Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зенитно-ракетный обмен


16 сентября 2013 года Василий Сычев, Lenta.ru


Правительство России не прекращает попыток убедить Иран отозвать из международного суда иск на четыре миллиарда долларов, предъявленный за срыв поставок зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ-1. Президент России Владимир Путин уже встретился со своим иранским коллегой Хасаном Рухани и сделал ему «предложения не второй, а первой свежести». Суть предложения пока неизвестна, но ясно одно: Иран стал новой картой в споре России с США относительно военной операции в Сирии.

По неофициальным данным, Россия и Иран подписали контракт на поставку пяти дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ-1 в 2005 году. Сумма сделки составила около 800 миллионов долларов, из которых 167 миллионов Тегеран перечислил в качестве аванса. Официально о соглашении российские власти объявили только в 2007 году, но по разным причинам исполнять контракт не торопились, ссылаясь на технические причины. Долгие годы Иран ожидал поставки комплексов, хотя в контракте за срыв соглашения была предусмотрена неустойка в размере 300-400 миллионов долларов.

В июне 2010 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №1929, запрещающую поставку Ирану «любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений Организации Объединенных наций». Таким образом, Ирану было запрещено поставлять только наступательные виды вооружений и военной техники.

В частности, к ракетным системам, о которых шла речь в резолюции, регистр ООН относит «управляемые и неуправляемые ракеты, баллистические или крылатые ракеты, способные нести боеголовку или другое вооружение на расстояние не менее 25 километров, а также средства, созданные или специально модифицированные для запуска таких ракет <...> включая дистанционно управляемые летательные аппараты, но не ракеты класса "земля-воздух"», а также переносные зенитные ракетные комплексы.

Формально запрета на поставки систем противовоздушной обороны (а их оборонительный характер определен уже в самом названии) Совбез ООН не ввел, однако против исполнения Россией иранского контракта на поставку С-300ПМУ-1 высказалось большинство стран Запада, и в первую очередь — США. В сентябре 2010 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, подписал указ «О мерах по выполнению резолюции СБ ООН №1929 от 9 июня 2010 года». В нем он дословно процитировал часть указа Совбеза ООН, дополнив его системами С-300.

«Запрещаются транзитное перемещение через территорию Российской Федерации (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории Российской Федерации в Иран, а также передача Ирану вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом Российской Федерации любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, зенитных ракетных систем С-300, либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части, либо предметов, указанных Советом Безопасности ООН или Комитетом Совета Безопасности ООН» (Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года»).

После такого решения Медведева, как раз в то время говорившего о перезагрузке политических взаимоотношений с США, правительство Ирана в апреле 2011 года подало иск к «Рособоронэкспорту» в Международный третейский суд Женевы. Размер исковых требований составил четыре миллиарда долларов, в десять раз больше размера штрафных санкций, предусмотренных контрактом за непоставку С-300ПМУ-1. Такая сумма была определена Тегераном намеренно, чтобы Москва легче пошла на переговоры о поставке зенитных комплексов.

Пытаясь договориться с Ираном, Россия непоследовательно предлагала поставку дополнительных зенитных ракетных комплексов малой дальности «Тор-М1Э». При этом российские власти утверждали, что С-300 подпадают под резолюцию Совбеза ООН, не объясняя, впрочем, почему международные санкции не могут распространяться на «Тор-М1Э». С-300ПМУ-1 с натяжкой можно отнести к наступательным видам вооружений, поскольку при известных точных координатах цели комплексы могут наносить удары по наземным объектам. Но с точки зрения стоимости ракет и эффективности целесообразность такого использования С-300 вызывает серьезные сомнения.

На новые предложения России Иран не согласился. В середине сентября 2013 года газета «Коммерсантъ» написала со ссылкой на источник, близкий к Кремлю, что президент России Владимир Путин решил предложить Тегерану пять дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300ВМ «Антей-2500». Комплексы могут быть поставлены в обмен на отзыв иранского иска из международного суда. При этом посол Ирана в России Сейед Махмуд Реза Саджади заявил, что если Москва сможет предложить Тегерану недорогие и надежные комплексы, последний на сделку согласится.

Источник «Коммерсанта» утверждал, что комплексы «Антей-2500», как и С-300ПМУ-1, под действие санкций ООН не подпадают. Кроме того, они же не подпадают и под действие указа, подписанного Медведевым. Последнее, впрочем, сомнительно, поскольку в указе зенитные комплексы указаны как С-300, а значит формально запрет распространяется на все модификации подобных систем, будь то ПМУ-1, ПМУ-2, ВМ или Ф. Таким образом, взамен С-300ПМУ-1 логичнее было бы предлагать Ирану новые комплексы С-400 или даже С-350 «Витязь» (использует ракеты 9М96 от С-300ПМУ-2). Презентация экспортной версии последнего состоялась на авиасалоне МАКС-2013.

Сразу после публикации «Коммерсанта» пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Путин не давал поручений проработать вопрос о поставке Ирану комплексов С-300ВМ. Впрочем, вскоре стало известно, что 13 сентября 2013 года в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества Путин встретился со своим иранским коллегой Хасаном Рухани и сделал ему «предложения не второй, а первой свежести». Суть этих предложений, как впрочем и ответ иранской стороны, пока не раскрывается. Известно лишь, что речь шла об иске Ирана к России.

Пока понятно одно: российским властям в ближайшее время придется принять решение о поставках зенитных комплексов Ирану, хотя сами системы, предназначавшиеся Тегерану, уже полностью разукомплектованы. Дело в том, что женевский суд с высокой долей вероятности примет сторону Ирана и удовлетворит иск, а Россия как правопреемница СССР, согласно Нью-йоркской конвенции 1958 года, должна будет исполнить решение международного арбитража и выплатить Ирану штраф.

Фактически выбор у Москвы в этом случае будет невелик: либо выплатить штраф и, как того хочет Запад, больше не поставлять С-300 Тегерану, либо поставить Ирану комплексы и тем самым бросить вызов США, либо, наконец, отказаться от исполнения всех обязательств — не поставлять С-300 и не платить штраф. И любое из этих решений поставит Москву в крайне сложное положение.

Уступки США скажутся и на международной репутации России, и на ее бюджете — сумма штрафа вполне ощутима, а уступки Тегерану еще больше подорвут взаимоотношения с США, в которых только-только снизилось напряжение, вызванное разногласиями по Сирии и предоставлением Москвой убежища беглому контрактнику американских спецслужб Эдварду Сноудену. Если же Россия откажется от поставок С-300 и уплаты штрафа, то она рискует потерять значительную часть покупателей вооружений и военной техники из числа арабских государств, а значит и значительную часть финансовых поступлений от продажи оружия (в 2012 году российский военный экспорт превысил 13 миллиардов долларов). Так что Кремлю пока остается лишь уповать на «предложения первой свежести».




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer