Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эпоха в авиационной науке. Памяти Георгия Сергеевича Бюшгенса


23.08.13 12:33 Александр Книвель, Журнал "АвиаСоюз"


31 июля 2013 г. ушел из жизни действительный член Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Георгий Сергеевич Бюшгенс. Не стало человека, олицетворявшего собой поколение выдающихся отечественных ученых. Их научные труды, воплощенные в конструкторскую мысль и материализованные трудом инженеров и рабочих, позволили обеспечить нашей авиации превосходство в воздухе во время Великой Отечественной войны, решить такие сложные проблемы, как флаттер, преодолеть звуковой барьер и создать авиационный и ракетный щит нашей страны.

Георгий Сергеевич родился 16 сентября 1916 г. в Москве в семье преподавателя, а впоследствии профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Сергея Сергеевича Бюшгенса. Видимо, именно в семье были заложены основы тех качеств, которые всегда были свойственны лучшим представителям технической интеллигенции России – беззаветная любовь к своей стране, честность, порядочность, энциклопедичность знаний в самых различных областях науки и культуры, умение отстаивать собственное мнение, не обижая собеседника и не давя авторитетом. Поступив на работу в ЦАГИ после окончания МАИ в 1940 г., он навсегда связал с ним свою судьбу, пройдя путь от рядового инженера до первого заместителя начальника института. И наверняка со временем заслуженно возглавил бы институт, не наступи сложные времена с их разрушительными для страны последствиями. 
 
К выдающимся заслугам Георгия Сергеевича относится основание и бессменное руководство научной школой ЦАГИ в области динамики полета и систем управления. Научная школа, научные труды, ученики и последователи – это и есть тот нерукотворный памятник, который оставляет после себя по-настоящему крупный ученый. И не случайно.
 
Г.С. Бюшгенс был одним из инициаторов создания в Жуковском на базе ЦАГИ и ЛИИ факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ и вечернего отделения МАИ. Руководству ЦАГИ удалось отстоять позицию, высказанную еще Нобелевским лауреатом П.Л. Капицей о том, что вузы должны быть максимально приближены к крупным научным центрам, а не создаваться с нуля в чистом поле. 
 
И то, что выпускники МФТИ и МАИ составляют костяк отечественной авиационной науки и внесли определяющий вклад в создание современной авиации страны, подтверждает правильность выбранного тогда решения. При этом сдать экзамен Г.С. Бюшгенсу было чрезвычайно сложно. Он никогда не ограничивался вопросами экзаменационных билетов, а «гонял» по всему пройденному материалу и выяснял, понимает ли студент его. Но уж если кто-то получал у него положительную оценку, то можно было быть уверенным, что предмет он знает. Те же, у кого он становился научным руководителем,  составляют теперь костяк его научной школы.
 
Трудно переоценить вклад Г.С. Бюшгенса в создание современной боевой и гражданской авиации. Без заключения ЦАГИ в СССР не принималось ни одно решение о создании летательных аппаратов. И, в отличие от сегодняшних реалий, объявлялся конкурс между несколькими ОКБ на разработку лучшего проекта летательного аппарата. Решение по итогам конкурса принималось на коллегиях Минавиапрома СССР и заседаниях Военно-промышленной комиссии на основании заключений НИИ авиационной промышленности и, прежде всего, ее головного института – ЦАГИ. И всегда эти заключения, прошедшие через руки Г.С. Бюшгенса, объективно отражали все достоинства и недостатки проектов конкурсантов. А для этого требовалось немалое мужество, чтобы противостоять давлению различных сил, лоббирующих тот или иной проект на самом высоком уровне. Высокая принципиальность Г.С. Бюшгенса  была гарантией того, что Министерство располагает объективной информацией для принятия правильных решений.
 
В сложный перестроечный период, когда было принято псевдодемократическое решение о выборности руководителей промышленных предприятий, НИИ и ОКБ,  именно благодаря его авторитету и поддержке Министерства удалось создать квалификационную комиссию по выборам начальника ЦАГИ. Это позволило отсеять огромное число дилетантов, желающих «порулить» институтом в это смутное время. Некоторые оппоненты принялись клеветать на Г.С. Бюшгенса во все инстанции. Но он с честью выдержал и это испытание. К чистым людям никакая грязь не прилипает!
 
Важное внимание в своей научной деятельности Г.С. Бюшгенс уделял истории развития отечественной авиации. Под его руководством был выпущен целый ряд энциклопедических научных трудов, посвященных становлению и развитию самолетостроения в России и СССР.
 
Будучи крупным теоретиком, Г.С. Бюшгенс внес огромный вклад и в развитие экспериментальной базы института, особенно в создание аэродинамических труб последнего поколения и стендов для отработки динамики полета летательных аппаратов, которые и сейчас позволяют проводить испытания всех типов летательных аппаратов. 
 
И я счастлив, что на протяжении длительного периода времени, начиная с учебы в институте и научной деятельности в ЦАГИ, работая в союзных и федеральных органах  авиационной власти и Межгосударственном авиационном комитете, всегда имел возможность воспользоваться его советом, по какому бы вопросу к нему не обращался. 
 
Светлая память об этом человеке, олицетворяющем целую эпоху в истории отечественной авиационной науки, навсегда сохранится в наших сердцах.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer