Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Налет на прибыль


6 августа 2013 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Утром 6 августа «Аэрофлот» был вынужден на два часа перейти на ручную регистрацию рейсов. Причиной этого стал сбой в системе бронирования Sabre, которая управляет заказами на рейсы крупнейшей российской авиакомпании. Неполадки в Sabre повлияли на работу и других перевозчиков по всему миру. «Лента.ру» решила вспомнить, как появились глобальные системы бронирования и почему авиакомпании не могут обойтись без их услуг.

Трудно себе представить, как авиакомпании справлялись с бронированием билетов, когда этот процесс еще не был автоматизирован. Только для принятия заказов на полеты перевозчики были вынуждены содержать отдельный штат сотрудников, которые сидели на телефонах и принимали звонки от агентов по продаже билетов или самих пассажиров.
 
Например, у American Airlines в 30-е годы прошлого века была своя картотека (вроде библиотечной); одна карточка представляла отдельный рейс. Когда звонил клиент с просьбой заказать билеты на тот или иной перелет, телефонисту приходилось идти за карточкой и проверять наличие свободных мест. Если все места на нужный рейс были заняты, телефонист возвращался, спрашивал, какие еще рейсы подходят пассажиру, и вновь шел в картотеку. Ситуация становилась многократно сложнее, если забронировать надо было не один билет, а несколько десятков.
 
Ясно, что такая схема была неэффективной и затратной, и руководители авиакомпаний ломали голову над тем, как упростить процесс. Первому оптимизировать бронирование удалось главе все той же American Airlines Сайрусу Смиту (Cyrus Smith). Во второй половине 1940-х годов под его руководством была создана автоматизированная система, которая получила название Reservisor. Изначально она представляла собой простейшую конструкцию с единым центром и несколькими терминалами, которые позволяли телефонистам не вставать с места для проверки наличия мест. Вскоре Reservisor дополнили памятью на магнитных барабанах. Благодаря этому перевозчик получил возможность хранить в системе данные о свободных местах на десять дней вперед.
 
Изобретение оказалось удобным. Компании Teleregister, которая создавала Reservisor в партнерстве с American, удалось продать различные версии своей системы другим авиаперевозчикам, железнодорожным компаниям и гостиницам.
 
Со временем перед American встала задача ускорения процесса бронирования, и для этого Смит привлек к сотрудничеству IBM. В результате в начале 1960-х годов появилась система онлайн-резервирования Sabre — один из лидеров современного рынка бронирования. Впоследствии IBM и еще несколько разработчиков создали аналогичные системы для других авиаперевозчиков и железнодорожных компаний.
 
В свободное плавание
 
Со временем многие крупные авиакомпании стали избавляться от своих систем бронирования — так поступили, например, в Lufthansa, Air France, British Airways, KLM и других мировых лидерах индустрии. Сама American Airlines выделила Sabre в отдельную структуру в конце 1990-х годов, а в марте 2000-го эта компания вышла на IPO (первичное размещение акций на бирже). В 2006 году ее выкупили с рынка инвестиционные фонды TPG Capital и Silver Lake Partners за 4,5 миллиарда долларов; новые собственники также взяли на себя 550 миллионов долларов долга. Так дорого на рынке стоят единицы авиакомпаний — например, «Аэрофлот» на Московской бирже оценивается менее чем в два миллиарда долларов.
 
В результате того, что авиакомпании начали продавать свои отделения по бронированию, глобальный рынок (он стал называться рынком GDS, Global Distribution System) поделили несколько игроков, в том числе четыре компании-гиганта: Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan. Почему перевозчики решили продать бизнес по бронированию билетов, до конца неясно. The Economistсчитает, что на это решение повлияло развитие интернета — авиакомпании понадеялись, что пассажиры вскоре начнут заказывать билеты через сайты самих перевозчиков и различные онлайн-сервисы, которым не нужно платить комиссии.
 
В таком случае необходимость в услугах агентов по продаже билетов — преимущественно турагентств — отпадала. Авиакомпании решили сэкономить на комиссиях, которые они платили посредникам за распространение своих билетов. Раз не нужны распространители, значит, не нужны и предназначенные для них сервисы бронирования, рассуждали менеджеры авиакомпаний. И ошиблись.
 
Турагентства, оставшись без комиссий авиакомпаний, не разорились, а начали тесно сотрудничать с GDS. Доля прямых заказов на билеты осталась почти на том же уровне (меньше половины от общего объема), и авиакомпании по-прежнему вынуждены пользоваться услугами посредников, чтобы распродавать места на самолеты. GDS берут с перевозчиков в среднем около 12 долларов комиссионных за один проданный билет, часть из этой суммы уходит турагентствам.
 
Некоторые авиакомпании, например, низкобюджетная EasyJet, попытались бойкотировать GDS, чтобы отнять у них контроль за рынком бронирования. Тем не менее впоследствии даже лоукостеры были вынуждены признать, что не могут обойтись от услуг распространителей, продающих большую часть билетов.
 
По данным отраслевой организации Take Travel Forward, перевозчики платят GDS около семи миллиардов долларов в год. Для сравнения, чистая прибыль всех авиакомпаний мира в 2012 году составила 6,7 миллиарда долларов.
 
GDS в России
 
В России GDS занимают еще большую долю рынка, чем в целом в мире. По данным Транспортно-клиринговой палаты, сами авиакомпании продают всего 30 процентов билетов — остальные 70 процентов приходятся на посредников. Объем всего рынка оценивается более чем в 200 миллиардов рублей в год.
 
Ранее посредники получали до девяти процентов от продаж, то есть их выручка могла составлять около 12 миллиардов рублей в год. Сейчас авиакомпании заняты пересмотром условий работы с GDS, и участники рынка уже сократили агентские комиссии до пяти процентов.
 
Прибыльность глобальных сервисов бронирования достигает 26 процентов, в то время как у мировой авиаиндустрии этот показатель по итогам прошлого года составил всего лишь 0,1 процента. Такое соотношение наглядно демонстрирует, как стратегические просчеты влияют на развитие бизнеса.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer