Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В Румынии американские ВВС потерпели катастрофу


12 августа 2013 года Бертольд Зеевальд (Berthold Seewald), "Die Welt", Германия (Перевод ИноСМИ)


Основное место в представлении о воздушной войне занимают те налеты, которые Королевские военно-воздушные силы (RAF) совершали с конца 1942 года на немецкие города. Своей кульминации авиационная война достигла во время проведения операции «Гоморра» и налета на Гамбург в июле 1943 года. Обладавший господствующим положением в воздухе бомбардировочный флот союзников разрушал город за городом, и при этом немецкая оборона никак не могла этому помешать. Однако в упомянутой картине есть один изъян. Она фальшива, хотя (лучше сказать - именно потому, что) военно-воздушные силы США (USAAF) разработали тогда свою собственную стратегию.

Еще на конференции в Касабланке в январе 1943 года по вопросу о будущих воздушных налетах дело почти дошло до разрыва между Соединенными Штатами и Великобританией. Королевские ВВС хотели расширить концепцию применения ночных налетов, тогда как их американские союзники настаивали на проведении целенаправленных налетов в дневное время суток. Они считали, что у ночных налетов имелся большой недостаток, поскольку их можно было проводить только против крупных целей, то есть городов, а точность попадания была при этом минимальной. Кроме того, вывести из строя такие важные в военном отношении цели, как оборонные предприятия или химические установки было практически невозможно.

Что касается британцев, то они считали налеты в светлое время суток слишком рискованными, поскольку они тогда еще не располагали самолетами сопровождения, способными защитить бомбардировщики от вражеских истребителей. Британцы также не верили в точность бомбометания с большой высоты и делали ставку на разрушение морали немцев, к которому, как они считали, приводили их налеты.

Путь к достижению компромисса был достаточно трудным. Британские ВВС продолжали совершать свои ночные налеты, тогда как американские военно-воздушные силы, имея в своем распоряжении хорошо вооруженные «летающие крепости» B-17 и B-24 хотели сместить акцент в сторону нацеленных бомбардировок. При этом американское руководство исходило из того, что летящие на большой высоте группы бомбардировщиков со своим вооружением на борту сами способны отразить нападение немецких истребителей. Результатом подобных оценок и стала операция, вошедшая в анналы американских ВВС как «Черное воскресенье».

Кодовое название «Приливная волна»

Задача, прежде всего, 8-ой воздушной армии состояла в освоении новой тактики при осуществлении операций с английских аэродромов, в которых принимали участие неопытные экипажи и новые машины. Часто это были отчаянные по своей смелости налеты, сопровождавшиеся потерями. В том числе и для того, чтобы продемонстрировать  англичанам эффективность дневных налетов, было запланировано проведение масштабной акции на другом конце Европы. Речь шла о разрушении румынского нефтяного комплекса в Плоешти.

Этот нефтеперерабатывающий завод, находившийся на расстоянии 90 километров к северу от Бухареста, был главным источником топлива для немецких сухопутных сил, тогда как более 90% авиационного топлива производилось путем гидрирования. Сам план был более чем оптимистичным: за один единственный день стратеги USAAF хотели полностью уничтожить центральный ресурс ведения войны Гитлера, и для этого американцы рассчитывали использовать целую армию.

Проведение этой операции, получившей кодовое наименование «Приливная волна» (Tidal Wave), было поручено находившейся в Северной Африке 9-ой воздушной армии США. Идея состояла в следующем: пять групп бомбардировщиков должны были подняться в воздух в Тунисе, пересечь Средиземное море, пролететь над Албанией, затем над Белградом повернуть на восток и вскоре на низкой высоте преодолеть зону действия немецко-румынской воздушной разведки. На высоте от 30 до 100 метров планировалось осуществить и основной налет, в ходе которого появлялась возможность более точного бомбометания. Обратный полет предполагалось осуществить через греческий остров Корфу.

Отобранные экипажи прошли интенсивную подготовку перед запланированной операцией. В пустыне недалеко от Бенгази была возведена модель Плоешти, с помощью которой летчики готовились к выполнению этого сложного задания. Однако достаточного количества новых бомбардировщиков типа B-24 Liberator не оказалось в наличии, и поэтому пришлось использовать старые машины 8-й армии, которые еще надо было отремонтировать. Кроме того, для преодоления расстояния в 4,3 тысячи километров надо было применять дополнительные топливные баки, что в результате уменьшало бомбовую нагрузку.

Две группы бомбардировщиков отстали

Когда 1 августа в воздух поднялось 177 машин, то бомбовая нагрузка каждой из них составляла всего две тонны. И они были перегружены. Один бомбардировщик потерпел аварию уже при старте, а еще десять самолетов из-за проблем с моторами были вынуждены вскоре вернуться на базу. Одна группа бомбардировщиков, составленная из старых машин, вскоре отстала и потеряла контакт с остальными участниками операции.

Чтобы ввести в заблуждение немецкую разведку, был отдан приказ сохранять абсолютное радиомолчание. Тем не менее немецкая служба радиоперехвата на раннем этапе смогла обнаружить американскую группировку. Как только бомбардировщики появились над Дунаем, оборона в Плоешти была приведена в состояние боеготовности.

К этому моменту американскую группировку постигла еще одна неудача. В районе острова Корфу ведущий самолет с главным навигационным оборудованием рухнул в море. Тем не менее кое-как удалось достичь Белграда и оттуда американские бомбардировщики взяли курс на намеченную цель. Однако во время важной смены позиций уже над румынской территорией еще одна группа самолетов отстала и направилась в сторону столицы Румынии Бухареста.

В итоге только 34 бомбардировщика начали налет на Плоешти. Многочисленные зенитные батареи, установленные  после пробного налета в июле, были укомплектованы соответствующими расчетами, а командование люфтваффе смогло поднять в воздух 69 истребителей. Большинство американских пилотов сбросили свои бомбы на цели с низкой высоты, однако точность попадание не в последнюю очередь из-за сильного задымления и плотного зенитного огня оказалась невысокой. Многие бомбардировщики были сбиты или сильно повреждены.

Обе отставшие группы - полетевшие в сторону Бухареста бомбардировщики сделали разворот, когда они увидели, что ошиблись - также начали сбрасывать свои бомбы. Они мешали друг другу и понесли тяжелые потери. Их дезорганизованное возвращение на базу проходило в конечном итоге через территорию Болгарии, где они подверглись нападению со стороны болгарских ВВС.

«Утрачено превосходство в воздухе»

Результат проведенного налета оказался катастрофическим. Из 177 самолетов только 154 достигли цели. Из них 54 были сбиты, а почти все остальные получили серьезные повреждения. Некоторые бомбардировщики долетели до территории Турции, где их экипажи были интернированы, тогда как другие смогли добраться до Кипра или до Мальты. Из 1765 членов экипажей 532 человека погибли; с противоположной стороны были убиты около 100 немцев и румын, а также 100 гражданских лиц. «Таким образом, даже потери 8-й армии казались на этом фоне не столь значительными», - резюмирует специалист по воздушным сражениям Хорст Боог (Horst Boog).

К этому следует добавить, что самый большой по количеству потерь американский налет не имел почти никакого результата. Из-за бомбардировок теоретические производственные мощности в Плоешти были в течение шести недель сокращены в отдельных случаях на 42%. Однако установки этого предприятия были соединены друг с другом в единую сеть, и, кроме того, они никогда не использовались на полную мощность, и поэтому практические последствия авиаудара оказались незначительными.

Пищей для теории заговора в конечном итоге послужило то обстоятельство, что в результате бомбардировок не пострадали установки компании Romana Americana, принадлежавшей американскому концерну Standard Oil. Единство среди союзников было также вскоре поколеблено слухами о том, что при налете на Плоешти в качестве задачи при нанесении бомбовых ударов значилось уничтожение нефтеперерабатывающих установок, принадлежавших британским и французским концернам.

Последовавшие вскоре после этого операции американских ВВС, в ходе которых также было много потерь, доказали, что их тактика дневных налетов не гарантировала успеха и что ее нужно было срочно менять. В официальной истории американских ВВС отмечается: «В середине октября 1943 года кампания по осуществлению дневных бомбардировок достигла кризисной точки. Потери при их проведении возросли, что стало вызывать тревогу, тогда как успехи оказались сомнительными… В этот момент 8-я воздушная армия утратила свое превосходство в воздухе над территорией Германии».

Оригинал публикации

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBoQ7i
Услуги удалённо - http://freelance.youdo.com/programming/site/flan/bitriks/ — здесь размещаются задания.
Осуществляем услуги: http://remont.youdo.com/carpentry/balconies/glazing/, выбирай нас!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer