Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Роствертол" набирает высоту


16 сентября 2013 года Алексей Иванов, Эксперт Юг №34-36 (275)


К 2020 году холдинг «Вертолёты России» планирует удвоить свою долю на мировом рынке авиастроения, продавая за рубеж каждую четвёртую машину. Значительная часть этих планов будет реализована в Ростове-на-Дону. На внутреннем рынке основным драйвером долгосрочного роста для «Роствертола» стала активизация гособоронзаказа.

Во время недавнего визита в Ростовскую область президента России Владимира Путина было объявлено, что в нынешнем году холдинг «Вертолеты России» выпустит 321 машину — вдвое больше, чем в кризисном 2009 году. А до конца десятилетия, говорится в документах компании, портфельный заказ составляет 870 машин на общую сумму около 388 млрд рублей, в том числе 232 вертолёта на экспорт. Стратегия развития «Вертолётов России» предусматривает увеличение ежегодных продаж к 2020 году до 400-450 машин с объёмом продаж и послепродажного обслуживания не менее 240 млрд рублей. Это позволит нарастить российскую долю мирового рынка вертолётостроения с 10,7 до 18% и довести годовой объём отечественного производства не менее чем до 470 вертолётов. Приличная доля этого «пирога» должна достаться «Рост­вертолу», который только в прошлом году собрал 54 вертолёта типов Ми-26, Ми-28Н и Ми-35 для всех заказчиков. Выручка компании в прошлом году составила 30,232 млрд рублей, превысив показатель 2011 года более чем в полтора раза.

Экспортный вылет

По данным экспертов Teal Group Corp, до 2020 года в мире будут проданы 4667 боевых вертолётов на общую сумму 62,3 млрд долларов. Пока на этом рынке лидирует американская Bell Helicopter (23%), на втором месте Eurocopter (18,75%), на третьем Sikorsky (12,3%). На четвёртом обосновались «Вертолеты России», занимая с «Роствертолом», Казанским вертолётным заводом и Улан-Удэнским вертолётным заводом нишу в 10,7%. Если заложенные в стратегии госхолдинга прогнозы оправдаются и финансирование отрасли окажется на обещанном уровне, то российская компания через семь лет сможет серьёзно потеснить Eurocopter и выйти на второе место. Для «Роствертола» же это реальный шанс стать одним из мировых лидеров в сфере продаж не только боевых, но и тяжёлых гражданских машин. Тем более что зарубежные конкуренты лишь собираются разрабатывать собственные модели «одноклассников», а от чертежа до рынка проходит, как правило, не один год.

Экспортные поставки стали палочкой-выручалочкой «Роствертола» в годы кризиса в отечественном ОПК. В начале прошлого десятилетия, когда доля военных вертолётов в общем объёме производства «Роствертола» составляла 96%, на экспорт отправлялось 66% продукции. За рубежом охотно брали самый тяжёлый в мире серийный транспортный вертолёт Ми-26Т и модернизированный боевой ударный Ми-35 (аналог знаменитого «крокодила» Ми-24 с приборами ночного видения, тепловизорами, спутниковой навигационной системой).

Затем доля госзаказа стала увеличиваться. Решающим эпизодом стало обещание экс-главкома ВВС Владимира Михайлова начать замену боевых ударных вертолётов Ми-24 на другого «ростовчанина» — Ми-28Н «Ночной охотник» с закупки у «Роствертола» сразу 300 машин. Параллельно происходила интеграция «Роствертола» в госхолдинг «Вертолёты России». Показательно, что пессимистические ожидания менеджмента «Роствертола», утратившего свою самостоятельность, не оправдались, и предприятие быстро нарастило не только внутренние поставки благодаря гособоронзаказу, но и увеличило экспортные, постоянно расширяя их географию. «До недавнего времени соотношение между машинами, поставленными в рамках гособоронзаказа и на экспорт, у нас было 50 на 50. Сейчас — 65 на 35. При этом я считаю, что потенциал поставок за рубеж у нас большой», — говорит генеральный директор «Роствертола» Борис Слюсарь.

Традиционный внешний рынок «Вертолётов России» — развивающиеся страны (Африка, Латинская Америка, Индия, Китай). В 2011 году портфель заказов компании удвоился (с 429 до 859 машин на общую сумму 330 млрд рублей), а в 2012 году уже насчитывалось заказов на 921 вертолёт (460 млрд рублей). «Отвоевать позиции на мировом рынке позволила консолидация отрасли, — считает заместитель генерального директора “Вертолётов России” по финансам и развитию Сергей Ярковой. — В результате за пять лет мы сумели изменить структуру нашего капитала и затрат, превратить “Вертолёты России” в эффективную компанию. Соединив научный и промышленный потенциал, мы избавились от дублирующих функций, а в результате централизации закупок удалось сократить издержки на четыре процента (700  миллионов рублей)».

Сейчас доля «Роствертола» на мировом рынке вертолётов оценивается в 2,5%. Выход на экспорт состоялся в 1997–2000 годах — по данным компании, за этот период за рубеж было продано 27 машин (23 вертолёта типа Ми-24 и 4 — Ми-26Т). А 2001 по 2012 годы ростовчане поставили на экспорт свыше 150 вертолётов. В частности, в прошлом году на внешний рынок ушли 11 боевых ударных вертолётов Ми-35М (8 — в Азербайджан, 3 — в Бразилию). Азербайджан должен закупить по контракту всего 24 машины, а Бразилия, согласно подписанному в 2009 году контракту на 150 млн долларов, — 12 вертолётов. В настоящее время идёт активная работа по продвижению Ми-35М в страны СНГ, Латинской Америки, Азии, Африки, Ближнего Востока. На авиасалоне в Ле Бурже было объявлено о внушительном заказе Ирака на поставку в эту страну 40 «Ночных охотников».

Неизменным спросом у зарубежных потребителей пользуется и транспортный Ми-26Т. «Это единственный в мире вертолёт, способный перевозить внутри кабины или на внешней подвеске груз общим весом до 20 тонн, — поясняет Борис Слюсарь. — Самый близкий его конкурент по грузоподъёмности, американский вертолёт “Чинук” компании “Боинг”, не раз был обязан своим спасением нашей машине. В Афганистане Ми-26Т несколько раз был задействован при транспортировке сбитых талибами и совершивших вынужденную посадку вертолётов “Чинук”. Попытки перенести подбитые машины при помощи таких же “американцев” оказывались безуспешными».

В настоящее время основными эксплуатантами Ми-26Т, помимо самой России и стран СНГ, являются Китай, Индия, Венесуэла, Греция. Этот вертолёт также давно, часто и успешно используется на условиях лизинга во многих европейских, азиатских и африканских странах. Практически каждое лето на протяжении последнего десятилетия вертолёты Ми-26Т в качестве пожарных работают в Греции, Франции, Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Сербии, Черногории, на Кипре.

Очередь за вертолётами

Проблем со сбытом у ростовских вертолётостроителей не предвидится и на внутреннем рынке, поскольку российские ВВС в ближайшее десятилетие намерены закупить около тысячи винтокрылых машин. Госпрограммой на 2011–2020 годы предусмотрена закупка и поставка в войска 200 вертолётов Ми-28Н, на производство которых в Ростове сегодня делается основная ставка. А в 2015 году в войска должна начать поступать уже модернизированная и избавленная от первых «детских недостатков» модель «Ночного охотника».

Переоснащение российской авиации новыми боевыми ударными геликоптерами идёт полным ходом. Стоимость серийного «Ночного охотника» колеблется в рамках 245-250 млн рублей, так что средства на модернизацию производства у «Роствертола» имеются. В 2010 году завод затратил 174,3 млн рублей на реконструкцию цехов по производству Ми-28Н и ещё 392,3 млн рублей на запуск в серию его экспортной модификации Ми-28НЭ. В последние годы на заводе была проведена реконструкция всех производственных цехов.

«Вертолётостроение сейчас на подъёме, гособоронзаказ огромный, — говорит генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — Темпы производства Ми-8 и Ми-171 превышают советские, финансирование на закупку Ми-28Н зарезервировано, так что ростовчане могут чувствовать себя спокойно. У транспортника двойного назначения Ми-26Т хорошие перспективы не только в военной, но и в гражданской отрасли».

Кроме того, сегодня в цехах «Роствертола» идёт работа над созданием учебно-тренировочного вертолёта двойного управления Ми-28УБ, который должен быть запущен в серию в 2015 году. Также предприятие в кооперации принимает участие в разработке и производстве средних многоцелевых гражданских вертолётов Ми-38 (на его базе создаётся «аэротакси») и одновинтового Ка-62.

Интересно, что внутри «Оборонпрома» параллельно развиваются два проекта производства боевых ударных вертолётов, призванных прийти на замену «Крокодилу» Ми-24 — ростовский Ми-28Н и подмосковный Ка-52 «Аллигатор». И оба предлагаются ВВС в качестве основного. Аналитики полагают, что преимущество в этом внутреннем соревновании будет у того производителя, кто сумеет в кратчайший срок наладить массовое производство машин. «За вертолётами сегодня стоит очередь, — отмечает Борис Рыбак. — Тот производитель, который станет выпускать машины быстро и качественно, победит в этой гонке. Новое руководство Минобороны намерено развивать конкуренцию и чётко выполнять свои финансовые обязательства. Но и конструкторские бюро заводов тоже должны строго следить за взятыми на себя обещаниями по созданию машин с нужными лётными характеристиками». А это уже смог сделать «Роствертол», у которого ежегодный выпуск «Ночных охотников» исчисляется десятками.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer