Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Возрождение экранопланов


6 августа 2013 года У. Мескуа (U. Mezcua), "ABC.es", Испания


В начале этого месяца, после многолетней паузы, Россия проведет испытания экранопланов. Над подобными проектами также работают Китай и Иран. В 1966 году один из первых американских спутников-шпионов обнаружил на побережье Каспийского моря некий чудовищный объект, повергший в изумление аналитиков разведслужб: длина - 106 метров, размах крыльев - 42 метра. У объекта, по форме напоминавшего самолет, было десять реактивных двигателей.

Ввиду невозможности точно установить, что это такое - самолет или судно, объект назвали «чудовищем Каспийского моря» и начали отслеживать его перемещение по воде.

Однако, как оказалось, это был не самолет и не корабль. Это был экраноплан, что-то вроде самолета-амфибии, разработанный морским инженером Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Экраноплан должен был совершить качественный переворот в области морского транспорта и боевых надводных кораблей.

Начав свою карьеру в качестве конструктора судов на подводных крыльях, развивавших немалую скорость благодаря меньшему соприкосновению с водой, Алексеев вскоре пришел к выводу, насколько перспективным будет проект корабля, вообще не соприкасающегося с водной поверхностью и использующего так называемый экранный эффект. Этот эффект заключается в резком увеличении подъемной силы крыла летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности.

Огромные преимущества над самолетами и судами

Его чертежи нашли воплощение в «Экраноплане КМ», который американцы обнаружили с помощью своих спутников. При весе 544 тонны он мог развивать скорость свыше 400 километров в час и лететь на высоте до пяти метров над уровнем поверхности. Оборудованный как испытательная лаборатория, вскоре экраноплан показал свои преимущества (главным образом, большая грузоподъемность при меньшей мощности и меньший, чем у самолета, расход топлива, а также способность, подобно гидросамолетам, осуществлять посадку в любой точке океана, быть почти невидимыми для радаров и значительно менее уязвимыми для ракет). Но есть и недостатки.  В 1980 году, когда в результате порыва ветра экраноплан потерял устойчивость, пилот принял решение увеличить высоту полета, как он и должен был бы поступить, если бы речь шла о самолете. Но, поскольку это был не самолет, маневр привел к потере устойчивости, и экраноплан разбился. Однако идею уже одобрил ряд высших руководителей Советской Армии, в том числе министр оборонной промышленности, а впоследствии министр обороны Дмитрий Устинов, распорядившийся построить 120 экранопланов для участия в штурмовых операциях.

В 1972 году появился экраноплан под названием A-90 «Орленок». Его длина составляла 58 метров, а размах крыльев (они были тоньше, чем у его предшественника) позволял ему подниматься на высоту до 300 метров. Однако смерть Устинова в декабре 1984 года поставила крест и на разработке экранопланов: до закрытия программы были построены всего лишь 3 или 4 «Орленка». Но все же до смерти Устинова, в 1980 году, была завершена разработка еще одной модели экраноплана под названием «Лунь», способной нести на борту и осуществлять пуск 6 противокорабельных ракет SS-N-22 Sunburn (по классификации НАТО). Грузоподъемность «Луня» превышала тысячу тонн. Единственный достроенный «Лунь» и два «Орленка» ржавеют в сухом доке в городе Каспийске (Дагестан).

Взлет и падение

После смерти Устинова и распада Советского Союза большинство проектов строительства экранопланов было остановлено, включая создание трех огромных кораблей, предназначенных для транспортировки космического корабля многоразового использования «Буран» и ракет-носителей «Энергия», которые должны были вывести его на орбиту.

Но в последние годы экранопланы вновь пробудили интерес международных промышленных кругов. Вначале американская корпорация «Боинг» решила построить аппарат под названием «Пеликан» длиной 152,4 метра, грузоподъемностью около 1,3 тысячи тонн и дальностью полета приблизительно 18 тысяч километров.

И хотя проект «Пеликан» впоследствии был закрыт, Китай, Иран и та же Россия вернулись к идее строительства экранопланов. На прошлой неделе «РИА Новости» сообщило, что в начале августа состоятся летные испытания нового экраноплана «Стерх 10».

Иранская армия имеет на вооружении как минимум десять экранопланов

«Прототип аппарата уже почти готов к спуску на воду, а первый испытательный полет состоится в начале августа. Затем будет принято решение о начале его серийного производства», - заявил газете «Известия» Юрий Варакосов, президент Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов. В прошлом году еще одна модель экраноплана «Иволга» вызвала интерес российских пограничников, а ОКБ имени Г.М. Бериева занято поиском источников финансирования для строительства аппарата «Бe-2500 Нептун», способного летать как пассажирский самолет на большой высоте, так и в качестве экраноплана. Он может стать самым крупным из когда-либо построенных авиалайнеров.

В мае этого года китайское телевидение показало первые изображения экраноплана CYG-11, весьма похожего на «Иволгу», способного работать на двух автомобильных моторах. В экранопланную гонку включился и Иран. В 2010 году иранское информационное агентство Fars опубликовало фотографии новой модели экраноплана Bavar 2. До этого государственное телевидение Ирана транслировало кадры, на которых были видны как минимум десять экранопланов Bavar.

Оригинал публикации
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj26S
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ тут.
Восстановление ретро автомобиля: https://youdo.com/auto/tag/retro/
Цена ремонта шаровой опоры на https://youdo.com/auto/runninggear/balljoint/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer