Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Одним "МиГом"


22 августа 2013 года Василий Сычев, Lenta.ru


Развитие проекта перспективного российского истребителя МиГ-35, еще в начале лета 2013 года казавшееся вполне определившимся, вновь оказалось под вопросом. Вместо ожидавшегося подписания контракта на поставку 37 новых самолетов Министерство обороны России решило перенести покупку истребителей на три года и договорилось о приобретении 16 МиГ-29СМТ. Очередной перенос сроков поставки МиГ-35 в войска показал, что военные, похоже, мало заинтересованы в покупке нового истребителя, предпочитая заказывать проверенные временем машины типа МиГ-29.

Изначально Министерство обороны России планировало приобрести первую партию из 20-30 МиГ-35 еще в 2009 году, когда компания «Сухой» получила первый контракт на поставку 48 новых тяжелых истребителей Су-35. Тогда же утверждалось, что уже к 2015 году в составе ВВС России будут сформированы две авиационные эскадрильи, укомплектованные истребителями МиГ-35. Но соглашение так и не было подписано. Позднее о скором приобретении нового самолета военные заявляли еще несколько раз, утверждая, что первые боевые самолеты нового типа начнут поступать в войска уже в 2014 году.

Вообще, казалось, что интерес Министерства обороны к МиГ-35 на протяжении последних почти десяти лет (истребитель начали разрабатывать в первой половине 2000-х годов, а его выкатка состоялась в 2007 году) развивался по синусоиде — взлетал до максимума, затем падал до нуля и поднимался вновь. Ряд экспертов предполагали, что новизна ряда технических решений, использованных в МиГ-35, заставляет российских военных тщательнее изучать самолет. При этом утверждалось, что решение о закупке новых истребителей Минобороны примет после подведения итогов индийского тендера MMRCA на поставку 126 многофункциональных боевых самолетов. В этом конкурсе МиГ-35 участвовал и в 2011 году проиграл.

Обнадеживающие вести в июне 2013 года принес генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков, заявивший, что в июне-июле текущего года будет подписан контракт на поставку ВВС России 24 МиГ-35. Позднее стало известно, что вероятный контракт должен был предусматривать поставку 37 новых боевых самолетов на общую сумму в 37 миллиардов рублей. Госпрограмма вооружений России предполагает закупку до 2020 года 72 МиГ-35. После заявления Короткова судьба МиГ-35 казалась вполне определившейся: стало ясно, что истребители начнут поступать в войска, а РСК «МиГ», задолжавший кредиторам по итогам 2011 года 45 миллиардов рублей, сможет, наконец, поправить свое шаткое финансовое положение.

Однако в середине августа 2013 года стало известно, что Министерство обороны перенесло подписание контракта по МиГ-35 на три года. Как писала газета «Коммерсантъ», такое решение было принято под давлением Министерства финансов России, предложившего военным перенести часть расходов, выделенных в рамках госпрограммы вооружений на 2014-2016 годы, на период после 2016 года. Из всех реализуемых военных программ Министерство обороны России решило повременить именно с МиГ-35. При этом военное ведомство договорилось с РСК «МиГ» о поставке 16 новых истребителей МиГ-29СМТ за 16 миллиардов рублей до 2016 года. Контракт на поставку МиГ-29СМТ планируется подписать в самое ближайшее время.

21 августа с официальным заявлением о переносе сроков закупки МиГ-35 выступил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. По его словам, такое решение приняли не из-за позиции Минфина, а из-за неготовности российской промышленности выполнить крупный заказ на поставку сразу 37 самолетов. Позднее этот же тезис повторил вице-премьер России Дмитрий Рогозин в интервью газете «Коммерсантъ»: «Президентом решение принято одно: отдельные задания госпрограммы вооружения могут смещаться вправо только в случае неготовности промышленности их исполнить в установленные сроки, но сама программа, объем выделенных на нее средств не подлежат пересмотру».

Такое объяснение сложившейся ситуации кажется вполне исчерпывающим. Действительно, для серийного производства боевых самолетов нового типа необходимо развернуть и отладить производство, приписать к нему военных представителей, наладить взаимодействие с субподрядчиками... Учитывая, что даже мелкосерийное производство МиГ-35 еще не налажено, выполнить контракт на поставку 37 истребителей такого типа за несколько лет будет сложно. Тем не менее, не ясно: почему при якобы активном интересе военных к МиГ-35, Министерство обороны решило отложить весь контракт на период после 2016 года, а не разбить его по частям и купить, допустим, 16 самолетов такого типа сейчас?

Источник «Коммерсанта» в Министерстве обороны России заявил, что три года, на которые отсрочен контракт, отведены «МиГу» для того, «чтобы спокойно и без спешки доработать самолет, подготовить его к запуску в серию». Мол, пусть промышленность готовится, а контракт на поставку 16 МиГ-29СМТ ей дан, как говорится, «для поддержания штанов». Однако размещение пусть и небольшого контракта на поставку новых МиГ-35 позволило бы оперативнее довести самолет до ума и отладить его серийное производство, постепенно увеличивая ежегодный выпуск таких истребителей. Этот же договор позволил бы увеличить загрузку производства РСК «МиГ», обладающей портфелем заказов на самолеты пока только до 2016 года (включая и иностранные контракты).

В качестве еще одного объяснения сложившейся ситуации источники в оборонно-промышленном комплексе назвали затянувшуюся работу по предоставлению и обоснованию расчетно-калькуляционных материалов по МиГ-35. Из-за этого правительство России не смогло подписать распоряжение, которое бы определило РСК «МиГ» единственным исполнителем потенциального контракта на поставку истребителей нового типа.

На самом деле история с МиГ-35 может оказаться более простой, чем сплетение финансово-бюрократических проволочек и нерадивости промышленников. Дело в том, что и МиГ-35, и МиГ-29СМТ представляют собой глубокую модернизацию МиГ-29. Разница заключается лишь в объеме произведенной модернизации: МиГ-29СМТ немного проще «тридцать пятого». При этом с модернизированным «двадцать девятым» ВВС России хорошо знакомы — на их вооружении с 2008 года стоят 28 МиГ-29СМТ, от которых ранее отказался Алжир. Перед поставкой в войска эти самолеты прошли дефектовку, ремонт и доработку под российские требования.

Имеющиеся наработки уже позволяют устанавливать на МиГ-29СМТ реактивные двигатели с управляемым вектором тяги, а со временем позволят и радары «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой. Часть технологий, включая и бортовое радиоэлектронное оборудование, используемое в МиГ-29СМТ, применяется и в МиГ-35. Таким образом, в ближайшие несколько лет военные могут получить истребитель, который практически не будет уступать по своим возможностям «тридцать пятому», но стоить будет дешевле. При этом проект МиГ-29СМТ привлекателен еще и тем, что по нему можно модернизировать уже имеющиеся в составе ВВС России МиГ-29.

Учитывая перипетии, с которыми в последние годы сталкивается проект МиГ-35, однозначно утверждать, что новый самолет в конечном счете поступит на вооружение ВВС России, невозможно. Основную ставку российские военные, похоже, сделали на развитие парка тяжелых истребителей типа Су-27, Су-30, Су-35 и Т-50 (ПАК ФА) в составе ВВС и легких палубных МиГ-29К/КУБ в составе ВМФ. Каплю оптимизма в проект МиГ-35 добавляет лишь обещание президента России Владимира Путина о скорых поставках истребителей такого типа в войска, прозвучавшее в апреле 2013 года во время «прямой линии». Да и оно в свете отсроченного контракта выглядит уже как-то призрачно.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer