Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дело, которому служишь


13 августа 2013 года Военно-промышленный курьер


Переоценить роль Анатолия Ивановича в отечественном ОПК невозможно. За 41 год работы в электронной промышленности он организовал освоение более 130 изделий. Сегодня не существует ни одной системы ПРО и ПВО, в которую не входили бы изделия, содержащие частицу его труда, а руководимый им завод «Магнетон» выпускает 60 процентов объема продукции с военной приемкой и более 90 процентов в обеспечение гособоронзаказа.

Анатолий Иванович Фирсенков родился в Ленинграде. В 1956 году поступил в Ленинградский электротехнический институт связи имени профессора М. А. Бонч-Бруевича (ныне Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникации). Окончив его с отличием и получив квалификацию инженера радиосвязи, был направлен в Ленинградский филиал НИИ (ЛФ НИИ) Министерства связи СССР (ныне Санкт-Петербургский филиал «Ленинградское отделение НИИ радио»), где прошел путь от инженера до заместителя начальника ЛФ НИИ, от разработчика аппаратуры для оценки помехоустойчивости радиотелевизионных средств связи, руководителя ряда НИР и ОКР до главного конструктора аппаратуры оценки помехоустойчивости подводного приема на сверхдлинных волнах.

На работу в НПО «Феррит» Министерства электронной промышленности СССР Анатолий Иванович перешел в 1972 году. В качестве главного конструктора успешно завершил ОКР по разработке линии горячего прессования для серийного производства ферритов, внедренной под его руководством на входящем в состав НПО заводе.

Через два года Фирсенков назначен главным инженером завода. Именно при нем начинается серийное производство вентилей высокого уровня мощности СВЧ-диапазона для РЛС «Дон-2Н», а также крупнотоннажное производство бариевых магнитов, предназначенных на экспорт, массовое производство микросердечников из феррита с прямоугольной петлей гистерезиса для мощных ЭВМ «Эльбрус», обслуживающих пункт управления системы ПРО А-135.

После восьми лет работы главным инженером на заводе с аналогичным профилем Фирсенков назначен директором государственного завода «Магнетон».

«Тогда это было непросто, – вспоминает Анатолий Иванович. – Прошел согласование с обкомом, в ЦК КПСС и на коллегии Министерства электронной промышленности СССР и только затем назначен приказом министра А. И. Шокина. На работающих как часы предприятиях руководителей просто так не меняют. Конечно, завод был в тяжелейшем состоянии. И мне было интересно вытащить его из этого состояния. Но чтобы оправдать доверие, пришлось работать практически по 14–16 часов в сутки».

В это время на «Магнетоне» внедрялись новые технологические процессы, осваивалась новейшая продукция – изделия электронной техники высочайшего уровня. Организационный талант и профессионализм Фирсенкова в большой мере способствовали тому, что эти изделия по своим характеристикам превзошли мировые аналоги того времени и были использованы в системах управления отечественных космических аппаратов. «Магнетон» стал единственным заводом оборонно-промышленного комплекса города, награжденным в 1985 году за выдающиеся успехи в укреплении оборонной мощи Отечества орденом Отечественной войны I степени.

«Я относился к заводу как к своей собственности, – рассказывает Фирсенков, – это сравнение сегодня для многих более понятно. Многое делалось на честолюбии и стремлении вывести завод в лучшие. Коллектив завода, высокопрофессиональный коллектив, поверил в меня, и вместе мы превратили завод в современное производство. Поэтому мы встретили перестройку, как все, с энтузиазмом».
Выстоять под ветром перемен

Став самостоятельным, завод прежде всего добился конверсионного кредита в один миллиард рублей для создания производства видеоголовок, предназначенных для выпуска отечественного видеомагнитофона. Закупили оборудование. Нарастили выпуск до 500 тысяч штук в год видеоголовок. Но были открыты границы для продукции фирм Юго-Восточной Азии (беспошлинной) по демпинговым ценам, как для слаборазвитых.

«Первым обанкротился завод «Витон», входящий в НПО «Позитрон», затем по цепочке заводы в Новгороде, Саратове и Воронеже, – вспоминает Фирсенков. – Чтобы сохранить завод, надо было сохранить прежде всего высококвалифицированный коллектив кадровых рабочих. Мне в этом повезло, так как мне удалось убедить в этом Минфин и Минэкономразвития страны. Меня поддержали, и мы получили конверсионный инвестиционный кредит на строительство жилого дома для сохранения кадрового потенциала уникального завода. Мы получили 60 миллионов рублей, которые ГЛАВУКС нашего города превратил в «песок» уже через год. Но дом мы все же построили и все нуждающиеся в жилье наши сотрудники получили квартиры. Чего же это стоило? Ни в сказке сказать, ни пером написать...»

Завод удалось сохранить. Многие из тех новоселов до сих пор составляют костяк самых квалифицированных работников завода. В немалой степени способствовало этому и то, что заработная плата, хоть и скромная, выплачивалась всегда вовремя, в том числе и в самые тяжелые периоды. И сегодня, когда на предприятии работают более 750 человек, Анатолий Иванович продолжает уделять большое внимание решению социальных вопросов, предоставлению работникам всех социальных гарантий, установленных государством.

Сохранившееся производство, а главное – коллектив, обладающий бесценным опытом, смогли заполнить вакуум, образовавшийся на фоне глобального развала экономики и ухода ценных кадров из наукоемких производств на вольные хлеба. Последующий возобновившийся рост спроса в 2000-х годах на высокотехнологичные и наукоемкие продукты не застал производство врасплох.

«Когда государство совсем бросило науку, отраслевые институты не смогли удерживать научных сотрудников и те пошли торговать мороженым, мы протянули им руку помощи и взяли лучших специалистов на завод, – говорит Анатолий Фирсенков, – так как я понимал, что в рыночных условиях можно выжить только за счет новой техники, постоянного обновления выпускаемой продукции, постоянного улучшения ее параметров. Работать нужно только на опережение. Поэтому я перестроил прежде всего организационную структуру завода».

Видя большую наукоемкую составляющую в производстве микрополосковых ферритовых СВЧ-приборов, Фирсенков произвел реорганизацию, которая заключалась в формировании новой структуры завода в виде научно-производственных комплексов, что позволило выйти на мировой уровень по производству этих изделий.

В 1993 году государственный завод «Магнетон» преобразован в открытое акционерное общество «Завод «Магнетон» и с этого момента Анатолий Фирсенков постоянно избирается его генеральным директором.
Время настоящее

Оживление экономики предлагало два основных пути развития завода. Первый – полная ликвидация производств основного профиля и сдача в аренду занимаемых площадей. Второй – принятие волевого решения о привлечении заказчиков и молодых специалистов для подъема данного направления. Завод «Магнетон» выбрал второй путь.

«Самое страшное, когда предают друзья, – признается Анатолий Иванович. – Время сегодня суровое, во главу угла поставлена прибыль, то есть нажива. К сожалению, не все имеют необходимый иммунитет и выдерживают испытание деньгами. Вот уже семь лет мы развиваем производство, изобретаем, осваиваем новые изделия во «фронтовых» условиях, постоянно отражая атаки рейдеров. Чем грозит такой захват заводу, обществу, национальной безопасности? Резким изменением направления бизнеса в сторону получения быстрых денег (реализация недвижимости, строительство жилья или бизнес-центра). А следовательно, огромные сложности с комплектованием ЭКБ нашего профиля предприятий, входящих в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ГК «Ростех», ОАО «НПО «Высокоточные комплексы», ОАО «Концерн «Созвездие» и т. д., что грозит срывом выполнения гособоронзаказа».

Но вопреки всем трудностям ОАО «Завод «Магнетон» сегодня представляет быстро развивающуюся научно-производственную компанию. Значительно увеличен ряд выпускаемых керамических и ферритовых материалов, что ставит предприятие по номенклатуре и качественным показателям в один ряд с лучшими зарубежными производителями СВЧ-керамики и ферритов (например Trans-Tech). Вновь созданная керамика СТЛ-40 позволила разработать и наладить серийное производство СВЧ-фазовращателей высокого уровня мощности. Разработанный по инициативе Фирсенкова новый высокочастотный магнитодиэлектрик МР-100 ФМ позволил создать миниатюрные катушки индуктивности для термостабильных фильтров промежуточной частоты изделий военной техники.

В настоящее время на предприятии активно разрабатываются и выпускаются электрически перестраиваемые ферритовые фильтры (в том числе на магнитостатических волнах – МСВ) для применения в радиоизмерительной технике, технике связи СВЧ, в системах радиоразведки, приемниках РЛС, анализаторах спектра и т. д. Номенклатура опытных и серийно выпускаемых перестраиваемых фильтров превышает два десятка наименований. При непосредственном участии Фирсенкова разработаны малогабаритные перестраиваемые фильтры на МСВ – однокаскадные и двухкаскадные. Фильтры охватывают частотный диапазон от 1.2 до 20 ГГц и относятся к новому направлению развития электронной компонентной базы СВЧ-электроники.

Под руководством Анатолия Фирсенкова в соавторстве с группой инженеров предприятия разработаны и запатентованы технологии, позволяющие обеспечить значительное снижение заметности объектов в СВЧ- и оптическом диапазоне волн. Изготовленные опытные образцы покрытий прошли успешные испытания.

«Мы постоянно ведем собственные разработки, – подчеркивает Фирсенков. – Для этого мы и создали научно-производственные комплексы по направлениям. Многие разработки мы ведем совместно с предприятиями – разработчиками РЛС.

А чтобы не отставать от мирового уровня, мы ведем работы с вузовской (теперь с университетской) наукой. Это касается новых направлений развития национальной электронной компонентной базы военного и гражданского назначения. Сегодня специалисты ОАО «Завод «Магнетон» и СПбГЭТУ достигли впечатляющих результатов по многослойным нанокомпозитным сегнетоэлектрическим пленкам, получив управляемые температурно-стабильные структуры, что позволит расширить ЭКБ для РЭС, работающих в широком диапазоне частот».

Одним из ключевых направлений в области производства ферритовых приборов А. И. Фирсенков выбрал изготовление фазовращателей для фазированных антенных решеток (ФАР). Известно, что каждая ФАР уникальна, поскольку содержит не одну тысячу фазовращателей, разработанных именно для нее. В настоящее время ОАО «Завод «Магнетон» производит все существующие типы ферритовых фазовращателей в разных частотных диапазонах. При этом Фирсенкову удалось добиться почти полной автономии производства, при которой практически все элементы фазовращателей выпускаются в своих стенах. Такой подход позволяет предприятию как оставаться надежным гарантом качества приборов, так и обеспечивать их изготовление в нужных количествах. Ярким примером может служить не имеющий аналогов в мире фазоуправляемый элемент ФАР 8-мм диапазона для многофункциональной РЛС зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С». Подхватив разработку в 2004 году буквально с эскизов молодых аспирантов и их руководителя к. т. н. В. М. Крехтунова из МВТУ им. Баумана, под руководством А. И. Фирсенкова уже через год завод выпустил 15 000 элементов для первого образца ФАР, а сейчас их выпуск доведен до 80 000 в месяц, что обеспечивает выполнение гособоронзаказа и позволило принять в 2012 году ЗРПК «Панцирь-С» на вооружение Российской армии. При этом производство продолжает теснейшим образом взаимодействовать с разработчиками ФАР, откликаясь на их нужды и совершенствуя свои изделия.

«С кафедрой, возглавляемой профессором Борисом Антоновичем Калиникосом, проводится целый ряд работ в СВЧ-диапазоне частот по разработке ЭКБ с использованием спин-волновых процессов, – рассказывает Анатолий Иванович. – На магнитостатических волнах были разработаны быстроперестраиваемые фильтры, они освоены в серийном производстве и применяются в анализаторах, приемниках РЛС и другой аппаратуре.

С ОАО «НИИ приборостроения им. В. В. Тихомирова» (главный конструктор ФАР к. т. н. А. Е. Чалых) разработаны быстродействующие фазовращатели типа Реджиа-Спенсера, что позволит провести глубокую модернизацию ЗРК «Бук-М2» до ЗРК «Бук-М3».

Сегодня продукция завода востребована и, как правило, превосходит по своим характеристикам известные зарубежные аналоги. Именно поэтому разработки завода «Магнетон» успешно используются организациями ракетно-космической и ядерной промышленности, находящимися в ведении Роскосмоса и Росатома, а также в качестве комплектующих зенитных ракетных комплексов и систем, радиолокационных средств различного назначения, комплексов бортового оборудования, выпускаемых ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Российская электроника», ОАО «НПО «Высокоточные комплексы», ОАО «Концерн «Созвездие» и другими ведущими предприятиями России.


Дорогой Анатолий Иванович!

Вы принадлежите к редкому сегодня типу руководителя, который знает все тонкости технологии возглавляемого производства и умеет сконцентрировать усилия коллектива на самых проблемных участках. Обладая способностью и горячим желанием вникать во все нюансы предприятия, зачастую именно Вы, Ваши идеи инициируют создание качественно новых изделий.

Благодаря таким людям, как Вы, настоящим профессионалам и патриотам, наша страна сохраняет способность идти по пути прогресса. Каждый день, каждый шаг Вашей жизни – доказательство того, что в основе Вашего труда лежат не красивые лозунги, а дела.

Редакция газеты «ВПК» рада возможности поздравить Вас с юбилеем и пожелать Вам от всего сердца долгих лет жизни и отменного здоровья.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer