Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет легендарного летчика Леваневского будут искать при помощи магнитометров


13 августа 2013 года Александр Добровольский , Московский комсомолец


12 августа 1937 года случилось событие, породившее одну из самых известных тайн в истории мировой авиации. С подмосковного аэродрома стартовал громадный четырехмоторный самолет ДБА с номером «Н-209», на котором команда во главе со знаменитым летчиком, Героем Советского Союза Сигизмундом Леваневским должна была перелететь из СССР в Америку через Северный полюс. Больше эту крылатую машину и ее экипаж никто не видел, – они пропали где-то среди арктических льдов. Поиски экипажа Леваневского тогда так и не дали результата, но теперь, 76 лет спустя, должна состояться экспедиция, участники которой надеются при помощи современной техники «нащупать», наконец, следы погибшего самолета.

Подробности уникального для нас поискового проекта корреспондент «МК» узнал от его инициаторов после окончания мемориальной церемонии – возложения цветов к памятнику членам экипажа самолета «Н-209».

Вы о таком и не слыхали? Ничего удивительного: ведь этот мемориальный знак установлен на «режимной» территории – на одной из площадок космического научно-производственного центра им. Хруничева. Существовавший здесь в довоенные годы завод №22 и изготовил опытный образец самолета ДБА, на котором Леваневский решил лететь через Арктику. Памятник был установлен несколько лет назад.

Среди тех, кто пришел в этот раз к нему, чтобы почтить память погибших летчиков, – внучатый племянник радиста с «Н-209» Николая Галковского Андрей Подольский, режиссер-документалист Юрий Сальников. Совсем скоро им обоим предстоит отправиться на Аляску, чтобы попробовать провести обследование морского дна Ледовитого океана в одном из предполагаемых районов гибели самолета ДБА с воздуха при помощи магнитометров.

– Идея такого поиска возникла еще несколько лет назад, но приступить к подготовке ее реального осуществления удалось лишь в феврале этого года, – рассказывает научный руководитель экспедиции Андрей Подольский. – Конечно, все упиралось в средства. Сейчас, эта проблема хотя бы по самому минимуму решена – в том числе и благодаря гранту, полученному от Русского географического общества.

–    Предстоит «прозвонить» около 60 квадратных километров прибрежного шельфа, – уточняет задачу Юрий Сальников. – Мы собираемся обследовать дно там, где мог потерпеть аварию «Н-209», согласно свидетельствам, оставленным американским любителем арктических путешествий Х. Келлемсом. Летом 1938 года неподалеку от устья реки Колвилл на Аляске он встретил местных эскимосов – инуитов, которые рассказали, что 15 августа 1937 года они услышали громкий гул моторов и увидели в бинокль большой самолет, двигавшийся на восток между островами Тзитис и Спай. Крылатая машина двигалась очень низко, дважды она даже коснулась воды, а в третий раз рухнула в море. Когда на следующий день аборигены приплыли в район этого места, они увидели на поверхности только большое масляное пятно. Попытки самого Келлемса обнаружить на дне огромную металлическую машину, пользуясь в качестве датчика обыкновенным компасом, не дали результата.

– Мы предполагаем использовать современные методы дистанционного обследования дна при помощи магнитометрии, – поясняет Подольский. – Будет задействовано самое подходящее для точного обнаружения на дне металлических объектов оборудование – так называемые градиентометры. Нам удалось договориться с зарубежными специалистами, которые уже имеют опыт поисковой работы с подобной техникой. В обнаружении останков самолета Леваневского будут участвовать двое американски ученых-геофизиков, а также канадец Билл Тума. Он известен тем, что несколько лет назад сумел, благодаря магнитометру, найти с воздуха военный самолет, пропавший над Гренландией во время Второй мировой. Эта машина в итоге оказалась вмерзшей в сплошной ледяной массив на глубине 13 метров! Между тем, толща воды в районе наших будущих поисков – максимум 10-12 метров... Помощь в обеспечении экспедиции авиационной техникой готов оказать американец – энтузиаст изучения истории полярной авиации. Как видите, за океаном проявляют большой интерес к экспедиции, благодаря которой может быть раскрыта одна из тайн прошлого века. Да и вообще с долей горечи должен заметить, что на Аляске про летчика Леваневского знают сейчас гораздо больше людей, чем у нас в России.

Если не возникнет проблем с получением виз, вылет в США запланирован на 3 сентября, а вся экспедиция продлится недели две. Экспедиционный этап нынешнего года мы называем рекогносцировочным. Дело в том, что территория предстоящих поисков труднодоступная не только по природным условиям и отдаленности своей, но еще и по причине того, что это – закрытая зона системы ПВО США, а кроме того эти места считаются вотчиной инуитов, которым дано право здесь распоряжаться. Так что нам придется уже по прибытии на Аляску «разруливать» ситуацию и получать «допуск» в интересующий нас «квадрат».

– Даже если ваши предположения о том, что именно там произошла катастрофа с самолетом Леваневского, верны, есть ли шанс найти на дне хоть какие-то обломки и останки? Ведь уже столько лет прошло...

– Вспомните сравнительно недавнюю историю с обнаружением на дне моря обломков самолета известного французского писателя и военного летчика Сент-Экзюпери. С того дня, как он не вернулся с боевого задания прошло более полувека, и вот нашли на дне браслет, отыскали какие-то обломки... Главное – не прекращать поиск, верить в удачу!
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBxTxz
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/, лучшие цены по ссылке.
По ссылке https://youdo.com/auto/exhaustsystem/muffler/, недорого.
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer