Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет легендарного летчика Леваневского будут искать при помощи магнитометров


13 августа 2013 года Александр Добровольский , Московский комсомолец


12 августа 1937 года случилось событие, породившее одну из самых известных тайн в истории мировой авиации. С подмосковного аэродрома стартовал громадный четырехмоторный самолет ДБА с номером «Н-209», на котором команда во главе со знаменитым летчиком, Героем Советского Союза Сигизмундом Леваневским должна была перелететь из СССР в Америку через Северный полюс. Больше эту крылатую машину и ее экипаж никто не видел, – они пропали где-то среди арктических льдов. Поиски экипажа Леваневского тогда так и не дали результата, но теперь, 76 лет спустя, должна состояться экспедиция, участники которой надеются при помощи современной техники «нащупать», наконец, следы погибшего самолета.

Подробности уникального для нас поискового проекта корреспондент «МК» узнал от его инициаторов после окончания мемориальной церемонии – возложения цветов к памятнику членам экипажа самолета «Н-209».

Вы о таком и не слыхали? Ничего удивительного: ведь этот мемориальный знак установлен на «режимной» территории – на одной из площадок космического научно-производственного центра им. Хруничева. Существовавший здесь в довоенные годы завод №22 и изготовил опытный образец самолета ДБА, на котором Леваневский решил лететь через Арктику. Памятник был установлен несколько лет назад.

Среди тех, кто пришел в этот раз к нему, чтобы почтить память погибших летчиков, – внучатый племянник радиста с «Н-209» Николая Галковского Андрей Подольский, режиссер-документалист Юрий Сальников. Совсем скоро им обоим предстоит отправиться на Аляску, чтобы попробовать провести обследование морского дна Ледовитого океана в одном из предполагаемых районов гибели самолета ДБА с воздуха при помощи магнитометров.

– Идея такого поиска возникла еще несколько лет назад, но приступить к подготовке ее реального осуществления удалось лишь в феврале этого года, – рассказывает научный руководитель экспедиции Андрей Подольский. – Конечно, все упиралось в средства. Сейчас, эта проблема хотя бы по самому минимуму решена – в том числе и благодаря гранту, полученному от Русского географического общества.

–    Предстоит «прозвонить» около 60 квадратных километров прибрежного шельфа, – уточняет задачу Юрий Сальников. – Мы собираемся обследовать дно там, где мог потерпеть аварию «Н-209», согласно свидетельствам, оставленным американским любителем арктических путешествий Х. Келлемсом. Летом 1938 года неподалеку от устья реки Колвилл на Аляске он встретил местных эскимосов – инуитов, которые рассказали, что 15 августа 1937 года они услышали громкий гул моторов и увидели в бинокль большой самолет, двигавшийся на восток между островами Тзитис и Спай. Крылатая машина двигалась очень низко, дважды она даже коснулась воды, а в третий раз рухнула в море. Когда на следующий день аборигены приплыли в район этого места, они увидели на поверхности только большое масляное пятно. Попытки самого Келлемса обнаружить на дне огромную металлическую машину, пользуясь в качестве датчика обыкновенным компасом, не дали результата.

– Мы предполагаем использовать современные методы дистанционного обследования дна при помощи магнитометрии, – поясняет Подольский. – Будет задействовано самое подходящее для точного обнаружения на дне металлических объектов оборудование – так называемые градиентометры. Нам удалось договориться с зарубежными специалистами, которые уже имеют опыт поисковой работы с подобной техникой. В обнаружении останков самолета Леваневского будут участвовать двое американски ученых-геофизиков, а также канадец Билл Тума. Он известен тем, что несколько лет назад сумел, благодаря магнитометру, найти с воздуха военный самолет, пропавший над Гренландией во время Второй мировой. Эта машина в итоге оказалась вмерзшей в сплошной ледяной массив на глубине 13 метров! Между тем, толща воды в районе наших будущих поисков – максимум 10-12 метров... Помощь в обеспечении экспедиции авиационной техникой готов оказать американец – энтузиаст изучения истории полярной авиации. Как видите, за океаном проявляют большой интерес к экспедиции, благодаря которой может быть раскрыта одна из тайн прошлого века. Да и вообще с долей горечи должен заметить, что на Аляске про летчика Леваневского знают сейчас гораздо больше людей, чем у нас в России.

Если не возникнет проблем с получением виз, вылет в США запланирован на 3 сентября, а вся экспедиция продлится недели две. Экспедиционный этап нынешнего года мы называем рекогносцировочным. Дело в том, что территория предстоящих поисков труднодоступная не только по природным условиям и отдаленности своей, но еще и по причине того, что это – закрытая зона системы ПВО США, а кроме того эти места считаются вотчиной инуитов, которым дано право здесь распоряжаться. Так что нам придется уже по прибытии на Аляску «разруливать» ситуацию и получать «допуск» в интересующий нас «квадрат».

– Даже если ваши предположения о том, что именно там произошла катастрофа с самолетом Леваневского, верны, есть ли шанс найти на дне хоть какие-то обломки и останки? Ведь уже столько лет прошло...

– Вспомните сравнительно недавнюю историю с обнаружением на дне моря обломков самолета известного французского писателя и военного летчика Сент-Экзюпери. С того дня, как он не вернулся с боевого задания прошло более полувека, и вот нашли на дне браслет, отыскали какие-то обломки... Главное – не прекращать поиск, верить в удачу!
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBxTxz
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/, лучшие цены по ссылке.
По ссылке https://youdo.com/auto/exhaustsystem/muffler/, недорого.
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer