Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Анализ нового предложения России Ирану по поводу поставки С-300


12 августа 2013 года Амин Парто , "Iras", Иран (Перевод ИноСМИ)


Недавно появилась информация о новом предложении России по поводу продажи Ирану противовоздушного комплекса С-300. По сообщению информационного агентства РИА-Новости, Москва предложила Тегерану отказаться от рассмотрения своей жалобы в Международном суде и взамен этого получить похожий комплекс из семейства С-300, а именно С-300ВМ, известный как «Антей-2500», или по классификации НАТО SA-23 Gladiator.

В 2007 году Иран заказал у России шесть единиц экспортного варианта мобильной многоканальной зенитной ракетной системы С-300ПМУ-1 (SA-20 Gargoyle по классификации НАТО) на сумму 900 миллионов долларов. Данная разновидность комплекса является улучшенной модификацией С-300П, проходящей по классификации НАТО как Sa-10 Grumble.

Предположительно, переговоры на тему заключения контракта велись несколько лет и не придавались огласке. В 2007 году Иран целиком выплатил России всю оговоренную сумму. Тем не менее, российская сторона все больше затягивала с поставкой комплекса, пока, наконец, после принятия в Совете Безопасности ООН резолюции № 1929, запретившей продажу оружия Ирану, президент Дмитрий Медведев подписал указ о введении эмбарго на поставки в эту страну российского оружия и, в частности, ракетного комплекса С-300. Вслед за этим Иран решил обжаловать подобные действия и заявил, что Россия должна либо поставить заказанный комплекс, либо вернуть выплаченную за него сумму, а также покрыть пенни за задержку поставки, неустойку за аннулирование договора и ущерб, нанесенный иранской стороне. По имеющейся информации, Иран потребовал от России компенсацию на общую сумму четыре миллиарда долларов. Как видно, Москва серьезно отнеслась к претензиям Тегерана и вступила с ним в переговоры, чтобы убедить отказаться от своей жалобы и требования компенсации.

Первым шагом России стало указание на политические последствия данного конфликта и на возможность прекращения своей поддержки в противостоянии Исламской республики с Соединенными Штатами. Однако данная стратегия не оправдала себя, потому что до сих пор Россия на деле не оказала Ирану никакой политической или дипломатической поддержки. Эта страна действительно использует свое право вето в Совете Безопасности ООН, не допуская принятия резолюции против Сирии, однако она воздерживается от подобных мер по отношению к Ирану, когда речь идет о введении новых санкций. Иранские власти прекрасно осознают, что Россия не имеет ни воли, ни возможности, ни цели противостоять враждебным действиям Запада, направленным против Исламской республики.

Вторым шагом России стало предложение Ирану приобрести у нее альтернативные оборонные комплексы. Эта страна предложила к продаже еще больше количество зенитно-ракетных комплексов Тор-М1. Данная система, рассчитанная на запуск ракет средней или малой дальности, гораздо менее эффективна, чем С-300, и не способна поражать цели на большой высоте. Ее лишь можно использовать для поражения крылатых ракет и летательных аппаратов на средней дальности. К тому же Иран уже получил достаточное количество подобных систем в 2006 году. Очевидно, Россия также предложила к продаже более усовершенствованную версию этого комплекса, то есть Тор-М2, однако и она не очень заинтересовала иранскую сторону, потому что по мощности и эта модель уступает С-300.

Последним предложением России стала поставка Ирану С-300ВМ. Соединенные Штаты сразу же заявили свой протест, однако сделали это уже в более мягкой форме, подчеркнув, что в случае заключения сделки само российское правительство будет в ответе за возможное нарушение резолюции № 1929. Вероятно, данная позиция США означает их косвенное согласие на то, чтобы Иран забрал свой иск против России и не требовал от нее возвращения выплаченной суммы и других компенсаций. Однако сам Иран прохладно воспринял такое предложение. Посол Исламской Республики в России Махмуд Реза Саджади выразил свое несогласие с заменой С-300ПМУ-1 на С-300ВМ. Анализ технических характеристик двух этих модификаций комплекса С-300 позволяет понять, почему Россия и США согласились поставить именно С-300ВМ Ирану и почему тот протестует против этой замены.

Отличия С-300ПМУ-1 от С-300ВМ

В семействе зенитных ракетных систем С-300 две упомянутые модификации представляют собой усовершенствованные версии двух первоначальных комплексов. Они использовались еще в 1978 году под названием С-300ПТ и по классификации НАТО проходили как SA-10 Grumble. Вслед за революционным развитием электронных технологий вооружения и появлением антирадарных ракет у США, Израиля и ряда других западных стран, таких как Франция и Великобритания, России пришлось серьезно модифицировать собственные комплексы воздушной обороны. Неэффективность ливийских зенитных систем в противостоянии США в 1980 году, молниеносное уничтожение сирийской противовоздушной обороны в долине Бекаа в Ливане в ходе Первой ливанской войны в 1982 году и — самое главное — нейтрализация систем ПВО Ирака в 1991 году означало для русских одно: только начало технической революции может дать шанс на сохранение подобных комплексов в будущих военных конфликтах. Новым для российских систем ПВО стало увеличение дальности ракет, большая мобильность и перемещение наземных комплексов, максимальное сокращение времени установки, обнаружения цели и залпа по ней, использование ракет с системой самонаведения, увеличение сопротивления атакам компьютерных вирусов, а также использование невидимых радаров и увеличение мощности существующих.

По некоторым оценкам военных специалистов, зенитно-ракетный комплекс С-300ПМУ-1, известный по классификации НАТО как SA-20 Gargoyle, может отслеживать одновременно 100 объектов, находящихся с разных сторон, и обстреливать синхронно 12 целей. Время его развертывания составляет всего лишь пять минут, что является его серьезным преимуществом по сравнению с американским комплексом Patriot, установка которого занимает долгие часы. Как утверждают некоторые источники, радары российского ЗРК способны обнаружить объекты величиной с теннисный мяч на высоте от одного метра до 30 километров над уровнем земли. О точной дальности радаров слежения источники умалчивают (видимо, в целях конспирации), однако ракеты комплекса данной модификации способны поражать объекты на расстоянии 195 километров. Это означает, что зона их действия, учитывая невероятную скорость 1700 метров в секунду (в пять раз большую, чем скорость звука!), на 120 километров больше, чем у сверхскоростных самолетов-истребителей. По этой причине вывести из строя этот комплекс при помощи противорадиолокационных ракет будет весьма затруднительно. Россия разработала эту модификацию С-300 для отражения ударов бомбардировщиков, хотя ее можно также эффективно использовать против беспилотников и крылатых ракет.

Для отражения удара крылатых и баллистических ракет Россия сначала разработала модель это же серии под названием «Антей-300», проходящую по классификации НАТО как SA-12 Giant. Ее более усовершенствованной версией и стал «Антей-2500» (SA-23 Gladiator). Данный комплекс, рассчитанный для отражения ударов крылатых и баллистических ракет, хотя и может использоваться против истребителей и бомбардировщиков, сконструирован не для этих целей. Другой вопрос касается дальности выстрелов ракет этих комплексов. «Антей-300» и «Антей-2500» способны запускать ракеты на расстояние соответственно 100 и 200 километров. Кстати, именно последняя версия комплекса была продана недавно Венесуэле. Сама Россия имеет на своем вооружении еще более усовершенствованный аналог с дальностью поражения 300 километров. Одним словом, «Антей-2500» по мощности и другим параметрам сильно уступает С-300ПМУ-1 и ни в коей мере не может послужить его заменой.

Потребности Ирана и будущее договора о поставке С-300

Учитывая оборонные потребности Ирана, можно сделать вывод о том, что, предлагая на продажу ракетный комплекс С-300ВМ (он же «Антей-2500»), Россия пытается серьезно обмануть Иран. Российское правительство вынуждают это делать возможные последствия иска Ирана в Международный суд. США прекрасно понимают, что С-300ВМ представляет гораздо меньшую опасность, чем С-300ПМУ-1, и поэтому нехотя все же согласятся с его поставкой Ирану. Самая серьезная угроза Ирану — это атака с воздуха тяжелыми истребителями и бомбардировщиками. Для отражения этой опасности (будь она со стороны Соединенных Штатов или Израиля) лучше всего подходит именно С-300ПМУ-1. Что касается угрозы со стороны крылатых ракет, учитывая их небольшую боеголовку (от 700 до 1000 килограммов), то для подземных ядерных объектов Ирана они представляют гораздо меньшую опасность. Кроме того, по сообщению из некоторых военных источников, задействуя большое количество систем, создающих помехи в работе спутников, Иран может нарушить системы контроля этих ракет.

Наибольшую опасность для Ирана представляют самолеты, такие как F-22, F-15 и F-16, а также бомбардировщики B-1, B-2 и B-52. Комплекс С-300ПМУ-1, конечно, не лишен изъяна. По мнению некоторых военных специалистов, самолеты-невидимки, например, F-22, F-35 и B-2 могут пролететь незамеченными через радарную сеть самых усовершенствованных модификаций С-300. Тем не менее, этот комплекс чрезвычайно эффективен против самолетов, которые фиксируются радарами. Особенно это касается Израиля, который сейчас не располагает самолетами-невидимками и очень обеспокоен возможностью поставки Ирану мощного ракетного комплекса. Если же сами по себе невидимые радарами истребители и бомбардировщики, такие как F-22, полетят с внешней подвеской, в которой будет размещено оружие или запасы топлива, они сразу же будут замечены и атакованы.

Наличие у Ирана мощного С-300ПМУ-1 с широкой зоной радарного слежения и большой дальностью ракет также сделает крайне опасным полеты рядом с его воздушным пространством самолетов-заправщиков. Мощные боеприпасы, разработанные для атаки на подземные ядерные объекты Ирана, могут быть доставлены только бомбардировщиками В-2. В случае если В-2 в одиночку полетят бомбить Иран и все же будут замечены радарами комплекса, в воздух будут подняты иранские истребители и таким образом враг попадет в ловушку. Именно по этой причине получение комплекса С-300ПМУ-1 является стратегической задачей для Ирана, и недопущение этого весьма значимо для Соединенных Штатов и Израиля.

Оригинал публикации



 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVZh1
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, смотреть тут.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer