Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Ростех" перезапускает двигатели


14 августа 2013 года Егор Попов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", "Ростех" разрабатывает стратегию развития своего убыточного холдинга — Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Для государства дешевле всего превратить ОДК в производителя двигателей исключительно для военных самолетов. Этот сценарий потребует до 2020 года 51 млрд руб. бюджетных денег и масштабного сокращения сотрудников, но два других в несколько раз дороже и глубоко убыточны.

"Ъ" удалось ознакомиться с предварительными материалами стратегии развития Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; контролируется ГК "Ростех" через ОПК "Оборонпром") до 2020 года, подготовленными консультантом Strategy Partners Group. Сейчас документ обсуждается и должен быть принят до конца 2013 года.

ОДК представляет всю отрасль авиационного и отчасти ракетного двигателестроения России. В проекте стратегии признается "тяжелое финансовое положение" корпорации, чистый убыток которой в 2012 году вырос в шесть раз, до 3,7 млрд руб. Рентабельность ОДК по EBITDA в 2009-2012 годах сократилась почти вдвое, до 7,7%, тогда как долговая нагрузка "неприемлемо высока" — долгосрочный долг составляет 53% от выручки за 2012 год, то есть порядка 66 млрд руб., а краткосрочный — около 59 млрд руб. Среди причин убыточности ОДК Strategy Partners видят "несбалансированный портфель бизнеса", который "имеет перекос в сторону продуктов на спаде жизненного цикла и в стадии разработки". Также консультанты говорят о "низкой операционной эффективности" ОДК из-за "архаичности" производственной системы.

В документе отмечаются высокие риски ОДК, связанные со снижением объемов поставок двигателей в будущем. В частности, в сегменте двигателей для военной авиации ОДК может потерять крупные заказы от ключевых клиентов — Китая и Индии. Внутренние заказы в рамках госпрограммы вооружений (ГПВ) могут не компенсировать это снижение. "В связи с зависимостью бюджета от цен на нефть возможен перенос части закупок по ГПВ на следующую пятилетку при неблагоприятных макроэкономических сценариях",— полагают авторы документа. Риски по гражданскому дивизиону связаны в первую очередь с возможностью "срыва планов" ОАК "по производству самолетов по программам МС-21 и SSJ-100" и завышенными прогнозами "Вертолетов России" по экспорту гражданской техники.

ОДК создана в 2008 году. Объединяет десять предприятий, выпускающих двигатели для военной и гражданской авиации, ракетные двигатели, газотурбинные установки. Основной объем выручки (45%) приносят военные заказы. Выручка в 2012 году выросла на 10%, до 126,2 млрд руб. Чистый долг — около 160 млрд руб.

По мнению авторов документа, "с учетом неопределенности рынка" есть высокий риск, что ОДК останется убыточной до 2020 года. Они предлагают три модели развития ОДК, которые потребуют "масштабной реорганизации". Первая заключается в "отказе от амбиций" в гражданском сегменте и "фокусе" на военной продукции. Вторая предусматривает "выполнение спецзадач и постепенный долгосрочный выход на гражданский рынок". В рамках третьей авторы предлагают ОДК сформировать "максимальный портфель" как на гражданском, так и на военном рынках. Все варианты требуют масштабного госфинансирования, по мнению источников "Ъ", за счет ФЦП. В ОДК поясняют, что она участвует в трех программах — "Развитие ОПК", "Развитие гражданской авиационной техники" и "Национальная технологическая база".

Переход ОДК к производству только военной продукции наименее затратен — он потребует инвестиций до 2020 года на уровне 93 млрд руб., из которых при "консервативном сценарии спроса" 51 млрд руб. придется на госсредства. При этом ОДК должна постепенно выйти из гражданских активов, перенести ключевые компетенции на военные площадки и сократить примерно 25 тыс. человек (сейчас в ОДК с учетом ФГУП "Салют" работают 83,4 тыс. человек). По второму сценарию ОДК потребуется 129 млрд руб., 79 млрд руб. из которых — от государства. Корпорации придется сократить до 30 тыс. сотрудников. Последняя модель "максимального портфеля" заказов требует инвестиций в размере 185 млрд руб. при господдержке в 140 млрд руб. Если же ничего вообще не менять, ОДК понадобится более 180 млрд руб. бюджетных денег до 2020 года, в том числе на покрытие убытков. Но если будут реализованы второй и третий сценарии развития, убытки ОДК до 2020 года все равно "практически неизбежны".

В ОДК говорят, что предложенные варианты развития "будут дорабатываться и уточняться". В "Ростехе" подчеркивают, что "стратегия развития ОДК находится на согласовании в госкорпорации" и говорить "о наиболее предпочтительной модели развития ОДК можно будет только к концу текущего года, после принятия стратегии".

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, ОДК "однозначно нужно оставаться в сегментах и гражданского, и военного двигателестроения", чтобы обеспечить "синергию технологий" и сбалансированный портфель. Он подчеркивает, что рынок гражданских заказов "значительно шире", чем военные поставки на внутренний рынок, которые "иссякнут" с завершением госпрограммы вооружений в 2020 году.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer