Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Налет на прибыль


6 августа 2013 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Утром 6 августа «Аэрофлот» был вынужден на два часа перейти на ручную регистрацию рейсов. Причиной этого стал сбой в системе бронирования Sabre, которая управляет заказами на рейсы крупнейшей российской авиакомпании. Неполадки в Sabre повлияли на работу и других перевозчиков по всему миру. «Лента.ру» решила вспомнить, как появились глобальные системы бронирования и почему авиакомпании не могут обойтись без их услуг.

Трудно себе представить, как авиакомпании справлялись с бронированием билетов, когда этот процесс еще не был автоматизирован. Только для принятия заказов на полеты перевозчики были вынуждены содержать отдельный штат сотрудников, которые сидели на телефонах и принимали звонки от агентов по продаже билетов или самих пассажиров.
 
Например, у American Airlines в 30-е годы прошлого века была своя картотека (вроде библиотечной); одна карточка представляла отдельный рейс. Когда звонил клиент с просьбой заказать билеты на тот или иной перелет, телефонисту приходилось идти за карточкой и проверять наличие свободных мест. Если все места на нужный рейс были заняты, телефонист возвращался, спрашивал, какие еще рейсы подходят пассажиру, и вновь шел в картотеку. Ситуация становилась многократно сложнее, если забронировать надо было не один билет, а несколько десятков.
 
Ясно, что такая схема была неэффективной и затратной, и руководители авиакомпаний ломали голову над тем, как упростить процесс. Первому оптимизировать бронирование удалось главе все той же American Airlines Сайрусу Смиту (Cyrus Smith). Во второй половине 1940-х годов под его руководством была создана автоматизированная система, которая получила название Reservisor. Изначально она представляла собой простейшую конструкцию с единым центром и несколькими терминалами, которые позволяли телефонистам не вставать с места для проверки наличия мест. Вскоре Reservisor дополнили памятью на магнитных барабанах. Благодаря этому перевозчик получил возможность хранить в системе данные о свободных местах на десять дней вперед.
 
Изобретение оказалось удобным. Компании Teleregister, которая создавала Reservisor в партнерстве с American, удалось продать различные версии своей системы другим авиаперевозчикам, железнодорожным компаниям и гостиницам.
 
Со временем перед American встала задача ускорения процесса бронирования, и для этого Смит привлек к сотрудничеству IBM. В результате в начале 1960-х годов появилась система онлайн-резервирования Sabre — один из лидеров современного рынка бронирования. Впоследствии IBM и еще несколько разработчиков создали аналогичные системы для других авиаперевозчиков и железнодорожных компаний.
 
В свободное плавание
 
Со временем многие крупные авиакомпании стали избавляться от своих систем бронирования — так поступили, например, в Lufthansa, Air France, British Airways, KLM и других мировых лидерах индустрии. Сама American Airlines выделила Sabre в отдельную структуру в конце 1990-х годов, а в марте 2000-го эта компания вышла на IPO (первичное размещение акций на бирже). В 2006 году ее выкупили с рынка инвестиционные фонды TPG Capital и Silver Lake Partners за 4,5 миллиарда долларов; новые собственники также взяли на себя 550 миллионов долларов долга. Так дорого на рынке стоят единицы авиакомпаний — например, «Аэрофлот» на Московской бирже оценивается менее чем в два миллиарда долларов.
 
В результате того, что авиакомпании начали продавать свои отделения по бронированию, глобальный рынок (он стал называться рынком GDS, Global Distribution System) поделили несколько игроков, в том числе четыре компании-гиганта: Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan. Почему перевозчики решили продать бизнес по бронированию билетов, до конца неясно. The Economistсчитает, что на это решение повлияло развитие интернета — авиакомпании понадеялись, что пассажиры вскоре начнут заказывать билеты через сайты самих перевозчиков и различные онлайн-сервисы, которым не нужно платить комиссии.
 
В таком случае необходимость в услугах агентов по продаже билетов — преимущественно турагентств — отпадала. Авиакомпании решили сэкономить на комиссиях, которые они платили посредникам за распространение своих билетов. Раз не нужны распространители, значит, не нужны и предназначенные для них сервисы бронирования, рассуждали менеджеры авиакомпаний. И ошиблись.
 
Турагентства, оставшись без комиссий авиакомпаний, не разорились, а начали тесно сотрудничать с GDS. Доля прямых заказов на билеты осталась почти на том же уровне (меньше половины от общего объема), и авиакомпании по-прежнему вынуждены пользоваться услугами посредников, чтобы распродавать места на самолеты. GDS берут с перевозчиков в среднем около 12 долларов комиссионных за один проданный билет, часть из этой суммы уходит турагентствам.
 
Некоторые авиакомпании, например, низкобюджетная EasyJet, попытались бойкотировать GDS, чтобы отнять у них контроль за рынком бронирования. Тем не менее впоследствии даже лоукостеры были вынуждены признать, что не могут обойтись от услуг распространителей, продающих большую часть билетов.
 
По данным отраслевой организации Take Travel Forward, перевозчики платят GDS около семи миллиардов долларов в год. Для сравнения, чистая прибыль всех авиакомпаний мира в 2012 году составила 6,7 миллиарда долларов.
 
GDS в России
 
В России GDS занимают еще большую долю рынка, чем в целом в мире. По данным Транспортно-клиринговой палаты, сами авиакомпании продают всего 30 процентов билетов — остальные 70 процентов приходятся на посредников. Объем всего рынка оценивается более чем в 200 миллиардов рублей в год.
 
Ранее посредники получали до девяти процентов от продаж, то есть их выручка могла составлять около 12 миллиардов рублей в год. Сейчас авиакомпании заняты пересмотром условий работы с GDS, и участники рынка уже сократили агентские комиссии до пяти процентов.
 
Прибыльность глобальных сервисов бронирования достигает 26 процентов, в то время как у мировой авиаиндустрии этот показатель по итогам прошлого года составил всего лишь 0,1 процента. Такое соотношение наглядно демонстрирует, как стратегические просчеты влияют на развитие бизнеса.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer