самолетного, так и вертолетного типов, – рассказал нашему изданию ведущий российский эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. – Речь здесь может идти в основном о комплексах ближнего радиуса действия. Большое значение, принимая во внимание массовый характер мероприятия, будет иметь надежность используемых систем. В России имеются неплохие решения, подходящие под указанные требования. Так, среди беспилотных летательных аппаратов самолетного типа могут быть использованы, например, системы семейства «Элерон» компании «ЭНИКС», а среди БЛА вертолетного типа – многовинтовые БЛА компании «НЕЛК».

Кстати, в конце июня Шойгу, а также главнокомандующий видами и командующий родами войск продемонстрировали 30 перспективных моделей беспилотников. Среди них были и аппараты «ЭНИКСа».

ПРИВЕТ ИЗ АФРИКАНСКОГО НЕБА

Но, конечно, самый экзотический авиаэпизод Универсиады – дежурство на аэродроме КАПО четверки фронтовых истребителей МиГ-29. Да не простых, а новейших! По данным газеты «БИЗНЕС Online», это машины базирующегося под Курском 14 гвардейского Ленинградского Краснознаменного ордена Суворова III степени авиационного полка. И непростые они не только потому, что «свежие». Дело в том, что это те самые МиГ-29СМТ, от которых не так давно со скандалом отказался Алжир. Но принижает ли это качество «ястребков»? Да ничего подобного.
Напомним, в марте 2006 года с Алжиром заключили контракт (около $1,3 млрд.) на поставку 28 одноместных МиГ-29СМТ и шести их двухместных аналогов – МиГ-29УБТ. Поставки начали, однако вскоре алжирская сторона под явно надуманными предлогами (и французы уж больно нервничали) потребовала от России забрать обратно 15 уже переданных машин. «МиГи» пришлось вернуть на завод-изготовитель, где уже были почти готовы и остальные истребители по этому заказу.

То есть 34 новейших боевых машины повисли в воздухе – наши-то ВВС в то время почти ничего не покупали. Но минобороны РФ все же решилось и попросило «завернуть». Как пишет military-informant.com, помехой не стало даже наличие на борту ряда систем и комплектующих западного производства. К тому времени парк российских МиГ-29 устарел, а тут – реальная возможность получить уже готовые новые истребители, к тому же со «стеклянной кабиной» и широким арсеналом управляемого оружия. И в 2010 году первые МиГ-29СМТ пошли в ВВС, в том числе под Курск.

Но можно не беспокоиться, над Казанью из «алжирских» «файтеров» не начнут сыпаться всякие заснувшие там африканские блохи: курские машины – это не те самолеты, что вернулись из Алжира, а те, что не успели туда отправиться…
А пока летчики «МиГов» знакомились с неба с Казанью и окрестностями, их подловил корреспондент «БИЗНЕС Online»: споттинг – увлекательная штука. Любуйтесь…

Так в чем же причина такой мощной «обороны» студенческих Игр? «Крокодилы» с «мигарями» да комплексами ПВО против террористов? Демонстрация силы? Но, кажется, все проще. По данным источника «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли, вся эта красота не совсем для Казани, точнее, не только для нее: на примере Универсиады будет отрабатываться взаимодействие бортов и средств ВВС, ПВО, ФСБ, МВД, МЧС на Олимпийских играх в Сочи.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
РБК
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка
Елена Шепелева, Анастасия Соломатина
КоммерсантЪ
"Платов" подсчитал пассажиров
Вероника Маслова
КоммерсантЪ
Эволюционные настроения
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Мошенничество стало похоже на подкуп. Бывшему замгендиректора РКК "Энергия" переквалифицировали обвинение
Н. Скорлыгина, Д. Скоробогатько, А. Веденеева, О. Никитина
КоммерсантЪ
ГТЛК запланировала себе субсидии
Иван Петров
Известия
Небо, самолет, денежка: подробности дела о коррупции в Росавиации
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу



Анастасия Николаева
Интерфакс
Операция в открытом космосе
Екатерина Мареева, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ту-160 отработали мирные цели
Константин Кадочников
КоммерсантЪ
В заксобрании обсудили полетное задание
Владимир Лузянин
Журнал "Оборона России" № 11 (ноябрь) 2018 год
Отсутствие серийного производства самолетов гражданского назначения - вот основная проблема авиастроителей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Смольный принуждает "Аэрофлот" к посадке в аэропорту Пулково
Валерия Решетникова, Дмитрий Решетников
ТАСС
Космическое расследование. Кто просверлил "Союз"?
Иван Сафронов, Владислав Трифонов; Кирилл Антонов
КоммерсантЪ
Стартовый долг. Налоговые проблемы генподрядчика строительства космодрома Восточный встревожили "Роскосмос"
Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел
Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer