Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


С прицелом на авианосцы


30 августа 2013 года Николай Тебин , Независимая газета


В Иокогаме прошла церемония спуска на воду, как сообщают СМИ, самого крупного построенного в послевоенные годы на верфях Японии военного корабля. Официально это «эскадренный миноносец-вертолетоносец» 22DDH, бортовой номер DDH-183. Но эту классификацию большинство средств массовой информации приводит в кавычках. Он получил название «Идзумо». Фактически и по водоизмещению, и по конструкции это современный крупный вертолетоносец, который за несколько месяцев при незначительной модернизации можно переоборудовать в легкий авианосец. У него плоская полетная палуба по всему корпусу длиной почти 250 метров. Надстройка смещена к правому борту.

ОЖИДАЕМАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ

Это уже третий в японских ВМС десантный вертолетоносец, которого вряд ли можно отнести к эскадренным миноносцам. Спуск «Идзумо» на воду некоторые СМИ определяют как «неожиданность для соседних с Японией стран». Вряд ли это так. В отношении бюджетов на строительство кораблей Япония достаточно открытая страна. О вновь заложенных кораблях публикуются основные характеристики. В печати сообщалось, что в мае 2006 года был заложен 16DDH, в августе 2007 года он был спущен на воду и получил название «Хюга» (Hyuga 16DDH, бортовой номер DDH-181), а в апреле 2009 года «Хюга» вступил в строй.

Уже тогда отмечалось расхождение в маркировке класса «Хюга» и фактическим обликом корабля. По водоизмещению «эскадренный миноносец» «Хюга» был в три раза больше привычных эсминцев. Имел сплошную палубу от носа до кормы и смещенную на правый борт надстройку, все как у авианосцев.

DDH «Хюга» специалистами сразу рассматривался как универсальный десантный корабль и даже как легкий авианосец. Полное водоизмещение 18 тыс. тонн, полетная палуба длиной почти 200 метров. Может нести 11 вертолетов различного назначения. Задачи по высадке десанта уже отрабатывались с участием «Хюга» на учениях, в том числе совместных с подразделениями морской пехоты США.

Второй однотипный с «Хюга» корабль 18DDH был заложен в мае 2008 года, спущен на воду в марте 2011 года и вступил в строй под названием «Исэ» (Ise 18DDH, бортовой номер DDH-182).

Что касается «Идзумо», то еще в августе 2009 года в проекте бюджета на 2010 финансовый год, 116,6 млрд. иен запрашивалось на строительство нового корабля проекта 22DDH с большими, нежели «Хюга», размерами: длина – 248 м, ширина – 39 м (водоизмещение стандартное/полное – 19 500/24 000 т). Вступление «Идзумо» в строй ожидается в 2014 году. «Идзумо» способен обеспечить одновременный взлет и посадку 5 вертолетов и обеспечивать действия до 9 вертолетов.

«Идзумо» может выполнять функции корабля снабжения, в частности осуществлять дозаправку других действующих совместно кораблей. Оборудование позволяет выполнять функции плавучего штаба во время спасательных операций как за рубежом, так и в стране. На борту имеется госпиталь, рассчитанный на 35 пациентов.

«Эскадренный миноносец» «Идзумо», как считают эксперты, потенциально в будущем может использоваться для базирования истребителей вертикального взлета и посадки, таких как истребители F-35B.

ПОДГОТОВКА К ДЕСАНТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

Япония уже имеет военно-морской флот, который специалистами расценивается как один из лучших и по оснащению, и по подготовке личного состава среди флотов стран региона. Однако у нее не было сил и средств для проведения полноценных десантных операций. Этот недостаток устраняется введением в состав флота новых «эскадренных миноносцев-вертолетоносцев». Проведению таких операций «мешает» также Конституция страны, которая ограничивает деятельность вооруженных сил только оборонительными функциями, что не позволяет Японии строить авианосцы. Поэтому и маскируются авианосцы под вертолетоносцы, пусть и на бумаге.

Официально правящие круги страны заявляют, что Япония не имеет планов использовать «Идзумо» в наступательных целях. Тем не менее, по сообщениям японских корреспондентов, соседние с Японией страны, в частности Китай и Южная Корея, резко негативно встретили сообщения о спуске очередного десантного вертолетоносца в Японии. Об этом свидетельствуют, например, публикации корреспондентов газеты «Асахи» из Пекина и Сеула. В них отмечается жесткая отрицательная реакция в СМИ Китая и Южной Кореи на наращивание корабельного состава ВМС Японии. Это расценивается как «поворот на милитаристский курс».

Корреспондент «Асахи» в Пекине отмечает, что китайские газеты выносят фотографии о церемонии спуска на первые полосы и называют «Идзумо» «фактически авианосцем». Корреспондент цитирует китайского эксперта, который на центральном государственном канале заявил, что «Идзумо» может действовать как стандартный авианосец всего после двух месяцев модернизации. В газетах, пишет корреспондент, утверждается, что «наступательные возможности «Идзумо» будут много больше с размещением на нем истребителей вертикального взлета и посадки F-35B».

СОСЕДИ ЖДУТ ПОКАЯНИЯ

В сообщениях японских корреспондентов из Пекина отмечается, что китайцев возмущает то, что самый крупный современный японский корабль унаследовал название корабля, который участвовал в агрессии японских милитаристов в Китае. Такое же название было у «крейсера во время вторжения Японии в Китай в ходе второй японо-китайской войны» (1930-е годы). Чувства китайцев можно понять, для них это горький повод вспомнить об ужасах и унижениях китайского народа в годы японской агрессии.

Здесь можно напомнить, что в ходе японской колонизации Маньчжурии 1930-х годов сотни тысяч китайских крестьян сгонялись с удобных возделанных угодий, которые отдавались переселенцам из Японии. К 1941 году в Китай было переселено около миллиона японских колонистов, планировалось переселить около 5 млн. Без японского искреннего покаяния вряд ли может китайский народ забыть и простить «Нанкинскую резню». В декабре 1937 года солдаты Императорской армии зверски убили более 200 тыс. китайцев, гражданских и военных. Организовывались массовые бойни, японцы жалели патроны и рубили головы мечами.

Все это носило организованный правившими страной милитаристами целенаправленный характер – запугать китайцев, побудить население отказаться от борьбы. Примеров тому масса. Взять хотя бы разрешение военнослужащим Квантунской армии отправлять посылки домой. Нанкин, тогдашняя столица Китая, был отдан на разграбление японским солдатам. В поисках ценностей они врывались в дома, искали ценности, творили насилия. Только по подтвержденным данным было изнасиловано более 20 тыс. женщин.

Это признается японским руководством, но официального покаяния не сделано. Как не повинились японцы и за многие другие военные преступления в соседних странах, например преступления против корейского народа. За 35 лет аннексии Кореи до миллиона корейцев было вывезено в Японию, на рабский труд в шахтах и дорожном строительстве.

НЕ МЕШАЕТ ВСПОМНИТЬ ПРОШЛОЕ

Традиция передавать имена отслуживших свой срок кораблей вновь построенным существует во многих странах, как и общие морские традиции. В Японии есть своя национальная традиция – называть лучшие корабли по названиям древних провинций страны. Хюга, Исэ, Идзумо – такие провинции.

Сейчас в Японии наблюдается новая волна милитаристских настроений. Сторонникам наращивания вооруженных сил можно напомнить судьбу заложенных в конце в конце 1930-х годов и названных по этой традиции, как считалось, «непобедимых дредноутов», линкоров типа «Ямата». Они должны были обеспечить японское господство в водах Тихого океана. Головной «Ямато» был заложен в ноябре 1937 года, второй, «Мусаси» – в марте 1938 года, третий, «Синано» – в мае 1940 года.

«Ямато» и «Мусаси» вступили в строй в начале войны. «Синано» был достроен в 1944 году, но уже как авианосец. Делая ставку на линкоры, японские военные теоретики просчитались, победу в сражениях на море начали определять авианосцы. Атаками с воздуха в октябре 1944 года в заливе Лейт был потоплен «Мусаси», а в апреле 1945 года в битве за Окинаву и «Ямато». Оба «непобедимых дредноута» пошли в морскую пучину от ударов авиации, несмотря, нужно отдать должное, на мужество японских моряков. В каждый из «непобедимых» попало более десятка торпед и крупных авиабомб.

Авианосцу «Синано» не повезло в большей мере, чем его собратьям-линкорам. После ходовых испытаний на переходе из Токийского залива к месту базирования в ВМБ Куре 29 ноября 1944 года он был потоплен американской подводной лодкой, которая выпустила по нему всего 4 торпеды.

ЦЕЛЬ – ИСПРАВЛЕНИЕ «НЕПРАВИЛЬНОЙ» КОНСТИТУЦИИ

Сторонников милитаристского курса, которые есть и в правящих кругах Японии, не устраивает действующая с 3 мая 1947 года послевоенная Конституция, провозглашающая отказ от войны. По ее 9-й статье «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

Конституция Японии в своем роде уникальна тем, что в ней записано: «Право на ведение государством войны не признается». Борцам за мир во всем мире следовало бы развернуть борьбу за то, чтобы это положение было записано в Конституции других стран. Примером в этом могла быть Япония. Послевоенные экономические успехи Японии во многом обусловлены тем, что она фактически не участвовала в мировой гонке вооружений. Это была осознанная политика, подкрепляемая конкретными мерами, например запретом на экспорт оружия, ограничением военных расходов одним процентом от ВВП.

«Идзумо» – это лишь небольшой сигнал о повороте страны на милитаристский курс. Встать на него мешает Конституция, ее антивоенная статья. С победой на выборах в палату представителей в декабре прошлого года и возвращением во власть Либерально-демократической партии ее председатель и премьер-министр Синдзо Абэ ясно дал понять, что намерен добиться внесения поправок в Конституцию. Уверенность в возможности этого ему придала и победа ЛДП на выборах в июле в палату советников. Сейчас у ЛДП полный контроль в парламенте.

Однако поправки к Конституции по ее же статье 96 вносятся с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Такого большинства у ЛДП нет и С. Абэ, по сообщениям СМИ, для достижения своей цели ищет союзников среди малых партий в парламенте.

Пока же за дымовой завесой корабельной терминологии, называя авианосец эскадренным миноносцем, идет подготовка флота к наступательным операциям. Об этом свидетельствует инициированная в СМИ дискуссия о возможности «превентивных ударов» по представляющим угрозу Японии объектам за рубежом.

Это дискуссия, но есть и практические шаги. Правительство пришедшей в декабре 2012 года к власти Либерально-демократической партии приняло решение заморозить выполнение Долгосрочной программы строительства вооруженных сил, утвержденной в декабре 2010 года правительством правившей в то время Демократической партии Японии. Как писала в редакционной статье газета «Майнити», правительство ЛДП намерено, «сформулировать свою, по всей видимости, более жесткую программу наращивания вооруженных сил» и опубликовать ее в декабре.  




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer