Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Близкий конец воздушной независимости


26 августа 2013 года Николай Проценко, Дементьева Юлия, Эксперт Юг


В тяжбе вокруг ростовского аэропорта, похоже, достигнут компромисс. Существующий аэропорт должен сохраниться, как минимум, до Чемпионата мира по футболу 2018 года, но состав его акционеров претерпит значительные изменения. В результате контроль над аэропортом переместится на уровень структур федерального масштаба — время независимых региональных игроков закончилось и в этой отрасли.

Судьба аэропорта в очередной раз решалась 16 августа на заседании правительства Ростовской области с участием главы Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александра Нерадько. По итогам этой встречи была высказана идея использовать нынешний аэропорт как площадку для базирования самолетов, которые будут прибывать уже в новый аэропорт «Южный». Его проект предусматривает всего 48 мест для стоянки самолетов, в то время как в нынешнем ростовском аэропорте их порядка 70, а во время проведения матчей ЧМ-2018 нагрузка на инфраструктуру нового аэропорта (к тому же только запущенного в эксплуатацию) будет предсказуемо высокой. «Каждый матч футбольного чемпионата мира добавляет примерно 250 взлетов и посадок в аэропорту, — пояснил во время брифинга г-н Нерадько. — Скорее всего, старый аэропорт мы будем, возможно, использовать как место стоянки после того, как воздушное судно высадит своих пассажиров в новом аэропорту. В авиации это называют словом “отстой”».

Однако состав акционеров аэропорта уже в скором будущем должен измениться. Нынешний контролирующий акционер — структуры ростовского бизнесмена Ивана Саввиди — с конца прошлого года ведёт судебную тяжбу с другим обладателем крупного пакета акций предприятия — правительством Ростовской области, и противостояние складывается не в пользу Саввиди. Но у бизнесмена имелся «туз в рукаве» — в конце июля стало известно, что его акции могут быть проданы холдингу «Новапорт», который на юге России уже представлен в аэропортах Волгограда и Астрахани. Одновременно начался процесс передачи пакета акций областного правительства компании «Ростоваэроинвест», созданной донскими властями совместно с группой «Ренова» — инвестором Южного хаба. В результате в Ростове появились предпосылки для прецедентного для российского рынка региональных аэропортов столкновения интересов двух крупных игроков.

Судебный клубок

На момент начала судебных разбирательств (конец прошлого года) между донским правительством и Иваном Саввиди более 52% акций (33,5% обыкновенных и 19% привилегированных) ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» контролировала компания «Праймери Дон» — стопроцентная «дочка» ОАО «Донской табак». Ещё 38% акций (или 50,67% обыкновенных акций) принадлежали областному правительству, а остальные были распределены между различными физическими лицами.

В ноябре прошлого года совет директоров аэропорта (в составе которого преобладают представители «Праймери Дон») решил не выплачивать дивиденды акционерам по итогам девяти месяцев 2012 года. Это позволяло «Праймери Дон» использовать свои привилегированные акции в качестве голосующих и принимать основные решения в свою пользу. Однако в том случае, если компания выплачивает дивиденды своим акционерам, привилегированные акции, по законодательству, перестают быть голосующими, а значит, большинство голосующих бумаг оказались бы у областного правительства, которому принадлежит больше обыкновенных акций. Это стало поводом для судебного иска минимущества Ростовской области. По версии истца, ООО «Праймери-Дон» злоупотребило правом, так как в уставе аэропорта указано, что держатели привилегированных акций должны ежегодно получать дивиденды в размере 10%.

Арбитражный суд первой инстанции решение собрания акционеров аэропорта об отказе от выплаты дивидендов признал незаконным, а Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в конце июля этот вердикт подтвердил. Сегодня ответчики готовят кассационную жалобу в федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Однако, по мнению юристов, структуры Ивана Саввиди имеют незначительные шансы на победу — хотя в правовом отношении позиция ни одной из сторон не выглядит безупречно.

«На наш взгляд, суд правильно оценил голосование ОАО “Праймери-Дон” против выплаты дивидендов как злоупотребление правом, так как права, предоставляемые привилегированными акциями, предназначены для удовлетворения интереса в получении дивидендов, а не интереса в управлении акционерным обществом», — поясняет управляющий партнёр адвокатского бюро «Юг» Юрий Пустовит. Вместе с тем, как полагает г-н Пустовит, суд должен был отказать в иске минимуществу Ростовской области, поскольку истцы — миноритарные акционеры — не доказали нарушение своих прав и избрали ненадлежащий способ их защиты. Но, оценивая перспективы кассационной жалобы, Юрий Пустовит не сомневается, что ФАС СКО оставит вынесенные судебные акты в силе, и максимум, на что при самом благоприятном раскладе могут претендовать ответчики, — это возврат дела на новое рассмотрение.

При такой перспективе становится понятно, что в некоем обозримом будущем контроль над аэропортом должен перейти к правительству Ростовской области, а фактически — к группе «Ренова». В начале июля донское заксобрание включило дополнительно в план приватизации на 2013 год принадлежащие области 38% акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и 22 объекта имущественного комплекса аэродрома путём их внесения в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Ростоваэроинвест». Именно эта структура, созданная весной прошлого года, и будет заниматься строительством «Южного хаба». 75% в уставном капитале «Ростоваэроинвеста», по данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежит ОАО «Кольцово-Инвест» (структура «Реновы»), а оставшиеся 25% — областному унитарному предприятию «Ростовавтодортранс».

После того как «Ростоваэроинвесту» будут переданы акции ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» (ориентировочно это произойдёт во второй половине осени), компания сделает собственный пропорциональный взнос в уставный капитал в размере 800 млн рублей. Эта сумма будет направлена на реконструкцию взлётно-посадочной полосы аэропорта, что было оговорено ранее при заключения соглашения «Реновы» с донским правительством. Позиция УК «Аэропорты регионов» (профильная структура «Реновы») по дальнейшей судьбе нынешнего аэропорта однозначна. «Действующий аэропорт, безусловно, должен быть закрыт, — сообщил “Эксперту ЮГ” директор по стратегическим коммуникациям “Аэропортов регионов” Евгений Красиков. — В первую очередь — по соображениям безопасности. Во-вторых, аэропорт в черте города не имеет возможностей для развития. В-третьих, два аэропорта в региональном центре — это невозможно ресурсно и экономически».

Не ждали?

Но этот сценарий внезапно осложнился. В конце июля «Коммерсантъ» со ссылкой на Ивана Саввиди сообщил, что заключено предварительное соглашение о продаже его акций аэропорта группе «Новапорт». Одновременно НК «Роснефть», с которой связан «Новапорт», заключила с аэропортом предварительное соглашение о приобретении его топливно-заправочных активов. Это был неожиданный поворот событий.

Основатель «Новапорта», 43-летний Роман Троценко, принадлежит к новому поколению российских политических капиталистов — его деловая биография тесно связана с фигурой президента «Роснефти» Игоря Сечина. В бытность последнего вице-премьером российского правительства Роман Троценко возглавлял Объединённую судостроительную корпорацию, а сейчас является советником Сечина в «Роснефти». Одновременно расширялся его аэропортовый бизнес — сегодня в структуру «Новапорта» входят аэропорты Новосибирска, Челябинска, Томска, Барнаула, Читы, а на юге России — Астрахани и Волгограда.

Одно время Иван Саввиди утверждал, что ему поступало предложение о продаже акций аэропорта со стороны группы «Базэл Аэро» (структура холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски, контролирует пассажирские аэропорты Краснодарского края), однако «Новапорт», как всегда казалось, не включал Ростов-на-Дону в поле своих интересов. До недавнего времени вообще складывалось впечатление, что три ключевых региональных оператора — «Базэл Аэро», «Новапорт» и «Аэропорты регионов» — вполне мирно делят перспективный рынок в рамках быстро сложившейся олигополии. Однако в Ростове может быть создан прецедент, не вписывающийся в прежние правила игры — любители конспирологических версий могут провести аналогии с нарушением «сухаревской конвенции» детей лейтенанта Шмидта из «Золотого телёнка».

Сообщение о факте переговоров с Иваном Саввиди пресс-служба «Новапорта» оставила без комментариев, однако наш источник в отрасли подтверждает, что переговоры действительно велись. Но если в результате судебных разбирательств контроль над аэропортом перейдёт к правительству области, а затем и к «Ростоваэроинвесту», то вхождение «Новапорта» в число акционеров аэропорта потеряет смысл, поскольку группа не получит контроль над активом. А учитывая то, что в судах дело движется к проигрышу структур Саввиди, с его стороны переговоры с «Новапортом» можно рассматривать как попытку создать вокруг аэропорта дополнительные точки напряжения, привлечь на свою сторону союзников и вообще потянуть время, считает наш собеседник. Тем не менее, можно говорить об определённом прецеденте: прежде таких коллизий у «Реновы» и «Новапорта» никогда не случалось.

Немного политэкономии

В этом сюжете, по нашему мнению, переплелись два тренда, один из которых — политический и конъюнктурный, а другой — экономический и структурный, то есть более долгосрочный. Политический аспект заключается в том, что аэропорт мог оказаться одним из пунктов пересечения интересов двух конфликтующих групп в российской элите — условно «медведевской» (в которую входит основатель «Реновы» Виктор Вексельберг; не будем забывать и о том, что Василий Голубев стал губернатором Ростовской области в президентство Дмитрия Медведева) и «путинской» (в лице Игоря Сечина и различных силовиков). К последней группе имеет определённое отношение Иван Саввиди. Когда в начале прошлого года Саввиди вошёл в попечительский совет хоккейного клуба «Динамо» (Москва), он прокомментировал этот факт так: «Посмотрите на состав попечительского совета, и вы всё поймёте». В самом деле, Иван Саввиди, единственным из представителей регионального частного бизнеса, оказался в очень серьёзной компании — его окружают Рашид Нургалиев, Сергей Шойгу, Александр Бортников, Виктор Иванов (директор Госнаркоконтроля) и другие официальные лица. Просто так попасть в одну «обойму» с такими людьми едва ли возможно.

Но есть и чисто рыночные тенденции — местным игрокам в крупных региональных аэропортах места фактически не осталось. На фоне в целом неважно чувствующей себя российской экономики этот сегмент рынка в последние годы показывает существенный рост (см. график), в связи с чем интерес к нему крупных федеральных холдингов вполне оправдан. «Практически все аэропорты в больших городах разошлись по крупным аэропортовым холдингам, — говорит руководитель портала AVIA.RU Роман Гусаров. — Отдельным лицам однозначно будет невозможно удержать этот бизнес, да и развивать тоже. Всё равно профессиональные управляющие компании окажутся более эффективны в вопросах организации, управления и финансирования развития инфраструктуры. И успешный опыт, который освоен в одном аэропорту, можно быстро и с минимальными затратами реализовать в других аэропортах холдинга».

Применительно к Ростову это означает, что основной вопрос по поводу судьбы аэропорта заключается в том, кому, когда и на каких условиях Иван Саввиди рано или поздно продаст свои акции. А дальше «крупные рыбы» продолжат выяснять отношения между собой — но уже на совсем другом уровне. «”Южный хаб”, — продолжает Роман Гусаров, — будет строить не “Ренова” и не “Новапорт”, а государство. Сегодня эти группы, безусловно, лоббируют свои интересы в Минтрансе, но решение всё равно будут принимать власти, так как именно за их счёт станет реализовываться этот проект. Никакая, даже очень мощная группа не сможет вложить такие средства, хотя бы потому что, суммы, затраченные на строительство аэродромного комплекса, никогда не окупятся». А стало быть, круг замыкается: мы возвращаемся к политическим раскладам внутри российской элиты. Пожалуй, самым благоприятным итогом для Ростовской области здесь окажется ситуация, когда новый аэропорт всё-таки будет построен — потребность в нём в самом деле есть. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBU2MB
YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer