Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эпоха в авиационной науке. Памяти Георгия Сергеевича Бюшгенса


23.08.13 12:33 Александр Книвель, Журнал "АвиаСоюз"


31 июля 2013 г. ушел из жизни действительный член Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Георгий Сергеевич Бюшгенс. Не стало человека, олицетворявшего собой поколение выдающихся отечественных ученых. Их научные труды, воплощенные в конструкторскую мысль и материализованные трудом инженеров и рабочих, позволили обеспечить нашей авиации превосходство в воздухе во время Великой Отечественной войны, решить такие сложные проблемы, как флаттер, преодолеть звуковой барьер и создать авиационный и ракетный щит нашей страны.

Георгий Сергеевич родился 16 сентября 1916 г. в Москве в семье преподавателя, а впоследствии профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Сергея Сергеевича Бюшгенса. Видимо, именно в семье были заложены основы тех качеств, которые всегда были свойственны лучшим представителям технической интеллигенции России – беззаветная любовь к своей стране, честность, порядочность, энциклопедичность знаний в самых различных областях науки и культуры, умение отстаивать собственное мнение, не обижая собеседника и не давя авторитетом. Поступив на работу в ЦАГИ после окончания МАИ в 1940 г., он навсегда связал с ним свою судьбу, пройдя путь от рядового инженера до первого заместителя начальника института. И наверняка со временем заслуженно возглавил бы институт, не наступи сложные времена с их разрушительными для страны последствиями. 
 
К выдающимся заслугам Георгия Сергеевича относится основание и бессменное руководство научной школой ЦАГИ в области динамики полета и систем управления. Научная школа, научные труды, ученики и последователи – это и есть тот нерукотворный памятник, который оставляет после себя по-настоящему крупный ученый. И не случайно.
 
Г.С. Бюшгенс был одним из инициаторов создания в Жуковском на базе ЦАГИ и ЛИИ факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ и вечернего отделения МАИ. Руководству ЦАГИ удалось отстоять позицию, высказанную еще Нобелевским лауреатом П.Л. Капицей о том, что вузы должны быть максимально приближены к крупным научным центрам, а не создаваться с нуля в чистом поле. 
 
И то, что выпускники МФТИ и МАИ составляют костяк отечественной авиационной науки и внесли определяющий вклад в создание современной авиации страны, подтверждает правильность выбранного тогда решения. При этом сдать экзамен Г.С. Бюшгенсу было чрезвычайно сложно. Он никогда не ограничивался вопросами экзаменационных билетов, а «гонял» по всему пройденному материалу и выяснял, понимает ли студент его. Но уж если кто-то получал у него положительную оценку, то можно было быть уверенным, что предмет он знает. Те же, у кого он становился научным руководителем,  составляют теперь костяк его научной школы.
 
Трудно переоценить вклад Г.С. Бюшгенса в создание современной боевой и гражданской авиации. Без заключения ЦАГИ в СССР не принималось ни одно решение о создании летательных аппаратов. И, в отличие от сегодняшних реалий, объявлялся конкурс между несколькими ОКБ на разработку лучшего проекта летательного аппарата. Решение по итогам конкурса принималось на коллегиях Минавиапрома СССР и заседаниях Военно-промышленной комиссии на основании заключений НИИ авиационной промышленности и, прежде всего, ее головного института – ЦАГИ. И всегда эти заключения, прошедшие через руки Г.С. Бюшгенса, объективно отражали все достоинства и недостатки проектов конкурсантов. А для этого требовалось немалое мужество, чтобы противостоять давлению различных сил, лоббирующих тот или иной проект на самом высоком уровне. Высокая принципиальность Г.С. Бюшгенса  была гарантией того, что Министерство располагает объективной информацией для принятия правильных решений.
 
В сложный перестроечный период, когда было принято псевдодемократическое решение о выборности руководителей промышленных предприятий, НИИ и ОКБ,  именно благодаря его авторитету и поддержке Министерства удалось создать квалификационную комиссию по выборам начальника ЦАГИ. Это позволило отсеять огромное число дилетантов, желающих «порулить» институтом в это смутное время. Некоторые оппоненты принялись клеветать на Г.С. Бюшгенса во все инстанции. Но он с честью выдержал и это испытание. К чистым людям никакая грязь не прилипает!
 
Важное внимание в своей научной деятельности Г.С. Бюшгенс уделял истории развития отечественной авиации. Под его руководством был выпущен целый ряд энциклопедических научных трудов, посвященных становлению и развитию самолетостроения в России и СССР.
 
Будучи крупным теоретиком, Г.С. Бюшгенс внес огромный вклад и в развитие экспериментальной базы института, особенно в создание аэродинамических труб последнего поколения и стендов для отработки динамики полета летательных аппаратов, которые и сейчас позволяют проводить испытания всех типов летательных аппаратов. 
 
И я счастлив, что на протяжении длительного периода времени, начиная с учебы в институте и научной деятельности в ЦАГИ, работая в союзных и федеральных органах  авиационной власти и Межгосударственном авиационном комитете, всегда имел возможность воспользоваться его советом, по какому бы вопросу к нему не обращался. 
 
Светлая память об этом человеке, олицетворяющем целую эпоху в истории отечественной авиационной науки, навсегда сохранится в наших сердцах.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer