Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая отрасль: на пороге перемен


19 августа 2013 года Сергей Денисенцев, Военно-промышленный курьер


«Кажется, что-то идет не так», – произнес ведущий программы новостей федерального канала, глядя, как в прямом эфире ракета-носитель «Протон-М» плашмя несется к земле. Эффектные кадры катастрофы привлекли внимание руководства и общественности к российской космической отрасли и заставили срочно искать ответ на вопрос, что именно идет в ней «не так». Хотя для специалистов и аналитиков он уже давно известен. «Системный кризис» – это словосочетание произносят большинство из них, когда речь заходит о состоянии дел российской космонавтики. Это, несомненно, справедливое определение, но все же, на мой взгляд, следует расставить акценты.

Люди…

Кризис космической отрасли прежде всего кадровый. Формально с кадрами проблем нет: официально на предприятиях космической промышленности в настоящее время работают 244 тысячи человек – больше, чем у кого-либо в мире. Однако, во-первых, среди этих сотрудников чрезвычайно мало людей среднего, наиболее производительного возраста. На предприятиях работают либо старики, либо молодежь, не имеющая опыта. Во-вторых, столь большое число сотрудников – следствие прежде всего чрезвычайно низкой производительности труда. Российская экономика в целом и промышленность в частности менее эффективны, чем в Европе и США.

Однако ни в одной отрасли нет такого разрыва между Россией и странами Запада в выработке на одного занятого, как в космической. Для справки: численность персонала европейского лидера по производству космических спутников компании Thales Alenia Space – около 7,5 тысячи. Ее годовой оборот в 2012 году – около 2,1 миллиарда евро – сумма, составляющая почти половину совокупного оборота всех вместе взятых предприятий космической отрасли России, который, напомню, генерируют, по официальным данным, четверть миллиона человек. Другой пример – американская частная компания SpaceX. Весь цикл работ, включающий разработку и строительство семейства ракет-носителей Falcon и космических кораблей Dragon, осуществляет персонал численностью около 1800.

Для сравнения: выполняющее примерно сопоставимый объем работ российское ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» имеет, по данным самого предприятия, 43,5 тысячи сотрудников. Низкая производительность труда в свою очередь является ключевой причиной сохраняющейся невысокой зарплаты в российской космической отрасли – делить пирог государственных заказов приходится на слишком большое число едоков, а на международном рынке сложно выдерживать конкуренцию. Следствием невысокой зарплаты закономерно становится исход из отрасли лучших кадров.

Большинство знакомых мне представителей иностранных компаний, сотрудничающих с предприятиями космической промышленности в России, не сговариваясь, называют наиболее передовым и конкурентоспособным на мировом рынке российским предприятием отрасли ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». Почему? Просто железногорцы в силу удаленности от центра и невысокого среднего уровня жизни в своем регионе сохранили большую часть своего кадрового потенциала. Из других наших ведущих предприятий, базирующихся в Москве, подмосковном Королеве и Санкт-Петербурге, более быстро развивающиеся отрасли экономики двух столиц лучшие кадры просто высосали. Остались лишь либо немногие убежденные фанатики космонавтики, либо люди, чьи трудовые качества не позволяют найти высокооплачиваемую работу.

…и структура

Решение кадровой проблемы невозможно без консолидации космической отрасли и серьезного сокращения как количества предприятий, так и численности их персонала. Это очевидно руководству Роскосмоса, и федеральное агентство отстаивало идею создания на его базе госкорпорации по аналогии с Росатомом и передачи в его управление активов, принадлежащих государству. Такой шаг позволил бы провести необходимые сокращения, улучшить управляемость отрасли и в итоге повысить и производительность труда, и качество выпускаемой продукции. Однако на пути реформы стало сопротивление предприятий, не желающих расставаться с независимостью. Нынешняя ситуация для них очень удобна – живя на госзаказы, они существуют по сути в неконкурентной среде и вопрос эффективности производства и качества продукции для них вторичен, а ответственность за неудачи ложится прежде всего на Роскосмос. Кроме того, против сокращений на предприятиях выступают местные власти, опасающиеся потери надежного электората.

Грядущая реформа

На счету нынешнего руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина есть целый ряд смелых и необходимых решений, на которые не отважились его предшественники. Вскоре после своего назначения он начал кампанию по выявлению нецелевого расходования средств. Для проведения внеплановых проверок на многие предприятия отрасли были направлены комиссии Роскосмоса. После чего последовала серия отставок руководителей предприятий отрасли. Решением Поповкина в октябре 2011 года был остановлен откровенно «распилочный» проект создания семейства ракет-носителей «Русь-М», которые вроде как должны были прийти на смену «Союзам». Противники главы Роскосмоса ставят это решение ему в вину, напоминая, что государство потратило на разработку «Русь-М» свыше 1,5 миллиарда рублей.

При этом как-то забывается, что таким образом была остановлена растрата бюджетных средств на проектирование ракеты с непонятным будущим, не имеющей никаких явных преимуществ перед модернизированными «Союзами» и которая скорее всего и так никогда и никуда не полетела бы. Были прикрыты еще несколько коррупционных кормушек. В ответ руководители крупных предприятий космической отрасли начали против главы Роскосмоса настоящую информационную войну, которая с небольшими перерывами продолжается уже два года. Успеха им добиться не удалось – политическое руководство страны продемонстрировало, что у Поповкина достаточный запас доверия. Однако для запуска проекта масштабной реформы отрасли аппаратного веса у главы Роскосмоса не хватало. Надежду на изменение ситуации внес в апреле этого года президент Путин, предложивший правительству рассмотреть вопрос о создании космического министерства.

Так была организована космическая отрасль в СССР – ее предприятия подчинялись Министерству общего машиностроения. Судя по всему, последовавшая в июле катастрофа «Протона-М», причиной которой стала производственная халатность, усугубленная конструктивным недостатком ракеты в виде отсутствия «защиты от дурака», укрепила руководство страны в необходимости реструктуризации отрасли. В кулуарах космического ведомства ходят слухи, что решение уже принято и в ближайшее время будет озвучено.
Новый русский космос

Реструктуризация отрасли неизбежно будет сопровождаться пересмотром Федеральной космической программы. Очевидно, что продолжат начатый Роскосмосом тренд на придание программе большей прагматичности. Сокращение доли расходов на пилотируемую космонавтику, имеющую близкий к нулевому экономический эффект, станет сопровождаться расширением расходов на запуск спутников, необходимых российской экономике. Это вполне отвечает мировым тенденциям: у Европейского космического агентства, скажем, вообще нет собственных пилотируемых программ – и ничего, ущербными себя не считают. В рамках реализации этой концепции в июне 2013 года запущен новый российский спутник дистанционного зондирования «Ресурс-П».

К 2015 году Роскосмос планирует довести количество таких аппаратов до 16 и обеспечить российские компании картографической отрасли отечественными снимками на 60 процентов (сейчас – менее 10 процентов). Также в ближайшие годы планируется значительно увеличить число спутников связи, дополнить группировку спутников глобальной навигационной системы модернизированными спутниками «Глонасс-К». Кроме того, важной составной частью стратегии Роскосмоса стало расширение участия в международных космических программах. В марте этого года главы российского и европейского космических агентств Владимир Поповкин и Жан-Жак Дорден подписали Соглашение о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами. Не забыты военная и исследовательская космонавтика.

Продолжается наращивание группировки и в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации – в июне этого года были запущены новые спутники оптико-электронной разведки «Кондор» и «Космос-2486». К уже действующему радиотелескопу «Спектр-Р» в ближайшие годы добавятся «Спектры» для изучения космического пространства в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах. Наконец, за последние пару лет существенно активизировались работы по строительству российского космодрома Восточный и созданию новой ракеты-носителя «Ангара», которая должна прийти на смену злополучным «Протонам». Все предпринятые шаги позволяют надеяться, что отечественная космонавтика успешно переживет нынешний непростой период и Россия сохранит свои позиции в списке ведущих космических держав.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer