← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Большой брат" будет наблюдать за Универсиадой с беспилотников


5 июля 2013 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


Казанцы уже успели отметить непривычный в городе шум боевых реактивных двигателей и мелькающие в высоте силуэты истребителей. Это прибыл воздушный «эскорт» Универсиады. По нашим данным, сегодня на аэродроме КАПО им. Горбунова базируется внушительная авиагруппировка: семь транспортно-боевых вертолетов Ми-8, три боевых вертолета Ми-24 и две пары «алжирских» истребителей МиГ-29, которые нам удалось заснять с близкого расстояния. А в подмогу к ним – чисто казанская продукция: беспилотники «Элерон» и вертолет «Ансат»… Газета «БИЗНЕС Online» провела ревизию «ВВС Универсиады».

СЛЕТАЛИСЬ НА КАПО «КРОКОДИЛЫ»

Газета «БИЗНЕС Online» уже писала, что во время Универсиады-2013 будут предприняты беспрецедентные меры безопасности – работа не только полиции и спецслужб, но и ВВС и ПВО, предполагается барражирование истребителей и дежурство вертолетов. Сильно изменится и аэронавигационный режим в окрестностях Казани: помимо рейсовых, летать дозволено только литерным и обслуживающим Универсиаду бортам. На базе «Татаэронавигации» действует оперативный штаб, в который вошли представители ВВС, ПВО, Росавиации.

Что же представляют из себя ВВС Универсиады-2013?

По данным газеты «БИЗНЕС Online», на аэродроме КАПО уже собралась главная вертолетная охрана Игр. Это три боевых вертолета Ми-24, которые в народе любовно называют «крокодилами» – за огневую мощь, живучесть, стремительность и своеобразную хищную красоту. В американских фильмах это символ советской военной агрессии во всех уголках мира.

Во-вторых, это семь транспортно-боевых вертолетов Ми-8. «Восьмерка» за свою 60-летнюю историю стала и мирным строителем, и санитаром, и спасателем, и пожарным, и VIP-бортом, и солдатом, и полицейским. Это гордость и кормилица казанского и улан-удэнского вертолетных заводов. Ми-8 работают в 80 странах мира. На сегодня выпущено 12 тыс. вертолетов этого семейства.

Зачем Универсиаде такая огневая мощь, газета «БИЗНЕС Online» попросила предположить боевого летчика, а ныне летчика-испытателя Аркадия Моисеева. «По Афгану я мог бы ответить: лечу я на Ми-8 с десантом, а заместители на Ми-24 прикрывают. Но здесь… Впрочем, я не занимался никогда охраной таких мероприятий. Не сильна ли уж слишком группировка? Это, наверное, после 11 сентября пошло… Против кого все это можно применить при таком столпотворении? Устрашать? Кого? По моим понятиям, это излишняя огневая мощь. Когда «мигарей» над городом услыхал, подумал, что учения, и только потом мне сказали: безопасность Универсиады! Боже ты мой! Танков только не хватает (к слову, мы уж не будем говорить о развернутых где-то зенитно-ракетных комплексах – авт.)… А вот «Ансат» был бы уместен: травма, болезнь (не дай Бог, конечно), оперативный рейс организовать – самое то».

БАЛЛАДА ОБ «АНСАТЕ» И МИНТИМЕРЕ ШАРИПОВИЧЕ

Кстати, именно, на Универсиаде мы сможем впервые поближе увидеть работу единственного в мире «классического» «Ансата» (трудная судьба проекта – отдельный вопрос). Он будет выполнять патрульные и разъездные функции. Обычно его полеты незаметны – он принадлежит авиационному отряду специального назначения МВД по РТ. Отличный пример того, как важнейшая республиканская структура использует чисто местный высокотехнологичный продукт. Все бы так. «Нам нравится на нем летать, – рассказывал газете «БИЗНЕС Online» командир отряда Фларит Мавлеткулов, – и летает он много. Машина зарекомендовала себя очень хорошо: неприхотливая, простая в управлении, с хорошей крейсерской скоростью – 240 километров в час».
«Да, такое масштабное мероприятие «Ансат» будет обслуживать впервые, – рассказал вчера газете «БИЗНЕС Online» отец проекта этого вертолета, бывший замгендиректора КВЗ, а ныне преподаватель КНИТУ-КАИ Валерий Карташев. – Но не вижу ничего, что препятствовало бы выполнению им любых заданий. Недавно гоняли машину на завод: ребята из МВД мне давно уже сказали, что заявлены на дежурство на Универсиаду и надо все проверить».

По ходу нашего с Валерием Борисовичем разговора произошло небольшое открытие. Ведь в какой авиасправочник не загляни, везде название «Ансат» переводится с татарского, как «простой». Но это, оказывается, не так. «С татарского – «легкий»! – сердится Валерий Борисович. – «Простой» – кому это в голову взбрело? Подняли б словарь да прочитали. Я тогда купил несколько словарей и выбрал слово, которое было бы и благозвучным, и коротким, и вертолету подходило. И по-моему, Минтимер Шарипович один из немногих татар знает, что это название значит. Когда мы «Ансат» начинали, он раза два на завод по разным делам приезжал. И как-то показываем ему машину, название, говорим, такое-то. Он задумался: «А! Легкий!» Да, это какое-то третье значение слова «ансат», но значения «простой» там нет. Хотя вот у меня четыре русско-татарских и татарско-русских словаря разных авторов, и порой они на четверть не совпадают!»

РОБОТЫ ОХРАНЯЮТ СПОРТСМЕНОВ

На Универсиаде будет нести небесную вахту и еще один чисто казанский продукт.

Как рассказал нашему изданию руководитель отдела перспективных разработок казанского ЗАО «ЭНИКС» Сергей Побежимов, для обеспечения безопасности будут использоваться их комплексы с беспилотными летательными аппаратами, причем принадлежащие не только МВД по РТ, но и другим силовым «заказчикам». «На такого рода мероприятиях наша техника уже использовалась», – сообщил Побежимов, но называть модели не стал. Можно предположить, что это будет «Элерон-5СВ».

О том, что этот комплекс поступит на вооружение полицейских летчиков, недавно рассказывал газете «БИЗНЕС Online» Мавлеткулов: «Будем получать «Элерон-5СВ». Это более интересная модель по сравнению с теми, что есть у нас сегодня... Беспилотники мы применяем не только в Татарстане. Помните, в Башкортостане взорвались склады боеприпасов? Разведку как раз выполнял наш «Элерон». Съемка с него была передана тогдашним премьеру Владимиру Путину и министру МЧС Сергею Шойгу. Они на основе этих данных принимали решение о подъеме самолетов на тушение. Другими способами разведку невозможно было сделать. Это один из примеров... Также у нас группа с беспилотниками работает за пределами республики, но я, по понятным причинам, не могу рассказать, где и чем она занимается».

«Полагаю, что для более эффективного применения беспилотников во время Универсиады целесообразно было бы использовать смешанный состав аппаратов – как самолетного, так и вертолетного типов, – рассказал нашему изданию ведущий российский эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. – Речь здесь может идти в основном о комплексах ближнего радиуса действия. Большое значение, принимая во внимание массовый характер мероприятия, будет иметь надежность используемых систем. В России имеются неплохие решения, подходящие под указанные требования. Так, среди беспилотных летательных аппаратов самолетного типа могут быть использованы, например, системы семейства «Элерон» компании «ЭНИКС», а среди БЛА вертолетного типа – многовинтовые БЛА компании «НЕЛК».

Кстати, в конце июня Шойгу, а также главнокомандующий видами и командующий родами войск продемонстрировали 30 перспективных моделей беспилотников. Среди них были и аппараты «ЭНИКСа».

ПРИВЕТ ИЗ АФРИКАНСКОГО НЕБА

Но, конечно, самый экзотический авиаэпизод Универсиады – дежурство на аэродроме КАПО четверки фронтовых истребителей МиГ-29. Да не простых, а новейших! По данным газеты «БИЗНЕС Online», это машины базирующегося под Курском 14 гвардейского Ленинградского Краснознаменного ордена Суворова III степени авиационного полка. И непростые они не только потому, что «свежие». Дело в том, что это те самые МиГ-29СМТ, от которых не так давно со скандалом отказался Алжир. Но принижает ли это качество «ястребков»? Да ничего подобного.
Напомним, в марте 2006 года с Алжиром заключили контракт (около $1,3 млрд.) на поставку 28 одноместных МиГ-29СМТ и шести их двухместных аналогов – МиГ-29УБТ. Поставки начали, однако вскоре алжирская сторона под явно надуманными предлогами (и французы уж больно нервничали) потребовала от России забрать обратно 15 уже переданных машин. «МиГи» пришлось вернуть на завод-изготовитель, где уже были почти готовы и остальные истребители по этому заказу.

То есть 34 новейших боевых машины повисли в воздухе – наши-то ВВС в то время почти ничего не покупали. Но минобороны РФ все же решилось и попросило «завернуть». Как пишет military-informant.com, помехой не стало даже наличие на борту ряда систем и комплектующих западного производства. К тому времени парк российских МиГ-29 устарел, а тут – реальная возможность получить уже готовые новые истребители, к тому же со «стеклянной кабиной» и широким арсеналом управляемого оружия. И в 2010 году первые МиГ-29СМТ пошли в ВВС, в том числе под Курск.

Но можно не беспокоиться, над Казанью из «алжирских» «файтеров» не начнут сыпаться всякие заснувшие там африканские блохи: курские машины – это не те самолеты, что вернулись из Алжира, а те, что не успели туда отправиться…
А пока летчики «МиГов» знакомились с неба с Казанью и окрестностями, их подловил корреспондент «БИЗНЕС Online»: споттинг – увлекательная штука. Любуйтесь…

Так в чем же причина такой мощной «обороны» студенческих Игр? «Крокодилы» с «мигарями» да комплексами ПВО против террористов? Демонстрация силы? Но, кажется, все проще. По данным источника «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли, вся эта красота не совсем для Казани, точнее, не только для нее: на примере Универсиады будет отрабатываться взаимодействие бортов и средств ВВС, ПВО, ФСБ, МВД, МЧС на Олимпийских играх в Сочи.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2013/7/5/23326/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.