Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Возрождение экранопланов


6 августа 2013 года У. Мескуа (U. Mezcua), "ABC.es", Испания


В начале этого месяца, после многолетней паузы, Россия проведет испытания экранопланов. Над подобными проектами также работают Китай и Иран. В 1966 году один из первых американских спутников-шпионов обнаружил на побережье Каспийского моря некий чудовищный объект, повергший в изумление аналитиков разведслужб: длина - 106 метров, размах крыльев - 42 метра. У объекта, по форме напоминавшего самолет, было десять реактивных двигателей.

Ввиду невозможности точно установить, что это такое - самолет или судно, объект назвали «чудовищем Каспийского моря» и начали отслеживать его перемещение по воде.

Однако, как оказалось, это был не самолет и не корабль. Это был экраноплан, что-то вроде самолета-амфибии, разработанный морским инженером Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Экраноплан должен был совершить качественный переворот в области морского транспорта и боевых надводных кораблей.

Начав свою карьеру в качестве конструктора судов на подводных крыльях, развивавших немалую скорость благодаря меньшему соприкосновению с водой, Алексеев вскоре пришел к выводу, насколько перспективным будет проект корабля, вообще не соприкасающегося с водной поверхностью и использующего так называемый экранный эффект. Этот эффект заключается в резком увеличении подъемной силы крыла летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности.

Огромные преимущества над самолетами и судами

Его чертежи нашли воплощение в «Экраноплане КМ», который американцы обнаружили с помощью своих спутников. При весе 544 тонны он мог развивать скорость свыше 400 километров в час и лететь на высоте до пяти метров над уровнем поверхности. Оборудованный как испытательная лаборатория, вскоре экраноплан показал свои преимущества (главным образом, большая грузоподъемность при меньшей мощности и меньший, чем у самолета, расход топлива, а также способность, подобно гидросамолетам, осуществлять посадку в любой точке океана, быть почти невидимыми для радаров и значительно менее уязвимыми для ракет). Но есть и недостатки.  В 1980 году, когда в результате порыва ветра экраноплан потерял устойчивость, пилот принял решение увеличить высоту полета, как он и должен был бы поступить, если бы речь шла о самолете. Но, поскольку это был не самолет, маневр привел к потере устойчивости, и экраноплан разбился. Однако идею уже одобрил ряд высших руководителей Советской Армии, в том числе министр оборонной промышленности, а впоследствии министр обороны Дмитрий Устинов, распорядившийся построить 120 экранопланов для участия в штурмовых операциях.

В 1972 году появился экраноплан под названием A-90 «Орленок». Его длина составляла 58 метров, а размах крыльев (они были тоньше, чем у его предшественника) позволял ему подниматься на высоту до 300 метров. Однако смерть Устинова в декабре 1984 года поставила крест и на разработке экранопланов: до закрытия программы были построены всего лишь 3 или 4 «Орленка». Но все же до смерти Устинова, в 1980 году, была завершена разработка еще одной модели экраноплана под названием «Лунь», способной нести на борту и осуществлять пуск 6 противокорабельных ракет SS-N-22 Sunburn (по классификации НАТО). Грузоподъемность «Луня» превышала тысячу тонн. Единственный достроенный «Лунь» и два «Орленка» ржавеют в сухом доке в городе Каспийске (Дагестан).

Взлет и падение

После смерти Устинова и распада Советского Союза большинство проектов строительства экранопланов было остановлено, включая создание трех огромных кораблей, предназначенных для транспортировки космического корабля многоразового использования «Буран» и ракет-носителей «Энергия», которые должны были вывести его на орбиту.

Но в последние годы экранопланы вновь пробудили интерес международных промышленных кругов. Вначале американская корпорация «Боинг» решила построить аппарат под названием «Пеликан» длиной 152,4 метра, грузоподъемностью около 1,3 тысячи тонн и дальностью полета приблизительно 18 тысяч километров.

И хотя проект «Пеликан» впоследствии был закрыт, Китай, Иран и та же Россия вернулись к идее строительства экранопланов. На прошлой неделе «РИА Новости» сообщило, что в начале августа состоятся летные испытания нового экраноплана «Стерх 10».

Иранская армия имеет на вооружении как минимум десять экранопланов

«Прототип аппарата уже почти готов к спуску на воду, а первый испытательный полет состоится в начале августа. Затем будет принято решение о начале его серийного производства», - заявил газете «Известия» Юрий Варакосов, президент Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов. В прошлом году еще одна модель экраноплана «Иволга» вызвала интерес российских пограничников, а ОКБ имени Г.М. Бериева занято поиском источников финансирования для строительства аппарата «Бe-2500 Нептун», способного летать как пассажирский самолет на большой высоте, так и в качестве экраноплана. Он может стать самым крупным из когда-либо построенных авиалайнеров.

В мае этого года китайское телевидение показало первые изображения экраноплана CYG-11, весьма похожего на «Иволгу», способного работать на двух автомобильных моторах. В экранопланную гонку включился и Иран. В 2010 году иранское информационное агентство Fars опубликовало фотографии новой модели экраноплана Bavar 2. До этого государственное телевидение Ирана транслировало кадры, на которых были видны как минимум десять экранопланов Bavar.

Оригинал публикации
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj26S
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ тут.
Восстановление ретро автомобиля: https://youdo.com/auto/tag/retro/
Цена ремонта шаровой опоры на https://youdo.com/auto/runninggear/balljoint/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer