Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Михаил Громов: летчик № 1


21 августа 2013 года Ольга Семина, Голос России


Международный Авиакосмический салон (МАКС-2013) начинает работу 27 августа в подмосковном Жуковском. Традиционное место проведения авиасалона - аэродром центральной испытательной базы России - Летно-исследовательского института, который носит имя великого летчика Михаила Громова. Каким он был, Михаил Громов?

Вперед - и только по прямой! Таким был жизненный девиз Михаила Громова. Однако путь его в авиацию прямым никак не назовешь.

Он родился на исходе 19-го века - в феврале 1899-го года - в Твери, в семье военного врача. Увлекался авиамоделизмом. А еще - тяжелой атлетикой: в 17 лет Громов установил рекорд Москвы в полутяжелом весе в жиме, подняв более 90 кг.

"В авиацию он попал, можно сказать, случайно, - рассказывает доктор технических наук Геннадий Амерьянц. - Он учился художественному мастерству у одного знаменитого художника. Увидев случайно объявление о приеме в теоретическую школу летчиков, он записался туда - и так попал в авиацию".

В лице Михаила Громова молодая советская авиация обрела выдающегося летчика-испытателя. На протяжении 30-ти лет его имя гремело по всей стране и за ее пределами.

"Он впервые поднял в небо 20 опытных машин, - говорит Геннадий Амерьянц. - Этот результат невозможно повторить: такого не было и в прошлом, это невозможно повторить и в будущем. Первым самолетом, который он поднял, был крохотный У-2, а последним - самолет-гигант, летающая крепость. Этот человек первым в 20-е годы совершил дальние перелеты в Китай, в Японию, по всем городам Европы. После этого европейцы его назвали летчиком номер один в мире. В 1934 году Громов, впервые испытав самолет АНТ-25, установил неофициальный мировой рекорд дальности полета - он пролетел 12 тысяч 411 километров за 75 часов. Совершенно уникальный результат!"

Мир узнал имя советского летчика Михаила Громова в 1937 году: с 12 по14 июля он вместе с двумя членами экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США), преодолев свыше 10 тысяч километров по прямой за 62 часа 17 минут.

Во время полета не обошлось без неприятностей. Над Новой Землей отказал термометр, показывающий температуру воды в системе охлаждения мотора. Затем самолет попал в сплошную облачность, и началось обледенение. Подняться выше было нельзя из-за перегруженности машины. Громов вел самолет по приборам, а за состоянием кромки крыла наблюдал, открыв форточку потерявшей прозрачность кабины:

"62 часа, три человека в негерметичной кабине. Сейчас представить себе трудно, как они в тех условиях работали: сиденья даже с нынешними автомобильными не сопоставимы,- говорит заслуженный летчик-испытатель, Герой России Павел Власов. - А тут 62 часа - через Северный полюс! Северный полюс - это уникальная точка, точка, от которой по всем направлениям курс один - 180 градусов хоть на Лондон, хоть на Нью-Йорк, хоть на Аляску. Сегодня есть спутниковые системы навигации, а в 37-м году их заменял интеллект людей, мужество и детальная проработка задания. Я читал материалы по этому полету. Для того чтобы взять на борт лишние 500 литров топлива и снизить вес машины, экипаж принял решение - отказался от надувной лодки (предусмотренной на случай вынужденной посадки в океане), ружья, теплой одежды, продовольствия и прочего. Вроде бы авантюра. Но нет, наоборот - глубочайшая продуманность всего в деталях. Экипаж был абсолютно уверен в технике, а потому шел на совершенно оправданный риск. Риск ради того, чтобы про нашу страну говорили как про ведущую авиационную державу".

Горючего Громову хватало и до Панамы, но пересекать границу Мексики ему не разрешили. Пришлось садиться, не выработав топливо полностью. Потом предприимчивый хозяин пастбища в США, на котором приземлился экипаж Громова, разливал оставшееся в самолете топливо по пузырькам и продавал в качестве сувениров:

"Они долетели до границы с Мексикой. Но там был туман, и им пришлось сесть на пастбище, - рассказывает вдова Михаила Громова Нина. - Почему на пастбище - сесть нужно было именно на грунтовую поверхность, чтобы мягко затормозить самолет, потому что они летели без тормозов на шасси. А значение этого полета хорошо выразил тогдашний госсекретарь США. Когда советских летчиков принимали в Белом доме, он сказал: никакая работа дипломатов не смогла бы сделать столько развития связей между США и Россией, сколько сделали летчики своим перелетом".

В 1941-м году, когда по решению советского правительства был основан Летно-исследовательский институт, его возглавил прославленный летчик Михаил Громов:

"Долгое время он руководил всеми летчиками-испытателями страны. Высочайший инженерный интеллект, глубочайшая подготовка к любому заданию и высочайшее летное мастерство - это отличало Михаила Громова", - говорит Павел Власов.

Сегодня Власов возглавляет Летно-исследовательский институт, уникальный научный центр, аналогов которому нет в мире. Здесь решаются актуальные проблемы авиации и космонавтики, и здесь работают те, кто сегодня продолжает традиции Михаила Громова:

"Мы выполнили много полетов на дальность, - говорит Анатолий Квочур, Герой России, заслуженный летчик-испытатель. - Мы летали на истребителе 12 с половиной тысяч км за 13 часов. Это рекордное время. Два раза пересекали Северный Ледовитый океан. По дальности это полеты на 10 тысяч км. На одноместном самолете у меня был полет в Малайзию - это 9700 км - без посадки, с двумя дозаправками в воздухе. Тем самым мы показали уникальные характеристики российского летательного аппарата".

Михаил Громов - это великий летчик, испытавший два десятка новых машин.

Михаил Громов - это создатель первой в России школы летчиков-испытателей.

Михаил Громов - это выдающийся спортсмен, ставший в 25 лет первым чемпионом СССР по тяжелой атлетике в тяжелом весе.

Михаил Громов - это писатель и философ, утверждавший: чтобы научиться управлять техникой, надо сначала научиться управлять собой.

Люди испытывают новую технику, а техника испытывает людей. Михаил Громов это испытание прошел с блеском.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBe1AV
Перевозка грузовых автомобилей на http://perevozki.youdo.com/cars/avtovoz/dlv/autotruck/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer