Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небо, пилоты и два вертолета


18 сентября 2013 года Виктория Рассказова , Московский комсомолец


Известие о том, что в Горный Алтай прибывают участники кругосветной экспедиции на вертолетах, конечно, впечатлило. Однако, несмотря на большую и светлую любовь ко всему, что движется по воздуху, в суете рабочих будней и воспринялось оно как-то буднично: мало ли в эти чудесные места приезжает, приходит, прибегает и прилетает путешественников и экстремалов разных мастей. И лишь при виде двух заходящих на посадку вертолетиков (да не обидятся на меня их пилоты за такое уменьшительно-ласкательное определение) подумалось: на этих вот маленьких винтокрылых машинках за несколько недель они не просто посетили столько красивейших мест, что обычному человеку для этого не хватит и всей жизни, на них они преодолели путь над Атлантическим океаном! Некоторые, впрочем, как выяснилось, не в первый раз.

Фьорды, Фареры и реки на льду

Слово «впервые» здесь применимо к следующим моментам: впервые вокруг света именно на Robinson R66 и впервые вокруг света на вертолетах — в российской (и советской) истории. Кроме того, на Алтай четверо из пятерых участников кругосветной экспедиции 10 сентября 2013 года тоже прибыли впервые. Стартовали же «небесные путешественники» с подмосковного Буньково 2 августа. «Мы начали свой путь на запад, поднялись на север Европы, посетили Нордкап — самую северную точку континента, оттуда пошли сразу на юг, захватили Африку, побывали на Тарифе — самой южной точке, поднялись через Париж в Лондон. Англия — самая авиационная держава из всех, которые нам довелось увидеть, хотя, возможно, с ней соперничает Канада. Дальше путь пролегал через Атлантику, из Шотландии попали на Фареры, затем в Исландию, где встретили День авиации, и уже оттуда помчались в Гренландию. Пересекли ее поверху, через ледники — видели эти бесконечные запасы льда, которые, как вы знаете, тают. Своими глазами наблюдали огромные реки, текущие среди льда. Очень впечатляющее зрелище — голубое такое, как будто уходящее в бездну бурлящую. Дальше — в Канаду, пересекли ее с востока на запад, поднялись на Аляску. Везде нас встречали очень ласково, практически не требовалось времени на формальности», — на вопросы местных корреспондентов они начали отвечать тут же, на поле, едва выйдя из вертолетов. Улыбающиеся, приветливые — как будто и не преодолевали каждые сутки в течение нескольких недель от тысячи до двух с лишним тысяч километров пути. К моменту приземления в Горно-Алтайске за их плечами было уже больше 36 тысяч км (после Берингова пролива — Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Охотск, Якутск, Иркутск, Красноярск…).

С мечтой о небе

В составе экипажей — пилоты подмосковного клуба «Истра» компании «Авиамаркет». Руководитель экспедиции Михаил Фарих — опытный частный пилот-путешественник, участник многих экспедиций и спасательных операций: «Я по годам значительно более молодой пилот, чем Саша (имеется в виду абсолютный чемпион мира 2006 года по высшему пилотажу на самолетах, заслуженный мастер спорта России Александр Курылев. — «МК».). Начал учиться в 2007-м (в 49 (!) лет), когда вышел на пенсию. Первую часть своей жизни служил в армии — не долго, двадцать лет всего. Но моя служба не была связана с авиацией, и после нее я работал в бизнесе. В 2009-м стал пилотом, осуществив детскую мечту. Я так активно летаю, много учусь в разных местах планеты, что налет часов на сегодня у меня где-то две тысячи». Самый старший участник — шеф-пилот аэроклуба, командир второго вертолета Дмитрий Ракитский: «Летать начал давно — в 1975-м, на планерах, будучи студентом института. Потом во время перестройки хобби превратилось в профессию. На вертолеты сел сравнительно недавно — в 1997 году. До этого летал на самолетах, планерах, автожирах и воздушном шаре». «Летает на всем, что не прибито к земле», — говорит про него Фарих. Общий налет на воздушных судах разных типов у Ракитского составляет более 12 тысяч часов, летный стаж превышает

35 лет. Чемпион Курылев в аэроклубе с 2001-го, на вертолеты пересел в 2008-м. Признается, что на вертолетчиков и их машины раньше смотрел свысока: «Думал, это такая «бетономешалка», летающая вокруг огорода. А когда стал осваивать, изменил мнение!» До экспедиции налетал на вертолетах порядка восьмисот часов. Чуть меньше у предпринимателя Вадима Мельникова — он в авиации с 2009-го, зато у него самый большой из четверых опыт пилотирования именно Robinson R66. Еще один участник экспедиции — оператор, режиссер-документалист Дмитрий Кубасов. «Он не летчик, но, бедный, испытывает все трудности, пересек Атлантический океан, летел над горами в не очень хорошую погоду…» — рассказывает руководитель проекта, а по пресс-залу аэропорта, куда переместились для более обстоятельной беседы ее участники, тем временем проносятся шепотком девичьи вздохи: «Вот нам бы так испытывать!» Корреспондентки в своих мыслях, разумеется, не одиноки. Им (участникам кругосветки) многие завидуют — и из тех, для кого небо — дом родной, и из обычных людей, которые больше привыкли ходить, а не летать.

Убедились: круглая

«Главное — убедиться, что Земля круглая! Похоже, что это так», — шутят пилоты в ответ на вопрос о целях путешествия. «Ни для кого не секрет, что в России сейчас наблюдается застой в авиации — из некогда великой авиационной державы она превратилась в страну, закупающую Boeing и Airbus, прочую технику. Фактически бездействуют авиационные КБ. Наша задача — попытаться понять, где причина такого спада, почему наши дети идут не в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского), не в конструкторские бюро…» — уже вполне серьезно отвечает Ракитский. Своим образом жизни и такими вот полетами (за их плечами — в разном составе — перелет через Атлантику и к Северному полюсу, другие уникальные экспедиции) они подают пример молодежи, в большинстве своем стремящейся ныне отнюдь не в небо. И, конечно, никуда не деть стремление к самоутверждению — каждый, как умеет, доказывает себе и близким, что многое может. Они умеют вот так — на вертолетах через океан, вокруг Земли. Разумеется, есть в наборе целей и апробация машины, лишь недавно сертифицированной в России. «Эта маленькая машинка сделала революцию в вертолетостроении… За 36 тысяч километров у нас не было не то что каких-либо отказов, нам не потребовалась даже помощь авиационного техника. Все, что необходимо, мы делаем сами. Я не знаю другого вертолета, на котором без надлежащего технического обслуживания можно было бы совершить такой перелет», — делится Дмитрий. Прозвучали и слова об эгоизме. Ну разумеется: в любом деле, если ты занимаешься тем, что тебе больше всего нравится, есть изрядная его доля. К тому же здесь большущим плюсом идут само ощущение полета, возможность подняться над повседневной суетой, увидеть то, чего большинство не увидит никогда (разве только на картинках), и общение с самыми разными людьми — друзьями, единомышленниками и просто с теми, кто восхищается их затеей. Поэтому такие путешествия совершаются во многом для себя. «У меня есть несколько товарищей, так же любящих полет. И когда я лечу с кем-то из них, мы становимся практически одним существом, двумя полушариями мозга нашего вертолета — даже мысли возникают у нас синхронно, и понимаем мы друг друга не то что с полуслова — с полувзгляда. Таких людей в моей жизни меньше, чем пальцев на одной руке — и я очень дорожу ими. Они тоже говорят, что им комфортно летать со мной, хотя на земле мы бываем достаточно разными», — признавался Михаил Фарих незадолго до старта кругосветки.

Олёкминск — это вам не Лондон!

Едва ли не единственным поводом для ощущения дискомфорта за время перелета, по словам путешественников, стали темнеющие внизу холодные воды Атлантического океана, когда на протяжении долгих часов не было видно и намека на сушу: «Над теплым Средиземным морем лететь спокойней». Самый длинный «рабочий день» за время перелета — 12,4 часа, это как раз из Гренландии в Канаду, в Ньюфаундленд и Лабрадор. Другой повод более прозаичен: формальности в российских аэропортах отнимали порой столько времени, что приходилось жертвовать не просто отдыхом и осмотром местных достопримечательностей, но и драгоценными часами сна. Да и стоит обслуживание в плане взлета-посадки в родной стране в разы дороже, чем где бы то ни было: «В Америке и Канаде это практически бесплатно, а в Олёкминске (якутский городок с населением около десяти тысяч человек. — «МК».) — в три раза дороже, чем в Лондоне». И еще наблюдение: «Вроде и земля одинаковая, и растительность, а люди живут по-разному. Вот это обидно — при тех же природных условиях наше население в бытовом плане живет намного хуже, чем в других местах».

В отношении наземных аэропортовых служб они, впрочем, оптимисты, проблемы списывают на молодость российского авиационного законодательства — небо для частной авиации в стране открыли лишь в 2010-м: «Люди на местах еще помнят, как было раньше, не могут перестроиться. Слишком малый срок, чтобы эта отрасль начала работать так же слаженно, как в других странах, где она развивалась десятилетиями. Надеемся, со временем летать станет комфортнее».

Российские флаги в далеких портах

Маршрут своей кругосветки они составляли так, чтобы увидеть как можно больше интересных и недоступных мест, в некоторых останавливались, отдыхали и даже совершали «земные» прогулки, как, например, к Ниагаре — с воздуха водопад, говорят, смотрится совсем по-иному (кто бы сомневался!).

Важную роль сыграла и география проживания близких друзей из числа большой мировой семьи вертолетчиков. Хотя на пути следования встречали их не только друзья, порой специально ко времени их прилета к аэродромам приходили и приезжали совсем незнакомые люди: за передвижениями путешественников все желающие могли наблюдать на сайте аэроклуба в онлайн-режиме. В Испании, пролетая по просьбе друга над пляжем близ Малаги, они увидели большой плакат с надписью «УРА!». В Португалии и Канаде к их прибытию развернули российские флаги. «И где только нашли?» — удивляются пилоты. И такая вот деталь — из путевых заметок Михаила Фариха: «При планировании маршрута я не мог не включить в него места, знакомые с детства. Одно из них — Белая Лошадь (Whitehorse). Здесь жили герои Джека Лондона: Смок Беллью, Малыш, Элам Харниш... Но до конца я не мог поверить в то, что смогу здесь оказаться, — да еще на вертолете! И вот — мы в Уайтхорсе, столице Юкона». Снова воплощение детской мечты…

…Посмотрев на Горный Алтай с высоты своего полета, уже на следующий день они отправились в столицу Сибири, затем в Омск, далее — согласно маршруту. На поле родного аэроклуба в Буньково оба экипажа приземлились в 15.30 14 сентября, через 43 дня после старта, оставив позади 220 летных часов и 39 448 километров воздушного пути. «Мы счастливы и одновременно слегка грустны», — написал Михаил Фарих накануне заключительного дня этого удивительного путешествия.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5Z8h
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/gifts-delivery/shary/, лучшие цены.
Тут http://courier.youdo.com/courier-services/eshop/books/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer