Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российская оптика на подъеме


23 августа 2013 года Владимир Иванов , Независимая газета


Через четыре дня в подмосковном городе Жуковский откроется XI Международный авиационно-космический салон МАКС-2013, который будет проходить под патронажем президента РФ Владимира Путина. Глава российского государства высоко отозвался о МАКСе. Президент сказал, что за время своего существования салон «превратился в хорошую, добротную международную площадку, где и производители могут показать, что они сделали, и любители аэрокосмической техники могут посмотреть на достижения мирового авиапрома и космической отрасли».

Как заявил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов, в этом году государственная корпорация планирует показать более 100 экспонатов. Часть из них будет представлена предприятиями ОАО «Швабе», ключевым акционером которого является Ростех.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОПТИЧЕСКОГО ГИГАНТА

Решение об образовании холдинга «Швабе» – лидера оптико-электронной отрасли отечественной экономики было принято в 2008 году в соответствии с намерением правительства РФ претворить в жизнь политику по реформированию оборонно-промышленного комплекса России. Главной целью объединения ведущих отечественных оптических предприятий было повысить конкурентоспособность российской оптико-электронной отрасли на мировых рынках военной и гражданской продукции. В 2009 году были проведены реальные мероприятия по объединению предприятий в единое целое.

Свое название холдинг получил в честь основателя Уральского оптико-механического завода, приехавшего из Швейцарии в Россию немца Теодора Швабе, который еще в 1837 году открыл в Москве фирму по продаже и производству геодезических приборов, оптических принадлежностей и медицинских инструментов. Как объяснил генеральный директор «Швабе» Сергей Максин, такое название холдингу было выбрано для того, чтобы показать долгую и богатую историю компании и объявить о традиционно высоком качестве ее продукции. «Ребрендинг был необходим, чтобы наш холдинг мог на равных конкурировать с ведущими мировыми компаниями, для которых бренд – один из ключевых активов, важнейшее конкурентное преимущество, не менее важное, чем производственная база», – подчеркнул он. Директор также отметил, что у Общества «хорошие темпы развития, появилась масса желающих войти в состав холдинга». «Мы рассчитываем, что будем расширяться, и готовимся к этому», – сказал Максин.

В состав «Швабе», который до октября 2012 года назывался «Научно-производственный концерн «Оптические системы и технологии», входят 37 организаций, в том числе научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научно-производственные и производственные объединения. Они располагаются в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, Вологде, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске. Штаб-квартира находится в Екатеринбурге.

На предприятиях холдинга занято около 20 тыс. человек, включая 4,8 тыс. научных сотрудников, 478 из которых имеют степени докторов и кандидатов наук. Средний возраст работников составляет примерно 49,6 года. В 2012 году руководство холдинга вело плановую работу по сокращению управленческого аппарата и увеличению числа технических специалистов. Руководящий состав был сокращен на 16%, а количество инженеров и техников выросло на 33%. При этом число рабочих осталось неизменным, а вот производительность труда существенно повысилась.

В 2012 году, как недавно рассказал представителям российских СМИ Сергей Максин, чистая прибыль холдинга составила 934 млн. руб., что на 13% больше, чем в предыдущем. По словам директора, в 2013 году планируется довести чистую прибыль до 1,051 млрд. руб. Объем продаж в прошлом году составил 26 млрд. руб., то есть вырос на 27% по сравнению с 2011 годом. В 2013 году планируется увеличить этот показатель еще на 21%. Ожидаемая прибыль должна составить 31,5 млрд. руб.

Важнейшим событием в истории «Швабе», по словам его руководителя, стало завершение в прошлом году акционирования всех входящих в холдинг федеральных государственных унитарных предприятий. Теперь, став акционерными обществами, эти предприятия получили возможность выхода на фондовые рынки и на рынки заимствований, включая зарубежные. Кроме того, ключевой акционер холдинга Ростех принял решение о передаче пакетов акций входящих в него организаций в собственность «Швабе».

В 2017 году холдинг намерен выйти на IPO, что, как отметил Сергей Чемезов, привлечет дополнительные инвестиции. Средства, вырученные от продажи акций, планируется направить на модернизацию предприятий холдинга, НИОКР и разработку новой продукции.

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

«Швабе» разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы военного и гражданского назначения. По словам главы Ростеха, возглавляемая им корпорация «придает первостепенное значение развитию оптико-электронного направления». «Без продукции предприятий холдинга «Швабе» не обходится ни один отечественный самолет или вертолет. Она устанавливается и успешно эксплуатируется на космической, сухопутной и морской технике, пользуется большим спросом у строителей, охотников, организаторов дорожного движения, медиков и ученых как в России, так и за рубежом», – заявил Чемезов.

Номенклатура изделий, разрабатываемых и производимых на предприятиях холдинга, включает около 6 тыс. наименований В прошлом году почти 75% продукции предприятий «Швабе» предназначались для всех видов и родов войск ВС РФ, а также для ФСБ и МВД. Остальная часть продукции поставлялась в гражданский сектор. В будущем планируется изменить это соотношение и повысить номенклатуру гражданской продукции, объем которой должен увеличиться до 50%.

По заказам силовых ведомств научно-исследовательские и производственные подразделения разрабатывают и производят оптико-электронные системы и комплексы, множество других изделий военного назначения. Они поставляют в войска прицельные комплексы для боевой авиации, ракетных войск, ВМФ и разведки. Изделия подобного назначения используются в МВД, ФСБ и других силовых структурах.

Предприятия холдинга разрабатывают и производят различные оптические материалы, высокоэнергетические лазеры, а также крупногабаритные оптические изделия для астрономов. Они изготавливают аппаратуру для спутников зондирования Земли, метеоспутников и стыковочное оборудование для МКС.

Кроме того, в «Швабе» создают разнообразную медицинскую технику: респираторное, офтальмологическое, лабораторно-диагностическое оборудование, приборы для хирургии, неонатальное оборудование, мониторы дефибрилляторов, аппараты искусственной вентиляции легких, хирургические осветительные системы, а также лазерное оборудование для лечения онкологических заболеваний.

Гражданская и военная продукция холдинга находит реальный спрос в более чем 80 странах мира. Но основными импортерами ее военной составляющей пока являются Китай и Индия. В 2012 году общий портфель заказов общества на предстоящие пять лет превысил 81 млрд. руб.

В недавно разработанной Стратегии развития холдинга до 2020 года указывается, что первостепенное значение ее руководство придает созданию новых технологий военного и гражданского назначения. На настоящем этапе холдингом разрабатываетcя и внедряется 79 уникальных технологий, среди них такие, как оптико-электронная интегрированная система для самолета последнего поколения, мобильные обзорно-следящие всевысотные станции наблюдения техногенных космических объектов; фторсиликатные волоконные световоды; лазерные кристаллы двойного фторида иттрия-лития диаметром до 15 мм и длиной до 150 мм с редкоземельными элементами; стекло, способное к ионному обмену для градиентной оптики; приборы, адаптивные для работы с нашлемной системой целеуказания и индикации. Предприятия холдинга также разрабатывают новое поколение оптико-электронных систем инфракрасного диапазона для информационно-телекоммуникационных систем глобального контроля территории РФ, акватории Мирового океана и космического пространства. Создаются оптико-электронные системы для зенитно-ракетных комплексов, оптические прицельные системы управления огнем и средства разведки с применением технологий производства новых марок оптического стекла, аэрокосмические оптико-электронные и оптико-фотографические средства зондирования и мониторинга земной поверхности. Среди недавних разработок – комплекс лазерных средств для защиты морских судов от пиратов, беспилотный гиперспектральный комплекс для ведения дистанционной воздушной разведки в ближней зоне сопредельной территории.

В 2012 году предприятия «Швабе» израсходовали на НИОКР 3,7 млрд. руб. До 2020 года планируется увеличить эту цифру в несколько раз. А в целом ассигнования на инновационное развитие холдинга в 2020 году планируется довести до 87 млрд.

В настоящее время в холдинге создано 10 центров компетенции по наиболее важным направлениям деятельности, включая такие направления, как лазерные системы и комплексы, ОЭС для военной и гражданской авиации, для военно-морского флота и противовоздушной обороны, для бронетанковой техники, для стрелкового оружия, оружия ближнего боя, артиллерии, разведки и по ряду других. В ближайшей перспективе планируется создать еще четыре таких центра.

Руководство холдинга планирует провести масштабную диверсификацию производства и в два раза увеличить долю гражданской продукции и доходы от ее продаж. Так, например, объем продаж медицинской техники к 2020 году должен вырасти в 34 раза, а оптических материалов – в девять раз.

НА СТЕНДЕ ХОЛДИНГА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДСТАВЯТ 19 ПРЕДПРИЯТИЙ

В предстоящем авиационно-космическом салоне будут участвовать большинство предприятий холдинга «Швабе». Они впервые будут представлять свою продукцию и технологии как единое целое, а не в виде отдельных экспозиций, хотя и на одном стенде, как это было до сих пор. Стенд «Швабе» будет включать космическую и авиационную составляющие. Как сообщили представители холдинга, часть предприятий не будет выставлять реальные экспонаты, а только – информацию о себе и своих достижениях, с которой посетители смогут ознакомиться с помощью интерактивных мониторов.

Руководство холдинга планирует показать своим потенциальным заказчикам достаточно много изделий военного назначения, по своим параметрам и стоимости превосходящих аналогичную иностранную аппаратуру. Одним из них является ночной прицел 1ПН-96МТ. Он изготавливается на Вологодском оптико-механическом заводе. ОАО «НИИ «ПОЛЮС» им. М.Ф. Стельмаха» продемонстрирует лазерные целеуказатели – дальномеры ЛЦД-4 и ЛЦД-4-3, комплект дальномерно-угломерный КДУ-1, лазерный гирокомпас ЛГК-4 и лазерный дальномерный модуль ЛДМ-2. Свои последние новинки, включая тепловизионный монокуляр ПТ2, тепловизионный прицел ПТ3, ночной прицел ПН23-3, лазерный дальномер с баллистическим вычислителем ЛДМ-2ВК, лазерный двухдиапазонный целеуказатель ЦЛН-2К, прибор ночного видения НПЗ ПНН14М, а также ряд другого оборудования аналогичного назначения выставит Новосибирский приборостроительный завод. Уральский оптико-механический завод покажет Оптико-локационные системы для истребителей Су и МиГ 13СМ-1 и ОЛС, а также модернизированную круглосуточную обзорно-поисковую систему ГОЭС-337М, предназначенную для установки на вертолеты Ми-17.

Кроме того, на стенде «Швабе» можно будет увидеть перспективное оборудование и изделия гражданского назначения. УОМЗ покажет системы оптического наблюдения СОН 730, СОН 820 и СОН-М. Лыткаринский завод оптического стекла продемонстрирует космические зеркала для спутников со структурой облегчения «Опал» и «Карат», измеритель метеорологической дальности видимости, а также регистратор высоты облаков РОВ-5. Красногорский завод им. С.А. Зверева представит многозональную съемочную аппаратуру дистанционного зондирования земли «ГЕОТОН-Л1» для КК «Ресурс-П», которая сегодня работает в космосе.

Руководство холдинга придает большое значение предстоящему салону, поскольку он позволит продемонстрировать потенциальным отечественным и прежде всего зарубежным партнерам новые технологии, созданные на его предприятиях, такие, например, как фотоприемные устройства и тепловизоры и целый ряд других своих последних технологических достижений.  




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer