Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ставка на крыло


29 августа 2013 года Ксения Дубичева, Российская газета


В Свердловской области объявлена распродажа: на торги по необременительной для покупателя цене выставлены аэропорты Екатеринбурга, Серова и Ивделя - до сих пор не нашедшие спроса остатки имущества обанкроченного Второго Свердловского авиапредприятия.

Аэропорты с молотка

Процедуру банкротства принадлежавшего РФ авиапредприятия запустили еще в 2008-м, когда его кредиторская задолженность перевалила за 60 миллионов рублей. В то время имущественный комплекс оценивался в 600 миллионов. Весной 2012-го посадочные площадки Второго авиапредприятия закрыли, так как оно лишилось сертификата на аэропортовую деятельность. Вновь пройти сертификацию уже не получится из-за отсутствия приличной материально-технической базы: аэропорты Североуральска, Тавды, Туринска, Алапаевска, Красноуфимска ушли с молотка в конце 2012 - начале 2013-го. В декабре минувшего года лот, в который разом включили аэропорты Сосьвы, Серова, Ивделя и Уктус в Екатеринбурге, остался невостребованным. После чего, как писали классики, "стулья снова поступили в торг, но уже по частям": упомянутые активы прошли переоценку.

На сегодня продали только Сосьву, причем цена поднялась с 3 до 5,7 миллиона рублей, а остальные до сих пор торгуются. Так, аэропорт Серова, откуда в июне 2012-го вылетел злополучный "самолет-призрак" Ан-2, предлагается по стартовой цене 11 миллионов рублей, которая будет снижена до первого предложения. Начальная цена лота "аэропорт в Ивделе" - 10,2 миллиона. За стартовые 253 миллиона рублей предлагается часть имущественного комплекса Уктусского аэропорта.

В июне процедуру внешнего управления авиапредприятия в очередной раз продлили - до декабря: к этому сроку распродажу предполагается завершить полностью и окончательно. С такой же неизбежностью, по всей видимости, состоятся "похороны" областного проекта воссоздания региональной авиации.

Жесткая посадка

Два года назад правительство Свердловской области заявило о намерении реанимировать местное авиасообщение на условиях государственно-частного партнерства. Проект подразумевал создание предприятия, осуществляющего авиаперевозки не только по Свердловской области, но и по всему Уралу, не забывая при этом о социальной нагрузке - доставке граждан, продуктов и медикаментов на север области, в труднодоступные поселения.

Инвестор, металлургический холдинг, вкладывал в капитал нового акционерного общества "вершки" - уже купленное за 150 миллионов рублей имущество аэропорта Уктус. Область пообещала выкупить и внести "корешки" - оставшуюся невостребованной часть материальных активов Второго Свердловского авиапредприятия, в том числе три аэродрома на севере области, которые имеют принципиальное значение для региона.

В развитие региональной малой авиации на базе Уктуса область намеревалась вложить в 2012 году 200 миллионов рублей. Однако планы возрождения региональной авиации постепенно свернули: обещанную сумму сначала сократили вчетверо. Сейчас проект и вовсе заморозили.

В том же состоянии "глубокой заморозки" пребывает внутрирегиональное воздушное сообщение и на всем Большом Урале. Оно не просто сократилось в несколько раз по сравнению с прошлым веком - в половине регионов местные авиаперевозки просто приказали долго жить.

В Свердловской области во времена СССР насчитывалось 23 аэродрома местных воздушных линий, к началу XXI века их число сократилось до 17-ти, в 2006-м - до одного. Сегодня, когда и эта единица лишилась сертификата, оно на нуле.

Местная аэродромная сеть Челябинской области связывала два десятка городов - сейчас действуют три посадочные площадки для технических нужд. В Курганской области еще в 1990-х закрыты 23 из 24 аэропортов.

По шоссе проще

Из аэропорта Кургана до недавнего времени летал только один регулярный рейс - в Москву. В свободное время здесь устраивали автогонки, воздушные праздники, пока в 2011-м не наступило оживление и возврат к профильной деятельности. Благодаря федеральной программе субсидирования региональных авиаперевозок появился рейс Курган - Екатеринбург. Пассажиры смогли добраться до центра федерального округа за тысячу рублей, потратив час, вместо пяти часов и 800 рублей в электричке. Нынешним летом федеральная поддержка позволила связать по воздуху Екатеринбург с Магнитогорском (при цене билета две тысячи рублей), дотационные рейсы открыли также в Тюмень и Пермь.

Правда, специалисты считают, что на полноценную "раскатку" рейса потребуется два-три года. Как поясняет авиаперевозчик, объективно экономика региональных перевозок такова, что на начальном этапе рейс без субсидий (со стороны государства либо магистральных перевозчиков) существовать не может. А степень развития связей между соседними субъектами Федерации пока не позволяет говорить о достаточности прямого пассажиропотока.

Впрочем, перспективы развития авиасообщения в Кургане сейчас вообще погрузились в туман из-за недавней инициативы областных властей, которые предложили лишить аэропорт льгот в отношении налога на имущество. Преференции, обеспечившие ежегодную экономию до 3 миллионов рублей, аэропорт получил в 2011 году. Именно эта мера, по словам менеджмента предприятия, позволяет баловать перевозчиков выгодными тарифами.

- Крайне необходимо возрождение внутрирегиональной и межрегиональной авиации, чтобы не все время летать через Москву, - отметил председатель наблюдательного совета ассоциации "Авиасоюз" Анатолий Квашнин на недавнем совещании в Салехарде. - Но сегодня мы находимся на нулевом уровне развития малой и региональной авиации.

Авиаперевозчики не скрывают: без финансовой поддержки властей летать внутри региона убыточно. По данным Минтранса РФ, на магистральных линиях себестоимость полетов - около 2,5 рубля, на региональных - 5 рублей, на местных - 35. А, скажем, на Ямале цена "кресло-километра" вырастает до 75 рублей.

- Такие перевозки пользуются спросом в регионах, где не развита инфраструктура, где даже летом не везде есть дороги - например на территории Югры или Якутии. Но в нашем регионе есть и железная дорога, и автомобильные трассы, - говорит коммерческий директор базирующейся в Екатеринбурге авиакомпании Кирилл Скуратов.

Субсидия на взлет

В отличие от Среднего Урала и Зауралья, на северных территориях УрФО ситуация кардинально иная. На территории округа функционируют девять аэропортов и 35 вертолетных площадок. Этого, считают эксперты, явно недостаточно для освоения Арктики и шельфа Ямала. В прошлом году в округе приняли целевую программу развития аэропортов до 2020 года. Планируемый объем средств окружного бюджета - 10,533 миллиарда рублей, в том числе с 2012-го по 2014 годы будет выделяться по 89,6 миллиона ежегодно. На ямальских аэродромах введут в строй 50 объектов наземной инфраструктуры, приобретут 90 единиц спецавтотранспорта и спецоборудования, в сельских поселениях построят еще 21 вертолетную площадку (три из них появятся уже в этом году). Ежегодные субсидии авиаперевозчикам в размере от 1,1 до 1,3 миллиарда рублей позволят сформировать льготный спецтариф на целевые перевозки по 28 социально значимым маршрутам в границах округа и восьми межрегиональных. Затраты обусловлены высокой себестоимостью внутриокружных авиаперевозок.

- Развитие региональной авиации - один из безусловных приоритетов правительства региона: 40 процентов территории округа, где проживают 15 процентов населения, связаны только по воздуху, - отмечает вице-губернатор Алексей Ситников.

Власти Югры тоже пекутся о развитии региональной авиации. На прошлой неделе развитие транспортной системы Югры обсуждала общественность - прошли слушания соответствующего проекта. Госпрограмма "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа" рассчитана на семь лет - до 2020 года. Из общего объема средств 88,7 миллиарда рублей 7,5 процента - 6,6 миллиарда - выделяется на развитие местной авиации. Из них 4,5 миллиарда - на возмещение убытков от пассажирских перевозок на территории округа, еще 1,8 миллиарда - на субсидирование пассажирских авиарейсов, соединяющих аэропорты округа с Тюменью. Планируется организовать пассажирские рейсы из региональных аэропортов и до Екатеринбурга.

Возможен ли ренессанс малой авиации в субъектах "с развитой сетью автодорог", позволит убедиться пример Приволжского федерального округа, где с апреля текущего года реализуется пилотный проект: авиасообщением связали 15 крупнейших городов ПФО. Эксперимент продлится восемь месяцев и проводится за бюджетный счет: авиапассажирам компенсируется половина стоимости перелета. Субсидии организациям воздушного транспорта из федерального и региональных бюджетов в общей сложности составили 600 миллионов рублей. В случае успеха в следующем году программа может быть расширена на все федеральные округа.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer